СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие об онтогенезе – индивидуальном развитии особи, о периодах онтогенеза; выявить продолжительность жизни наиболее известных ученикам животных; развивать познавательный интерес, расширять информационное поле учеников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных»»

Конспект урока: «Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных»



Цель: дать понятие об онтогенезе – индивидуальном развитии особи, о периодах онтогенеза; выявить продолжительность жизни наиболее известных ученикам животных; развивать познавательный интерес, расширять информационное поле учеников.

Оборудование: таблицы: «Биогеценоз широколиственного леса», «Биогеценоз пресноводного водоема».


Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие класса. Отметка отсутствующих.

Эмоциональный настрой.

  1. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

  • Из каких стадий состоит развитие с превращением?

  • В чем преимущество развития с превращением?

  • В чем особенность развития без превращения?

  • Какие животные развиваются с превращением?

  • У каких животных развитие происходит без метаморфоза?

Устный опрос.


  1. Сообщение новой темы урока.


Продолжительность жизни животных ограничена. Непрерывность существования вида обеспечивается за счет размножения. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим продолжительность жизни животных, познакомимся с новым понятием онтогенез, и его периодами.


  1. Изучение нового материала.


При выходе из яйца организм детеныша начинает личиночную стадию. Если личинка похожа на взрослую особь, но только меньше размером – говорят о развитии без превращения. Если же личинка сильно отличается от имаго (взрослой особи), и должна пройти еще несколько стадий в своем развитии – говорят о развитии с превращением, или метаморфозом. (слайд №6).Предлагаю рассмотреть таблицу: (слайд№7).


Развитие с метаморфозом наблюдается у большинства беспозвоночных животных, а также у некоторых позвоночных: миног, рыб и земноводных. Метаморфоз обычно сопровождается резкой сменой условий существования. При этом личинка сильно отличается от следующей за ней взрослой стадии и во время метаморфоза происходит подготовка её к взрослой форме, к жизни в новом месте обитания. (слайд №8)


Метаморфоз насекомых бывает двух типов – с неполным превращением и с полным. Неполный метаморфоз свойственен тараканам, саранчовым, клопам.

(слайд №9) У этих насекомых из яйца выходит личинка, похожая на взрослое насекомое (нимфа) и после каждой линьки происходит постепенный рост имеющихся крыльев и органов размножения. Таким образом, минуется неподвижная стадия куколки.

(слайд №10) У земноводных похожий на малька рыб головастик, обитающий в воде, превращается в лягушонка с легкими, конечностями, костными зубами, который выходит на сушу.

(слайд №11) Развитие с полным метаморфозом протекает с чередование четырех стадий: яйцо – личинка – куколка – имаго. Это развитие бабочек, жуков, комаров, пчел, мух и др. Питание таких насекомых происходит, в основном, на стадии личинки, а расселение и размножение – на взрослой стадии.

(показ видеофильма)

Развитие животных без превращения я предлагаю изучить самостоятельно на стр. 246 учебника.

Работа в тетрадях (закрепление понятий «ароморфоз», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением»).


VI. Этап проверки понимания нового материала.


Учащимся предлагается работа с карточками: из предложенных ответов выбрать правильные гипотезы.

1.Мальчик решил выяснить, что произойдет с гидрой, если её разрезать поперек на две части и поместить каждую из них в благоприятные условия. Он высказал несколько гипотез. Выберите наиболее правильную из них.

А) Передний конец со щупальцами восстановит подошву, и гидра через некоторое время сможет прикрепиться к поверхности предметов, а задний конец погибнет.

Б) Передний конец со щупальцами самостоятельно существовать не сможет и погибнет, а задний разовьет щупальца и рот.

В) Оба конца тела восстановят утраченные части, и через некоторое время разовьются две новые гидры.

Г) Обе части не смогут существовать раздельно и вскоре погибнут.

(Ответ В)

2. Определите последовательность стадий развития окуня.

А) Личинка→икринка→зародыш→взрослая рыба

Б) Икринка→зародыш→личинка→малек→взрослая рыба

В) Зародыш→икринка→малек→личинка→взрослая рыба

Г) Икринка→зародыш→малек→личинка→взрослая рыба

(Ответ Б)

  1. У беззубок и перловиц личинка – глохидий- паразитирует на жабрах или плавниках пресноводных рыб, зацепившись за них краями створок. Через 1-2 месяца глохидий превращается в молодую беззубку и выпадает из образовавшегося нарыва (разрывая стенки тела хозяина) на дно. Это пример:

А) прямого развития и возможностью разнообразить способы питания во избежания конкуренции с взрослыми особями

Б) неполного ароморфоза с возможностью расселения

В) полного ароморфоза

(ответ Б – неполный ароморфоз,

т.к. отсутствует стадия куколки)


  1. Онтогенез – индивидуальное развитие особи (от зарождения до смерти)- представлении 4 периодами:

  1. Эмбриональный - формирование нового организма с момента слияния половых клеток до момента рождения.

  2. Формирование и рост организма с момента рождения до наступления половой зрелости.

  3. Период половой зрелости – период активного размножения.

  4. Старость – период окончания способности к размножению до естественной смерти. Происходит постепенное угасание всех функций организма.


Продолжительность жизни у разных видов животных различна.


  1. Эмбриональный период – это начальный период формирования организма. У млекопитающих он протекает внутри организма самки – внутриутробное развитие. У пресмыкающихся и птиц – внутри яйца, до выхода из него сформировавшегося детеныша. Продолжительность эмбрионального периода у животных различных видов различна: питон – 1-1,5 мес., хамелеон – 3 – 10 мес., страус – 42 дня, кукушка – 12 суток, корова – 9 мес.


  1. Формирование и рост организма у животных даже в пределах одного класса происходит с особенностями, которые могут быть не свойственны остальным животным этого класса. Развитие может происходить с превращением и без превращения. Этот период заканчивается половым созреванием, что позволяет животным перейти в период половой зрелости.


  1. Период половой зрелости у различных животных наступает в разные сроки (лемминги на 19 сутки, осетр – 20 году жизни). Продолжительность периода половой активности также неодинакова, она колеблется от нескольких часов у поденки до нескольких десятков лет у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Скорость размножения и численность потомства сильно варьируется даже в пределах одного класса. Так, у грызунов может быть до 14 особей в одном помете и до 3 пометов в год. У львов – чаще всего 2 детеныша, которые становятся взрослыми лишь через 5 – 6 лет.


  1. Старость – период угасания всех функций организма. У разных организмов отношение к стареющим собратьям разное. Хозяин прайда львов (группа львиц с детенышами), начинающий стареть не выдерживает поединка с молодым самцом и изгоняется, а хозяином его прайда становится молодой самец. Старые самки, как правило, доживают в прайде свои дни, проявляя заботу о чужих детях. Одиночные хищники за дикими животными, они начинают питаться домашними и становятся опасными для человека. В этом случае они становятся объектом охоты, и их отстреливают. У травоядных старые, больные животные очень быстро уничтожаются хищником.

  1. Закрепление изученного материала.


  • Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

  • Назовите периоды жизни у животных?

  • Чем вы объясните разную продолжительность жизни животных?



  1. Домашнее задание.

1) § 47,48, с. 246- 248, ответить на вопросы 1-3.

2).Подготовить небольшое сообщение на темы: «Влияние загрязнений окружающей среды на продолжительность жизни водных животных». «Состав воздуха как важный фактор, влияющий на продолжительность жизни животных».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя