УРОК РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «МАТЕМАТИКА И НАШЕ ПИТАНИЕ. ОТНОШЕНИЯ
И ПРОПОРЦИИ».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели:
- образовательные: повторение действий с дробями; обобщение и систематизация понятий «пропорция», «нахождение неизвестного члена пропорции»; применение полученных знаний к решению прикладных задач;
- воспитательные: формирование организованности, дисциплинированности, аккуратности, уважения к чужому труду; формирование здорового образа жизни; формирование коллективизма и чувства товарищества;
- развивающие: развитие логического мышления, познавательного интереса.
Технологии: здоровьесбережения, педагогического сотрудничества, групповой деятельности, развивающего обучения, технология проблемного обучения, ИКТ технология, технология развития исследовательских навыков.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация выполненная в программе Power Point.
Ход урока
1. Вводно-мотивационная часть.
У. Сегодня у нас урок повторения. В ходе него мы увидим, что каждый день нам требуются знания математики. Математика важна для всех: в любой профессии, сфере жизни. Я прочитаю стихотворения, а вы назовете тему урока:
«А и С, Д и В гуляли по тропе,
Вдруг пришел деленья знак
И рассорил всех подряд.
А осталась зла на С
Д рассорилась с Д.
Знак равно тут прибежал
И друзей он приравнял.
Получился стих смешной
О пропорции простой.
Итак тема нашего урока «Пропорция». Но на этом уроке мы рассмотрим связь математики и питания.
Слайд 1 (тема урока)
2. Постановка целей.
– Как вы думаете, что будет целью нашего урока? (повторить понятие пропорция, отношение; вспомнить и применить, как находится неизвестный член пропорции, постараться применить знания математики).
Слайд 2 (цели)
3. Актуализация опорных знаний и умений.
Ответе на следующие вопросы:
А). Что такое отношение?
Б). Что называется пропорцией?
В). Сколько отношений участвуют в пропорции?
Г). Каким знаком они соединены?
Д). Сколько чисел участвуют в пропорции? Какое название имеют?
Е). Каким свойством обладают пропорции?
Чтобы легче запомнить основное свойство пропорции послушайте стихотворение:
Есть у пропорции правило главное
Все его знать и заполнить должны
Средние члены умножить и крайние
Будут всегда эти числа равны
4. Применение знаний, умений и навыков. Решение задач.
Итак, утро начинается с завтрака. Мы должны хорошо подкрепиться перед началом учебного дня. Конечно, завтрак нам готовит мама, но сегодня мы его приготовим сами.
Слайд 3 (задача №1)
Для приготовления овсяной каши требуется на 2 стакана хлопьев «Геркулес»: 5 стаканов молока, ½ чайной ложки сахара и 2 столовые ложки масла. Сколько граммов хлопьев необходимо согласно рецептуре, если в наличии только 3 стакана молока, а масса одного стакана хлопьев 90 грамм? (108 грамм).
Разбор задачи со всем классом и запись решения на доске.
Какие еще вопросы мы можем поставить к этой задаче?
Сколько ложек сахара нам понадобится?
2. Сколько столовых ложек масла нам понадобится?
Можно вызвать 2 человек за доску и проверить затем со всем классом используя взаимопроверку).
Слайд №4 (задача №2)
На яблочный компот требуется 500 грамм яблок, ¾ стакана сахара. Рассчитайте необходимую массу сахара на 800 грамм яблок. (1,2 стакана сахара).
Самостоятельное решение этой задачи, 1 человек проверяет, а остальной класс использует самопроверку.
Слайд 5 (задача №3)
С пищей в организм поступает определенное количество энергии. 100 грамм хлеба содержит 195 Ккал, пирожного – 520 Ккал. Расход энергии определяется степенью интенсивности мышечной деятельности. Так, отдыхая лежа, мы тратим 65 Ккал в час., при мытье посуды – 130 Ккал в час., при ходьбе – 200 Ккал, при беге – 300. Подсчитайте, сколько времени необходимо заниматься каждым видом деятельности, чтобы потратить все калории при съедании хлеба и пирожного? Сравните результаты. (На 100 грамм хлеба – 3 часа лежа, 1,5 часа мыть посуду, 0,975 часа или 58,5 минут ходьбы, 0,65 часа или 39 минут бега; на 100 грамм пирожного – 8 часов лежа, 4 часа мыть посуду, 2,6 ходьбы, 1, 73 часа или 1, 44 минуты бега).
Класс делится на 2 группы. 1 группа считает, сколько времени потребуется заниматься каждым видом деятельности, чтобы потратить все калории при съедании 100 грамм хлеба; 2 группа – 100 грамм пирожного. Далее дети делают выводы, что если мы едим высококалорийную пищу, то нам надо усилить физическую нагрузку, больше двигаться, помогать по дому маме, вести здоровый образ жизни и т.д.
Слайд 6 (физкультминутка)
Чтобы слова не расходились с делом, сделаем зарядку.
В течении дня мы употребляем самую разную пищу. Не все продукты одинаково полезны. Задача поможет нам выяснить, как лучше всего распределить наше питание.
Слайд 7 (задача №4)
Распределение суточной калорийности пищи в течение дня (завтрак, обед, полдник, ужин) для школьника определяется следующим отношением 5 : 7 : 3 : 5. Выразите данное распределение в процентах. (25%, 35%, 15%, 25%). Данную задачу можно решать в группах или парной работой.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Наш урок близится к завершению. Надеюсь, что информация, полученная в ходе решения задач, была полезной и поможет вам более внимательно относиться к своему питанию. А теперь давайте оценим свою работу на данном уроке.
6. Домашнее задание.
Слайд 8 (Повторить п. 20-22, построить круговую диаграмму распределения пищи из задачи №4, раздать карточку с домашней задачей и поставить вопрос к ней: будет ли такое питание полезным)? Задача на карточке: Приближенная потребность человека в белках равна 80г., в жирах – 80г., в углеводах – 320г. Определите соотношение белков, жиров и углеводов, и приближенную суточную потребность в энергии, если 1г. углеводов дает 4 Ккал, 1г. белка – 4 Ккал, 1г. жира – 9 Ккал. Сколько пирожных с энергетической ценностью 580 Ккал можно съесть, не превышая эту норму?
7. Рефлексия.
Слайд 7
- Чем занимались на уроке?
- Что получилось?
- Что понравилось?
- Над чем еще надо поработать?
- С каким настроением вы уйдете с урока?