СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи: "Интерьер. Описание помещения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 6 классе "Интерьер. Описание помещения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи: "Интерьер. Описание помещения".»

Тема:  Интерьер. Описание помещения. Урок  развития речи. 6 класс
Тип урока:
       урок формирования новых знаний


 Цель урока - организация работы по усвоению приемов и методов      описания интерьера

Задачи:

 образовательные: познакомить учащихся с понятием «интерьер»; дать представление о видах и составляющих интерьера; научить описывать помещение; активизировать познавательную активность;

развивающие: развивать творческие способности, наблюдательность;

развивать коммуникативные навыки работы; развивать связную речь;

 воспитательные:   воспитывать общую культуру и культуру языка.

 

Ход урока

І  Организационный момент.

Приветствие.

ІІ Вводное слово учителя

          Перед вами тема урока. Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?

 (Предполагаемые ответы детей: узнать, что такое интерьер, какие виды интерьера бывают, где мы используем это понятие, научиться описывать помещение)

ІІІ Актуализация  знаний

1.Ответьте, пожалуйста  на вопросы.

    1) Какие типы речи знаем? Что предполагает повествование? Рассуждение?

    2)Каковы особенности описания.

    (Предполагаемый ответ учащихся. Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков) 

    3) Какой вопрос мы можем поставить к тексту-описанию? (Какой?)

    4)Какие описания вам известны? (научное и художественное)

2. Сегодня мы будем с вами вести речь о художественном описании.

   1) Слова каких частей речи чаще всего используются при описании?

      (Используются слова со значением признака  - прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика).

    2)Что мы можем описывать? Какие виды описания вы знаете?

         (Мы можем описать человека, природу, животных, состояние человека, место, где происходит действие и т.д.)

3.  Определите, что описывается.

    1) Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

         На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку…

                                                                                (И.С.Тургенев "Бежин луг").

          (Описание  человека – портрет)

2).  Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой…                                                           

                                                                                  (И.С.Тургенев "Бежин луг").

  (Описание природы – пейзаж)

3) Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. 

                                                                                            (И.С.Тургенев "Муму")

 (Описание помещения - ИНТЕРЬЕР)

ІІІ  Работа по теме

1. Интерьер - описание внутреннего вида помещения.

2. Запишите слова – ассоциации со словом ИНТЕРЬЕР

     (Комната, квартира, домашний, уютный, помещение,  отражение, ,  парадная, гостиная, антресоли, радость и т.д.). 

3.  Обменяйтесь своими ассоциациями и дополните теми  словами, которых у   вас нет. Прочитайте.

         Чтобы написать домашнее сочинение, мы должны больше узнать об интерьере. Итак…     

   4. По назначению можно выделить общественный и жилой  интерьер. Что же это означает?



5. Ответьте мне на вопрос:

   Что составляет основу описания помещения? Что включает в себя интерьер?

    ( Перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов.    Стены. Перекрытия. Отделка стен. Лепка. Резьба по дереву. Мебель. Осветительные приборы. Ковры и т.д.)

9.  А что ещё нам поможет при описании? ДОСТАТОЧНО ли просто перечислить предметы, которые есть в комнате?

     ( Надо указать место, где они находятся, можно ещё и описать каждый  предмет.)

10.  Подберем слова, материал, необходимый  для будущего описания.

а)  Орфографическая работа

     Вставить пропущенные буквы:
         Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок.

         Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер,  картина, потолок

б)  Вот представьте: вы описываете комнату и…. «диван стоит…,кровать стоит…, пианино стоит…картина висит, портьера висит…». Что же это такое!? Понравится такое повторение?

         Подберите слова, выражения, чтобы не повторялись глаголы стоять, висеть. Как они называются? (Синонимичные)

         Запишите несколько моих «моделей»

Большая часть комнаты занята...;

Слева от двери находится..., а справа —....

 В углу помещается...

Темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет,

 нельзя не заметить,

 бросается в глаза,

манит к себе 

в) Какие бы вы употребили  слова, чтобы указать, где находится предмет?  Запишите. Прочитайте.

         Добавьте к записанным словам  те, которые предлагаю я. Запомните написание слов и словосочетаний, указывающих на местонахождение.

         Посредине, в центре, рядом с..., возле, в углу, справа (слева) от..., между окнами, напротив..., вокруг стола, у противоположной стены ,
  направо, налево, неподалёку,  здесь же, тут же

г) Обратите, пожалуйста, внимание  на «переходные» мостики

 в комнате тесно от обилия вещей...;

 комната заставлена...;

 мебели в комнате немного...;

 придают комнате уют... и т. п.

11. Построение описания

     1) Каким может быть описание, если только перечислить предметы, находящиеся в комнате? А если ещё указать на их местоположение?

          (кратким – «сжатым» и подробным – «развёрнутым»)

     2).Давайте устно потренируемся описать наш кабинет. 

    Тренировочные упражнения. 

а) Для начала  составим краткое описание нашего кабинета. Что мы видим перед собой? Перечислите. Запишите.

1 Кабинет 6 класса

 2. Три ряда парт.

3. Учительский стол.

4. Стенка с доской.

5. Три окна.

7. Цветы.

8. Грамоты.

б) А теперь попробуем «развернуть» это описание, то есть подробно описать этот класс. Что мы должны добавить? (местоположение каждого предмета) .

I. Большая светлая комната – это наш кабинет русского языка.

 2. Посредине – три ряда парт и стульев.

 3. Перед ними – учительский стол и доска.

4. На стене, что справа от двери, - доска

5. Напротив стены, отделяющей класс от коридора, – три больших окна, из которых льётся свет.

6. Вдоль стены в конце кабинета весело зеленеют цветы.

7. В шкафу гордо расположились грамоты, завоёванные учениками этого класса и творческие работы учащихся.

12. И еще подсказка. В художественном описании помещения иногда     используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

         Вот посмотрите.

       У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

     Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

                                                                                                              (В.Крапивин)

         Вот сутулый, с выдвинутыми вперёд плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену, погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него не много добьёшься слов. Если он и произнесёт что-нибудь на своём скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтобы достать что-нибудь из одежды, хранящейся в его недрах.

                                                                                                                 (Н. Носов.) 
        Гасят свет, и комната погружается во мрак, только окна, которые до этого были тёмные, даже чёрные, моментально становятся светлыми. Я гляжу на окно, на лицо окна. Верхняя часть оконной рамы — это лоб. Под ним — две форточки — глаза (бывают и одноглазые). Нижние открывающиеся створки — щёки, между которыми длинный, от бровей до самого подбородка, нос. Рядом — другое такое же окно-лицо. Оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают: 
«Ну-ка, посмотрим, голубчик, что ты теперь будешь делать».

 (Н. Носов.) 

         Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с работой на уроке и готовы к более трудным заданиям.

 

ІV Итоги  урока

Наступило время подвести итоги

"Открытый микрофон"

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Что понравилось, что нет

 V Оценки за урок.

VІ  Домашнее задание.

          Напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении. 

Спасибо всем  за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!