СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Рефлекторная регуляция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Рефлекторная регуляция

Задачи: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 7 класса; в ходе опыта изучить принципы рефлекторной регуляции, при­чины возбуждения и торможения нейронов.

Оборудование: таблицы «Ткани», «Рефлекторная дуга».

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний

 1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс .

2. Работа в парах по вопросам в учебнике на с. 39.

3. Выполнение теста.

Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны – «нет».

  1. Множество клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, - это орган.
  2. Эпителиальные ткани образованы плотно прилегающими друг к другу клетками.
  3. Мышечные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.
  4. Соединительные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.
  5. Нервная ткань образована  клетками с отростками.
  6. Защиту организма обеспечивает мышечная ткань.
  7. Возбудимостью и сократимостью обладает нервная ткань.
  8. Возбудимостью и проводимостью обладает мышечная ткань.
  9. Клетки поперечнополосатой мышечной ткани в отличие от клеток гладкой мышечной ткани содержат сократительные волокна.
  10.  Нейроны – это клетки, образующие мышечную ткань.

III. Изучение нового материала

1. Центральная и периферическая нервная система.

 

 

Нервная система

Центральная НС

Периферическая НС

Головной мозг

Спинной мозг

Нервные окончания

Нервные узлы

Нервы

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

  • чувствительные – образованы дендритами чувствительных нейронов
  • двигательные – образованы аксонами двигательных нейронов
  • смешанные – образованы аксонами и дендритами

 

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания:

  • рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.
  • эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

 

  1. Понятие о рефлекторных цепях и рефлексе. (Беседа с использованием материала 7 класса.)

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

 

 

  • врожденные
  • видоспецифичные
  • постоянные
  • на специфичный раздражитель
  • рефлекторные центры на уровне спинного и ствола головного мозга

 

(пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, поддержание гомеостаза)

Значение: помогает выживанию, это «применение опыта предков на практике».

Виды рефлексов

  • приобретенные
  • индивидуальные
  • непостоянные
  • образуются на любой раздражитель
  • рефлекторные центры в коре головного мозга

 

 

(слюноотделение, письмо, игра на пианино)

 

 

Значение: приспособление к условиям окружающей среды.

 

           
   
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлекторная дуга.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа «Мигательный рефлекс» (стр. 41-43) самостоятельно

 

В ходе работы вводятся понятия о рефлексогенной зоне, рецепторах, чувствительных, вставочных и исполнительных нейронах; раскрываются механизмы торможения рефлекторной деятельности; дается понятие о многоуровневой регуляции работы органов со стороны центральной нервной системы и значения открытия центрального торможения, сделанного И. М. Сеченовым.

 

IV. Закрепление знаний

 Работа с вопросами на с. 43.

 

V. Задание на дом

Изучить статью «Нервная ткань» § 9.  Повторить § 8 – нервная ткань. Ответить на вопросы перед параграфами и в конце их.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Рефлекторная регуляция»

Конспект урока: Рефлекторная регуляция

Задачи: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 7 класса; в ходе опыта изучить принципы рефлекторной регуляции, при­чины возбуждения и торможения нейронов.

Оборудование: таблицы «Ткани», «Рефлекторная дуга».

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс .

2. Работа в парах по вопросам в учебнике на с. 39.

3. Выполнение теста.

Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны – «нет».

  1. Множество клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, - это орган.

  2. Эпителиальные ткани образованы плотно прилегающими друг к другу клетками.

  3. Мышечные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.

  4. Соединительные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.

  5. Нервная ткань образована клетками с отростками.

  6. Защиту организма обеспечивает мышечная ткань.

  7. Возбудимостью и сократимостью обладает нервная ткань.

  8. Возбудимостью и проводимостью обладает мышечная ткань.

  9. Клетки поперечнополосатой мышечной ткани в отличие от клеток гладкой мышечной ткани содержат сократительные волокна.

  10. Нейроны – это клетки, образующие мышечную ткань.

III. Изучение нового материала

1. Центральная и периферическая нервная система.


Нервная система


Периферическая НС Центральная НС




Нервные окончания Нервы Нервные узлы Головной мозг Спинной мозг


Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

  • чувствительные – образованы дендритами чувствительных нейронов

  • двигательные – образованы аксонами двигательных нейронов

  • смешанные – образованы аксонами и дендритами


Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания:

  • рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.

  • эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.


  1. Понятие о рефлекторных цепях и рефлексе. (Беседа с использованием материала 7 класса.)

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС.


Виды рефлексов




  • приобретенные

  • индивидуальные

  • непостоянные

  • образуются на любой раздражитель

  • рефлекторные центры в коре головного мозга



(слюноотделение, письмо, игра на пианино)



Значение: приспособление к условиям окружающей среды.

  • врожденные

  • видоспецифичные

  • постоянные

  • на специфичный раздражитель

  • рефлекторные центры на уровне спинного и ствола головного мозга


(пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, поддержание гомеостаза)

Значение: помогает выживанию, это «применение опыта предков на практике».
















  1. Рефлекторная дуга.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.





















Лабораторная работа «Мигательный рефлекс» (стр. 41-43) самостоятельно


В ходе работы вводятся понятия о рефлексогенной зоне, рецепторах, чувствительных, вставочных и исполнительных нейронах; раскрываются механизмы торможения рефлекторной деятельности; дается понятие о многоуровневой регуляции работы органов со стороны центральной нервной системы и значения открытия центрального торможения, сделанного И. М. Сеченовым.


IV. Закрепление знаний

Работа с вопросами на с. 43.


V. Задание на дом

Изучить статью «Нервная ткань» § 9. Повторить § 8 – нервная ткань. Ответить на вопросы перед параграфами и в конце их.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!