Конспект урока: Рефлекторная регуляция
Задачи: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 7 класса; в ходе опыта изучить принципы рефлекторной регуляции, причины возбуждения и торможения нейронов.
Оборудование: таблицы «Ткани», «Рефлекторная дуга».
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка знаний
1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс .
2. Работа в парах по вопросам в учебнике на с. 39.
3. Выполнение теста.
Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны – «нет».
Множество клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, - это орган.
Эпителиальные ткани образованы плотно прилегающими друг к другу клетками.
Мышечные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.
Соединительные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.
Нервная ткань образована клетками с отростками.
Защиту организма обеспечивает мышечная ткань.
Возбудимостью и сократимостью обладает нервная ткань.
Возбудимостью и проводимостью обладает мышечная ткань.
Клетки поперечнополосатой мышечной ткани в отличие от клеток гладкой мышечной ткани содержат сократительные волокна.
Нейроны – это клетки, образующие мышечную ткань.
III. Изучение нового материала
1. Центральная и периферическая нервная система.
Нервная система
Периферическая НС Центральная НС
Нервные окончания Нервы Нервные узлы Головной мозг Спинной мозг
Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.
чувствительные – образованы дендритами чувствительных нейронов
двигательные – образованы аксонами двигательных нейронов
смешанные – образованы аксонами и дендритами
Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.
Нервные окончания:
рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.
эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.
Понятие о рефлекторных цепях и рефлексе. (Беседа с использованием материала 7 класса.)
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС.
Виды рефлексов
приобретенные
индивидуальные
непостоянные
образуются на любой раздражитель
рефлекторные центры в коре головного мозга
(слюноотделение, письмо, игра на пианино)
Значение: приспособление к условиям окружающей среды.
врожденные
видоспецифичные
постоянные
на специфичный раздражитель
рефлекторные центры на уровне спинного и ствола головного мозга
(пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, поддержание гомеостаза)
Значение: помогает выживанию, это «применение опыта предков на практике».
Рефлекторная дуга.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.
Лабораторная работа «Мигательный рефлекс» (стр. 41-43) самостоятельно
В ходе работы вводятся понятия о рефлексогенной зоне, рецепторах, чувствительных, вставочных и исполнительных нейронах; раскрываются механизмы торможения рефлекторной деятельности; дается понятие о многоуровневой регуляции работы органов со стороны центральной нервной системы и значения открытия центрального торможения, сделанного И. М. Сеченовым.
IV. Закрепление знаний
Работа с вопросами на с. 43.
V. Задание на дом
Изучить статью «Нервная ткань» § 9. Повторить § 8 – нервная ткань. Ответить на вопросы перед параграфами и в конце их.