Тема: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».
Дата проведения: 10.12.2018
Цель: формирование знаний о сложном пути становления Франции как мощного государства, о ее непростых страницах истории.
Задачи: создать на уроке условия для: 1.Образовательные: усвоения знаний об истории укрепления в XVI веке во Франции абсолютной монархии, анализа событий религиозных войн.
2.Коррекционно-развивающие: координации и развития умения работать с учебником; умения анализировать репродукции исторических картин.
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к культуре и вере других народов, прививать толерантное и гуманное отношение к представителям различных конфессий.
Основные термины и понятия: гугенот, Варфоломеевская ночь, абсолютизм, серый кардинал.
Учебник «Всеобщая история, История нового времени, 1500-1800», 7 класс, Юдовская А.Я., 2015.;
Тип урока: урок изучения нового материала.
КОНСПЕКТ УРОКА
Организационный момент: приветствие, позитивный настрой на работу, девиз урока.
Актуализация опорных знаний учащихся:
Обратите внимание на доску. Мы с вами видим 3 репродукции (архитектура Франции, Ватикан, религиозные войны).
- Скажите, что может их объединять?
- Какие ассоциации у вас возникают?
- Как вы думаете, о какой стране сегодня на уроке пойдет речь?
- О каких событиях мы с вами будем говорить?
(Франция, Реформация, религиозная война)
Действительно, сегодня мы совершим путешествие в прошлое страны Лувра,
Эйфелевой башни, узнаем много нового для себя.
Проверка домашнего задания:
Снова давайте обратим внимание на доску. Вашему вниманию представлена таблица. Она дана вам на ваших рабочих листах.
Сравнительный анализ Реформации в странах Европы |
1 Территория | Германия | Франция |
2.Вероисповедание | лютеранство | |
3.Участники | Крестьяне бюргерство, князья | |
4.Причины | Недовольство католической церковью | |
5. Особенности | 1524-1525-Крестьянская война Религиозные войны между католиками и протестантами | |
6.Итоги | Аугсбургский мир,1555г | |
- О чем идет речь в первой колонке? О какой стране? ( о Реформации в
Германии, ее особенностях и итоге).
Изучение нового материала:
Вторая колонка пуста. Поэтому на протяжении урока мы должны будем ее
заполнять.
Первую запись мы уже можем сделать.
Запишите в первую колонку название государства – Франция (работа с исторической картой).
Учитель:
- Какой вопрос у вас возникает?
(Как происходила Реформация во Франции? Каковы ее особенности?)
Ответ на этот вопрос мы должны найти в течение этого урока.
Тема нашего урока: «Религиозные войны и усиление королевской власти во Франции» (запись в тетрадь).
Учитель:
– Какие имеющиеся у нас знания пригодятся для решения нашей новой
проблемы?
Можно ожидать от детей следующих предположений:
+ что такое монархия, король?
Вспомним, что мы знаем из истории средневековой Франции?
(Во Франции после Столетней войны начинается процесс становления
абсолютизма).
Учитель:
- Что такое абсолютизм?
(Абсолютизм- форма правления, при которой вся власть принадлежит
одному правителю, монарху.)
Учитель:
-Каковы признаки абсолютизма?
1.Распространение Реформации во Франции.
В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм.
Учитель:
- Вспомните, каковы его особенности?
Узнаем, кто сочувствовал протестантизму.
Перед вами выступят жители Франции 16 века.
А вы, слушая их, заполните таблицу, которую видите на доске.
Выделите причины поддержки кальвинизма разными слоями
населения. (Заполнение таблицы)
Слои населения | Причины поддержки кальвинизма |
Представители старой знати | Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости. |
Часть дворянства | Дворянство, особенно обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви. |
Часть горожан и первые буржуа-предприниматели | Хотели вернуть городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни. |
Некоторая часть крестьянства | Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви. |
Учитель:
Итак, наши герои поддержали кальвинизм. Подведем итог, чем он их
привлекал.
(Церковь была более дешевой, богослужения велись на родном языке.)
Мы можем заполнить вернуться к нашей таблице и заполнить следующие
строки.
«Участники» - старая знать, дворяне, горожане и крестьяне.
- В чем причины их сочувствия кальвинизму?
Они были недовольны усилением королевской власти, ростом поборов.
Кальвинисты во Франции стали называться гугеноты.
Запись в тетрадь: ГУГЕНОТЫ- это французские кальвинисты.
Начало религиозных воин.
Учитель:
Во Франции, как мы уже выяснили не было сильной королевской власти. На троне сменяли друг друга представители из династии Валуа, но не было человека с государственным умом.
Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли «некоронованный король Парижа». Именно и с именем этого человека связывают начало религиозных воин.
В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами.
Этот случай и стал поводом для начала религиозных воин, которые длились более тридцати лет.
(Запись в тетрадь – 1562-1598 гг религиозная война во Франции)
А теперь я предлагаю обратить внимание на правовое положение католиков и гугенотов.
- Кто из них бол более бесправными?
(Работа с учебником стр 127. –первая кровь)
(Если сравнить правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х годов 16 века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны.)
Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов.
Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивал
Организация работы с учебником: «Варфоломеевская ночь»
Учитель:
В истории бывали случаи, которые со временем становились фразеологизмами.
Можете ли вы привести пример?
- Слышали ли вы когда-нибудь выражение «Варфоломеевская ночь»?
- Знаете ли вы его значение?
(Варфоломеевской ночью называется стремительная и массовая расправа над противником, происходящая с использованием нечестных, подлых методов.)
Это выражение происходит от самого страшного события за все 36 лет войн
(рассказ сопровождается показом картины). Что вы видите на картине?
- Какие эмоции и чувства отразил художник?
Король Карл IX принял решение закончить войну, примирить обе стороны, скрепив мир брачным союзом. Он отдал в жены предводителю гугенотов Генриху Наварра свою сестру Маргариту. На свадьбу в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользовавшись ситуацией.
В ночь перед праздником Святого Варфоломея (23 августа) шайки убийц организовали избиение гугенотов. Ночью толпы «добрых католиков» врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Резня продолжалась 3 дня.
Запись в тетради: словарная статья «Варфоломеевская ночь».
« Добрый король» Генрих IV Наваррский
Учитель:
После смерти Карла IХ французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавил Генрих Гиз, а протестантов – Генрих Наварра.
В ночь Святого Варфоломея Генрих Наварра вынужден был отречься от протестантизма.
Прослушайте видеофрагмент о нем: Взойдя на престол, Генрих Наваррский вновь отрекся от протестантской веры, приняв католицизм.
- Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих IV? Почему?
В 1598 г Генрих IV подписал важный документ –Нантский эдикт.
На странице 132 учебника дан фрагмент этого документа. Прочтите, выделите положения, уравнивающие гугенотов в правах с католиками.
Подведение итогов урока:
Учитель:
Итак, мы можем закончить заполнение нашей таблицы и подвести небольшие итог.
Генрих IV остался в истории Франции как «добрый король».
- Чем он заслужил такую оценку?
Из учебника приведите доказательства, что эта оценка верна.
1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;
2) снизил прямой налог с крестьян;
3) запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у него скот;
4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;
5) при нём было открыто много королевских мануфактур;
6) участвовал сам в создании купеческих компаний;
7) улучшилась жизнь народа;
8) удалось преодолеть вызванную религиозной войной разруху.
– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?
Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности:
наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы
После смерти Генриха IV. Престол
перешел к его малолетнему сыну. В 1624 году министром короля стал кардинал Ришелье.
Оценивание работы класса.
Домашнее задание: параграф 14 читать, составить словарную статью о кардинале Ришелье.
Подготовиться к контрольной работе.
Электронная тетрадь по русскому языку 2...
Электронная тетрадь по биологии 10...
Дневник здоровья ученика начальных...
Электронная тетрадь по русской...
Английский для дошкольников и...
Электронная тетрадь по биологии 11...
Русский язык 1 класс ФГОС
Подготовка к ЕГЭ по английскому языку....
© 2018, Огиенко Яна Викторовна 13003 691
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей