СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Решение квадратных уравнений по формуле"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторение и закрепление умений и навыков  решения  квадратных уравнений;

формировать  умения сравнивать, выделять главное в изучаемом материале, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение квадратных уравнений по формуле"»

 «Решение  квадратных уравнений по формуле»

Тема: Решение  квадратных уравнений по формуле

Цель: повторение и закрепление умений и навыков  решения  квадратных уравнений;

формировать  умения сравнивать, выделять главное в изучаемом материале, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки.

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. 

«Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
С. Коваль.  

Как понимаете слово сезам? В переводе с арабского -«тайна». Тайну квадратных уравнений мы продолжаем открывать и  сегодня на уроке.

- Какие цели необходимо поставить перед собой? (повторить и закрепить умения решать квадратные  уравнения)

- Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого  у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои  успехи.  Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.

3.Актуализация опорных знаний. Презентация

1.Разминка   ( каждый правильный ответ 2 балл)

Какое название имеет уравнение второй степени?

(уравнение второй степени называется квадратным уравнением)

Сформулируйте определение квадратного уравнения.

(уравнение вида ах2+bx+c=0, где а, b и с – любые действительные числа, причем а≠ 0, х – переменная,   называется квадратным уравнением)

Перечислите виды квадратных уравнений. (полные, неполные, приведенные)

Какое квадратное уравнение называется приведенным? (квадратное уравнение называется приведенным если  а = 1 и имеет вид х2 + рх + q = 0).

Назовите формулу для нахождений дискриминанта квадратного уравнения?

 

От чего зависит количество корней квадратного уравнения(кол-во корней  квадратного уравнения зависит от дискриминанта  D)

Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0? (при D 0, уравнение имеет два корня)

Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0 (при  D )

2.Тест “Виды квадратных уравнений” С помощью сигнальных карточек.

Среди данных уравнений укажите: 

полные квадратные уравнения

неполные квадратные уравнения

приведенные квадратные уравнения

неквадратные уравнения     слайд 6

1)  х4 + 5х2 +3 = 0

2) 2 + 9 = 0

3)  х2 – 3х = 0

4)   –х2 + 2х +4 = 0

5)  3х + 6х2 + 7 =0

- Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?

4.Историческая справка

         Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными,  относятся во второму тысячелетию до н.э.

Это эпоха расцвета  Вавилона  и  Древнего Египта. 

   Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.

   Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.

В 1202 году итальянский ученый Леонардо Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь  в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым, эти формулы приняли современный вид.  

- Ребята, а с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений? (С дискриминантом)

- А вот понятие Д придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. 

А зачем он нам нужен?(Он определяет число корней квадратного уравнения)

Итак, давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.

АЛГОРИТМ   решения квадратных уравнений

Выделить в уравнении коэффициенты: a,b,c

Вычислить дискриминант по формуле _________   и определить количество корней:

Если D

 Если D=0, то уравнение имеет один  действительный корень и  вычислить его можно  по формуле.

Если D0, то уравнение имеет два  действительных корня и  вычислить корни можно  по формуле.

Первый шаг в алгоритме решения квадратных уравнений – это правильное нахождение коэффициентов уравнения.

Решение задач.

Работа класса по карточкам.

                                     Вариант 1

Фамилия_______________________________

Заполните таблицу.

Уравнение

Коэффициенты

а

в

с

2-х-8=0

 

 

 

 

-5

2

3

 

7

-8

1

2-19=0

 

 

 

                                    

                                    Вариант 2

Фамилия_______________________________________

Заполните таблицу.

Уравнение

Коэффициенты

а

в

С

 

2

-3

-5

 

-1

4

5

2+ 2х-7=0

 

 

 

х2-16=0

 

 

 

 Взаимопроверка.  

Физминутка.

       7.Закрепление пройденного материала.

- Ну что ж, приступим к практической части нашего урока.

Решение уравнений у доски и в тетради. 

Выбирают уравнение учащиеся  сами по уровню сложности. 

       2 + х - 6 = 0                                                               4х – 5 + x2 = 0

Д=1 + 120 = 121                                                   Д=16 + 20 = 36

Х1 =(-1+11):10 = 1                                               Х1 =(-4+6):12= 1/6

Х2 =(-1-11):10 = -1,2                                            Х2 =(-4-6):12= -5/6

 

         х2– 5х + 6 = 0,                                                       х2– 2х – 15 = 0,

D = 25 – 24= 1,                                                      D = 4 + 60 = 64,

Х1 =(5+1):2= 3                                                       x1 = (2+8):2=5,

Х2 =(5- 1):2= 2                                                       x2 = (2-8):2=-3.

        2 – 3х + 4 = 0,

D = 9 – 48 = –39, корней нет;

8. Самостоятельная работа.

- Хорошо. Вместе мы поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Вам предлагается трехуровневая работа.

Если вы еще не уверены в своих силах и желаете закрепить решение уравнение, то выбираете уровень А (3 балла).

Если считаете, что материал усвоен хорошо – В (6 баллов).

Ну, а если желаете испробовать свои силы на более сложных заданиях – уровень С  (10 баллов) для вас.

В процессе решения я проверяю ваши работы и проставляю заработанные баллы.

Уровень А.

1 Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения   ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac. ( 2 балла)

2 - 7х + 2 = 0

 D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;  (9) 

2. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0. ( 2 балла)

D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49;

   х1 = …      2                             х2=…-1/3

Уровень В.

 Решите уравнение:

а) 6х2 – 4х + 32 = 0; ( 4 балла)  Д=16-768 = -752 – решений нет

 б) х2 + 5х - 6 = 0. ( 4 балла)  Д= 25 +24 = 49  х = 1 и  -6

Уровень С. Решите уравнение:  (3х - 1)(х + 3) = х + 5х2  ( 10 баллов)

 -2х2 + 7х-3=0      Д=  49-24= 25    х =1/2  и 3

Для тех, кому  трудно дается математика, предлагается карточка-информатор.

 




9. Обобщение.

Какие новые знания вы добыли?

 Чему научились?  Цель нашего урока достигнута?

 Вы узнали универсальную формулу решения квадратных уравнений. В  ее универсальности и заключалась тайна.

10.Домашнее задание. ( Слайды 39 -41)

 Выучить п.7, решить №. №№136 (2,4), 137(6,8),134(2,4)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!