Конспект урока: Решение логических задач и ребусов.
Цели: рассмотреть понятие логические задачи, основные способы решения таких задач, выяснить для чего они применяются.
Задачи:
1. Познакомиться с понятием логических задач
2. Рассмотреть способы решения логических задач
3. Привести примеры логических задач, загадок, ребусов и головоломок
4. Сделать вывод
Ход урока
1 Орг. Момент. Психологический настрой «Похвали себя»
Я предлагаю вам очень интересную разминку. Называется она необычно – «Похвали себя». Похвалить же себя нам поможет волшебное зеркало. При этом каждый, у кого будет находиться волшебный предмет, будет хвалить себя. Прошу вас не стесняться. Давайте игру начнем с меня. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим ученикам и их родителям, а также другим людям».
Решите примеры.
20+10 2Х5 100-50 12:3
45 +15 3Х3 47-7 130:10
32+60 8Х4 90-70 72:8
23+50 6Х10 12-7 56:7
84+6 5Х9 86-6 32:4
99+1 7Х8 55-15
Кто решал примеры на сложение и на умножение 1 группа, на
Деление и на вычитание 2 группа. Деление на группы : 1группа-« Круг», 2группа- «Квадрат»
2.Представление команд:
Учитель. Сегодня в нашем соревновании участвуют две команды.
Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз
1.»Круг» Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»
4.»Квадрат» Наш девиз: «У нашего квадрата все стороны равны. Наши ребята дружбой сильны».
Сегодня, ребята, мы побываем в мире математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. А для чего надо изучать математику?
Сегодня на занятии мы с вами будем решать логические задачи, отгадывать ребусы.
-Вам нужно было узнать , что такое ребус? Что значить логическая задача? (ответы детей)
Задача на логику – это такая задача, для решения которой, как правило, требуется логическое мышление, сообразительность, иногда применение нестандартного мышления, а не специальные знания высокого уровня.
.
Ребус - это загадка, в которой вместо слов или части слова поставлены знаки, нарисованы предметы, которые помогают прочитать весь ребус. Предлагается три ребуса:
На обратной стороне открываются слова: СЧИТАТЬ, РЕШАТЬ, ОТГАДЫВАТЬ
- Так какие слова были зашифрованы в ребусах?
- Правильно. Эти слова будут девизом нашего занятия.
1.Конкурс «Разминка».
Кто знает ответ на вопрос, поднимает руку.
1 Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24.
У кого из ребят самый короткий шаг? Ответ: У Полины.
2. Назови наибольшее двухзначное число? (99)
3.Запиши число 7 при помощи четырех троек и знаков действий.
Найди несколько решений.
Ответ: (7 = 3 : 3 + 3 + 3, 7 = 3 + 3 + 3 : 3, 7 = 3 + 3 : 3 + 3)
4 На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось? (4)
5.Сколько кг в центнере?(100)
6.Начерти квадрат периметром 12 см. Затем дополни его до прямоугольника периметром 16 см. Вычисли стороны прямоугольника.
2. Конкурс Кто это или что это»
Рыбок дома держат в нем, что это за водоем? (Аквариум.)
Как зовем мы человека, что зимой ползет он в реку? (Морж.)
Ствол дерева покрывает и надежно защищает? (Кора.)
Если месяцев двенадцать, как им вместе называться? (Год.)
Служит он на корабле, его узнаешь на земле: на голове фуражка, а на груди – тельняшка. (Моряк.)
По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем кто в речку угодил, нос откусит... (Крокодил.)
Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор.)
Какое колесо не вращается при движении (запасное)
3Конкурс «Размышляй-ка».
1. Из 12 палочек сложили 5 квадратов. Уберите две палочки так, чтобы остались только два разных по величине квадрата.
2.Дана фигура необходимо сосчитать, сколько треугольников в ней .
4.Конкурс «Считать умею , не собьюсь»
5. Конкурс «Математические ребусы»
Каждой команде предлагается математический ребус в картинках. Решить ребус и назвать ответ.
Домашнее задание придумать ребус с цифрами и положить в «корзину идей».
6. Конкурс «Побеждай-ка».
Задачки-шутки.
- На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
Ответ: На березе яблоки не растут.
-Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?
Ответ: Под мокрым.
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
Ответ: Из пустой.
- Куда идет цыпленок, переходя дорогу?
Ответ: На другую сторону дороги.
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
Ответ: Пять.
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть.
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Ответ: Якорь (морской, а не ресурсный)
-Можно ли зажечь спичку под водой?
Ответ: Если ты в подводной лодке, то да.
-Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?
Ответ: Спрыгнуть с нижней ступеньки. Или положить лестницу на землю.
7Подведение итогов.
Объявление лучшего игрока. Награждение медалью.