СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Реки Крыма"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Реки Крыма"»

Крымоведение 8 класс

МБОУ «Земляничненская СШ»

Ф.И.О. учитель географии: Сары-Билял Э.С.

Класс: 8 Дата: 12.12.2017г.

Урок № 14

Тема: «Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания»

Цель урока: выяснить, что относят к внутренним водам, каково разнообразие внутренних вод Крымского полуострова.

Образовательные: расширить знания обучающихся о воде, водоемах Крыма и понимания бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы Крыма.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала;

делать обобщения и выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры обучающихся, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.


Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний


Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная.


Оборудование: карта Крыма, атлас, интерактивная доска, презентация, учебник, карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

Учитель. Я рада  видеть вас на нашем уроке крымоведения. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке.

Учащиеся открывают тетради и записывают число.

  1. Мотивация учебной деятельности

Для того чтобы определить тему урока посмотрим видео ролик.

Показ видео ролика «Реки и водопады Крыма»

Учитель.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (о воде)

- Обратите внимание на загадку

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий в море...(река)


Учащиеся определяют тему. Записывают в тетрадь.

Тема урока: «Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания»

Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Сегодня на уроке мы должны:


  • Определить значение воды для человека.

  • Рассмотреть реки Крыма.

  • Воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы Крыма.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание

Отвечают на вопросы

  1. Какие неблагоприятные погодные явления часто проявляются в Крыму, нанося большой вред жизни населения?

  2. Определите, какие неблагоприятные погодные явления наиболее характерны для Равнинного Крыма, а также – для Горного Крыма

  3. Дайте комплексную оценку климатических условий Крыма для жизни населения и ведения хозяйственной деятельности.

Учитель подводит итог. Выставляются оценки.


  1. Изучение нового материала


Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною.
А там, меж хижинок татар...
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснялась пламенная грудь!
Но, муза! прошлое забудь.

(А.С.Пушкин)

Эпиграф урока. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Антуан де Сент-Экзюпери


Учитель. Вода - самый удивительный и важнейший минерал на Земле. Известно, что из всех планет Солнечной системы вода имеется только на нашей планете. Благодаря воде и в воде возникла жизнь на Земле. Нет живого существа, если нет воды…

Работа с карточкой задание №1


Водоём - это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд, канал.

Беседа по вопросам.

  1. Что такое река?

  2. Назовите части реки

  3. Как правильно показать реку на карте.

  4. Что такое приток реки?

  5. Где река берет начало, куда река впадает?

  6. Какие бывают реки по характеру течения?

  7. Питание рек.



Задание №2

Исток


Русло



Устье


Левый приток


Правый приток




Вопрос. Богат ли Крым поверхностными водами? (нет, беден).

Работа с учебником стр. 51. Найдите факты, подтверждающие это.

Сравнительно небольшое количество атмосферных осадков, про­должительное сухое лето, где велико испарение, распространение в горах карстующихся пород обусловили бедность Крыма поверхностными водами.

Вопрос. На какие две части делится Крым по размещению поверхностных вод?

Из-за не­одинаковых условий формирования и размещения поверхностных вод Крым делят на две части: равнинную степную с очень малым числом поверхностных водотоков и горную лесную со сравнительно густой речной сетью. Здесь берут начало почти все реки полуострова.

Вопрос. Сколько в Крыму насчитывается рек? (учебник стр. 51-52)

В Крыму насчитывают 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км. Постоянных рек около 150 рек. Это главным образом реки-карлики до 10 км длины.


Вопрос. Назовите самую главную реку Крыма (учебник стр. 53)


Ученик зачитывает характеристику реки.

Река Салгир имеет длину 204 км


Учитель. Речная сеть развита на полуострове крайне неравномерно.

В зависимости от направления стока поверхностных вод принято деление рек Крыма на три группы: реки северо-западных склонов Крымских гор, реки Южного берега Крыма, реки северных склонов Крымских гор.


Работа с атласами и учебником ( учебник стр. 53, физическая карта Крыма)

Практическая работа: На контурной карте подписать крупнейшие реки Крыма.


Все реки северо-западных склонов Крымских гор текут почти параллельно друг другу. Примерно до середины своего течения они имеют вид типичных горных потоков. В местах прорыва известняко­вых пород Внутренней и Внешней куэстовых гряд предгорья они обра­зуют каньоноподобные ущелья. Основная территория их питания на­ходится на известняковых склонах Главной гряды гор на высотах 1300 — 1400м. Самые крупные реки этой группы — Альма, Кача, Бельбек и Черная.

Альма — самая протяженная после Салгира крымская река. Долина реки в среднем, нижнем течении издавна славилась своими фруктовыми садами. Исток реки находится в Центральной котловине на территории Крымского горного заповедника. На Альме созданы Партизанское и Альминское водохранилища.

Кача короче, но полноводнее Альмы. Она образуется от слияния речек — Биюк-Узеня и Писары. Залесенные водосборы этих речек — один из красивейших уголков горного Крыма. На Каче пост­роены Загорское и Бахчисарайское водохранилища.

Бельбек — наиболее многоводная река Крыма. Она образу­ется от слияния двух речек — Биюк-Узень-Баша и Манаготра. Ниже в Бельбек впадает слева приток Коккозка, который в свою очередь образуется от слияния речек — Сары-Узень и Аузун-Узень, берущей начало в живописном Большом каньоне Крыма. В верховьях Бельбека создано крупное гидротехническое сооружение. На притоке Манагот­ра сооружено Счастливенское водохранилище, вода которого вместе с перехваченными специальными сооружениями водами Кучук-Узень-Баша и Биюк-Узеньбаша направляются к тоннелю (длиной более семи километров), пробитому на ЮБК в основании Ялтинского горного массива.

Черная — по расходу воды вторая после Бельбека река в Крыму. Начинается она в Байдарской долине, куда с окру­жающих гор сбегают многие бурные речушки. В центре Байдарской долины находится крупное Чернореченское водохранилище. Ниже р.Черная течет в изумительном по красоте каньоне длиной около 16 км. Вырвавшись из него, река образует широкую Инкерманскую долину, низовье которой затоплено морем. Здесь в Черную впадают два круп­ных притока — Ай-Тодорка и Сухая речка.

Реки Южного берега Крыма короткие, имеют очень крутые ук­лоны русел, бурный нрав в паводки при сравнительно небольших расходах воды. На западе кроме обычно сухих оврагов и ручья Хастабаш наиболее крупной является река Учан-Су.

У ч а н - С у (Водопадная), стремительно сбегая к морю, в четырех местах образует водопады. Самый верхний и наиболее круп­ный из них Учан-Су (Летучая вода). Вода реки, направленная по трубам, питает Могабинское водохранилище (объем 300 тыс.м ).

Дерекойка (Быстрая) — это самая многоводная река Южнобережья. Она прорезает в яйлинских известняках видимое из Ялты живописное ущелье Уч-Кош. В пределах города она называется Дерекойкой.

Улу-Узень образуется из рек Софу-Узень, берущей нача­ло на южном склоне Чатырдага, и Узень-Баш, стекающей с Бабуган-яйлы. Узень-Баш в живописном ущелье Яман-Дере низвергается кас­кадом водопадов. Наиболее крупный из них называется водопадом Головкинского. На Улу-Узене в районе Алушты создано Изобильненское водохранилище.

Демерджи — одна из маловодных рек Южнобережья. Основное питание - от источников юго-восточной части Чатырдага и западной части массива Демерджи.

Восточный Улу-Узень начинается в глубоком ущелье Хапхал, врезанном в массив Тырке. Впадает река в Черное море у с.Солнечногорского. Русло реки в верховьях спускается вниз огромными ступенями, образованными крепкими карбонатными пес­чаниками, которые переслаиваются тонкими пластами глинистых сланцев. Особенно живописен здесь сравнительно мощный водопад

Д ж у р - Д ж у р (Шумный). Вода, низвергаясь струей с высоты почти 15 м, с гулом разбивается у подножия известнякового уступа.

Кроме перечисленных рек, в пределах Южнобережья имеется еще много более мелких речушек: Ат-Баш, Абунда, Ускут, Шелен, Ворон и др. Большинство их очень похожи на описанные выше. Главными особенностями рек Ускута, Шелена, Ворона и его притока Ай-Серез является то, что в прошлом на них сравнительно часто проходили селевые паводки, приносившие огромный вред хозяйству. Опасность их схода сохраняется и сейчас.

Реки северных склонов Крымских гор отличаются от рек других групп тем, что они за пределами гор отклоняются к востоку и впадают в Сиваш — лагуну Азовского моря. В верховьях реки постоянно с водой, а в пределах равнины летом русла часто бывают сухими.

Салгир — самая длинная река Крыма. Вместе с притоком Биюк-Карасу она представляет самую большую в Крыму водную систему. Верховья Салгира образуются из слияния рек Ангара и Кизил-Коба. Ангара берет начало на склонах Чатырдага у Ангарско­го перевала, а Кизил-Коба — у знаменитых Красных пещер (Кизил-Коба). У с.Заречное в Салгир впадает крупный приток Аян. Перед административным центром Крыма Салгир заполняет большое Симферопольское водохранилище, сооруженное в 1951-1955 гг. До его сооружения в городе по долине Салгира нередко проносились раз­рушительные паводки. В черте города в Салгир справа впадает Малый Салгир. Ниже Симферополя река принимает правые притоки-речки Бештерек, Зуя, Бурульча, а в 27 км от Сиваша — Биюк-Карасу. На Биюк-Карасу сооружены Тайганское и Белогорское водохранилища.

Мокрый Индол (Су-Индол) начинается в восточной части горного Крыма, где нет мощных карстовых источников. Справа у с.Грушевки в реку впадает приток Салы. Тем не менее Индол оста­ется немноговодным.

Чорох-Су (Чурук-Су) — это уже почти полностью степ­ная речка. Исток ее образуют балки Старокрымская и Монастырская. Реку отчасти питают и карстовые воды массива Агармыш. На ней построено Старо-Крымское водохранилище.

Практическая работа: На контурной карте (раб тетрадь стр. 43) подписать крупнейшие реки Крыма.


Учитель. В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор. Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.

Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы

Воду – наше главное богатство – надо беречь!!!

Вот такое необыкновенное вещество обыкновенная вода – краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С. Т. Аксаков.

Вода – источник жизни,

Она нужна нам всем.

И путнику в пустыне.

И деревцу в долине,

И рыбам в океане,

И кораблю в тумане.

А тёплый дождь весенний

Умоет город сонный,

Поднимет настроенье,

И нас развеселит

Цветущими садами,

Журчащими ручьями

И ветками сирени,

Растущей во дворе.

Давайте же все вместе

Любить нашу природу,

Беречь родные реки,

Озёра и моря.

Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнь человека.

V. Закрепление изученного материала.

Прием «Да – Нет». .

    1. Естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +

    2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –

    3. Вода в природе находится в двух состояниях. -

    4. Вода в природе постоянно переходит из одного состояния в другое. +

    5. Приток – это углубление, по которому течёт река. –

    6. Самой крупной рекой Крыма является Кача. -

    7. Самая многоводная река Крыма - Бельбек . +

    8. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –


VI. Рефлексия деятельности (итог урока)

Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

* Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

* Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

Я очень рада за вас и говорю спасибо.

Учитель аргументирует оценки за урок.


VII. Домашнее задание:

- Параграф 13 ,

- ответить на вопросы срт. 55,

*Творческим ребятам я предлагаю подготовить сообщение на о любой реке Крыма.



Учитель: Спасибо за урок. До свиданье!



«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Антуан де Сент-Экзюпери


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!