Открытый урок по алгебре
в 9 классе.
Тема урока:
Решение систем уравнений второй степени с двумя методом подстановки.
Подготовила и провела
учитель математики
Харисова З.Т.
Новопокровка, 2017
Дата 20.12.
Цели урока:
Обучающие:
систематизировать знания по данной теме
выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способами подстановки.
Развивающие:
развивать вычислительную технику, мыслительную активность, логическое мышление;
способствовать формированию ключевых понятий;
выполнять задания различного уровня сложности; развивать правильную математическую речь
формировать графическую и функциональную культуру обучающихся.
Воспитывающие:
воспитывать внимательность, аккуратность, умение четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу, воспитывать глубокий и устойчивый интерес к изучению математики
формировать навыки общения, умения работать в коллективе.
Задачи урока:
1. Отработать алгоритм решения систем уравнений второй степени способом подстановки и различного уровня сложности.
2. Отработать навыки и умения иллюстрировать решения систем уравнений графически.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная, работа в парах.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: практический, наглядный, словесный.
Оборудование: учебник «Алгебра – 9 класс» Макарычева Ю.Н., под ред. С.А.Теляковского, раздаточный материал, карточки с алгоритмом портреты.
Ход урока.
Организационный момент
Математике должны учить в школе
еще с той целью,
чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных
потребностей в жизни.
И.Л. Лобачевский
Сегодняшний урок я хотела начать с философской загадки «Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и краткое, самое дорогое, но и дёшево ценимое нами?» (Время).
Итак, у нас всего 45 минут, и мне очень хотелось, чтобы это время пролетело для вас незаметно и с пользой.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть способ подстановки для решения систем уравнений.
Проверка домашнего задания.
III Актуализация опорных знаний.
Устный опрос.
1.
(Уравнения, объединенные фигурной скобкой, имеющие множество решений одновременно удовлетворяющих для каждого уравнения)
(Пара значений, которые обращают каждое уравнение в системе в верное равенство)
(Уравнения, которые имеют одно и тоже множество решений )
Назовите основные способы решения систем уравнений.
Графический, метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод замены переменной.
2.
Учащиеся определяют вид уравнения, формулируют определения).
Решить уравнения:
1) 6) ,
2) , 7) ,
3) , 8)
4) , 9)
5) 10)
3. Какая фигура является графиком уравнения?
1) 3х-у=7;
2) ху=4;
3) у-х2+2х=0;
4)(х-2)2+у2=25.
4.Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений
х 2+у2=1
у-2х=1
(0;1) (-1;-1) (1;0) (1;1)
5. Решение какой системы изображено
IV Из истории решения систем уравнений.
( Сообщение учеников)
Еще древним вавилонянам и египтянам было известно много задач, решение которых сводилось к решению уравнений с одной переменной. Только в то время не умели применять в математике буквы. Поэтому вместо букв брали числа, показывали на числах, как решать задачу, а потом уже все похожие на нее задачи решали тем же способом.
В древневавилонских текстах, написанных в III – II тысячелетиях до н.э., содержится немало задач, решаемых с помощью составления систем уравнений, в которые входят и уравнения второй степени.
Многие уравнения умел решать греческий математик Диофант, который даже применял буквы для обозначения неизвестных.
Но по-настоящему метод уравнений сформировался в руках арабских ученых. Они, по-видимому, знали, как решали задачи в Вавилоне и Индии, улучшили эти способы решения и привели их в систему. Первым написал книгу на арабском языке о решении уравнений Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми. Название у нее было очень странное − «Краткая книга об исчислении ал-джабры и ал-мукабалы». В этом названии впервые прозвучало известное нам слово «алгебра».
Книга ал-Хорезми о решении уравнений не была столь распространена, как его сочинение об индийском счете. Но и с нею познакомились математики Западной Европы. Когда они овладели методами ал-Хорезми, то стали их улучшать, применять к все более сложным уравнениям, настолько сложным, что без букв оказалось невозможно к ним подступиться.
Французский ученый Франсуа Виет(XVIв.) впервые ввел символическую запись уравнения: стал обозначать неизвестные величины одними буквами, а известные − другими. Алгебраическая символика совершенствовалась в трудах Декарта, Ньютона, Эйлера.
Рене Декарт
(1596 - 1650)
французский математик и философ
Мыслю, следовательно существую.
И саа́к Нью́то́н 4 января 1643 — 31 марта 1727— английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1 июля 1646, Лейпциг - 14 ноября 1716, Ганновер), немецкий философ, логик, физик, математик и языковед.
Л еонард Эйлер (1707—1783), — российский, немецкий и швейцарский математик. Анализировал бесконечно малые. Благодаря его работам, математический анализ стал вполне оформившейся наукой.
К арл Гаусс (1777—1855), — немецкий математик, астроном и физик. Создал теорию «первообразных» корней, из которой вытекало построение семнадцатиугольника. Один из величайших математиков всех времён.
Жозе́ф Луи́ Лагра́нж (25 января 1736 — 10 апреля 1813) — французский математик и механик итальянского происхождения. Наряду с Эйлером — лучший математик XVIII века. Особенно прославился исключительным мастерством в области обобщения и синтеза накопленного научного материала.
Основная цель при решении систем линейных уравнений - решить систему уравнений, то есть найти все ее решения или доказать, что решений нет. Для решения системы уравнений с двумя переменными используются разные способы. Практическое применение этих способов - это решение задач, по алгебре, физике, химии, геометрии.
V. Изучение нового материала
Основными методами решения систем уравнений являются метод подстановки и метод сложения.
При этом используют приемы: замена переменных, формулы сокращенного умножения, равенство произведения нулю и другие.
Записать на доске 3 метода решения систем уравнений.
1. Графический метод
2. Метод подстановки
3.Метод алгебраического сложения
С системами уравнений мы познакомились в курсе алгебры 7-го класса, но это были системы специального вида – системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Алгоритм, который был выработан в 7 классе, вполне пригоден для решения систем любых двух уравнений с двумя переменными х и у.
Выразить одну переменную через другую из одного уравнения системы.
Подставить полученное выражение вместо переменной в другое уравнение системы.
Решить полученное уравнение относительно одной переменной.
Подставить поочередно каждый из найденных на 3 шаге корней уравнения в выражение, полученное на первом шаге и найти другую переменную.
Записать ответ в виде пар значений (х;у).
Покажу, как работает этот метод при решении систем.
Решим систему уравнений:
Применим метод подстановки. Преобразуем исходную систему:
Ответ: (1;0), (2;1)
VI. Закрепление знаний.
Рассмотреть по учебнику № 433( а), № 437 (а)
Решение системы уравнений по алгоритму.
Реши систему уравнений
Средь алгоритмов правильный найди,
И выбор свой подробно поясни!
Алгоритм А. Алгоритм В.
Ответ: (-2;4), (8;-1). Ответ: (-2;4), (8;-1).
Алгоритм В. Алгоритм Г.
Ответ: (-2;4). Ответ: (-2;4), (8;-1).
Тест с взаимопроверкой
Вариант 1
1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений
А. (1; 4). Б. (4; 1). В. (–1; 4). Г. (–4; 1).
2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (1; 0)?
А. xy = 4. Б. 5x + y = 8. В. 4x + y = 4. Г. x2 + y2 = 1.
3. Сколько решений имеет система уравнений
А. Одно. Б. Два. В. Три. Г. Четыре.
4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?
5. Решите систему уравнений
А. (2;6). Б.(6;2). В.(2;6)и(6;2). Г. (–2; –6) и (–6; –2).
Вариант 2
1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений
А. (3;2). Б.(2;3). В.(–3;2). Г. (–2; 3).
2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (0;1)?
А. 5x–4y=3. Б.7x+2y=2. В.x2 +y2 =1. Г. xy = 7.
3. Сколько решений имеет система уравнений
А. Одно. Б.Два. В.Три. Г. Четыре.
4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?
5. Решите систему уравнений
А. (2;9). Б.(9;2). В.(9;2)и(2;9). Г. (–9; –2) и (–2; –9)
ОТВЕТЫ К ТЕСТ
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | Б | А |
2 | В,Г | Б,В |
3 | Б | Б |
4 | Б | В |
5 | В | В |
Дифференцированный контроль
(взаимопроверка, работа )
На «3»
На «4»
На «5»
VII. Домашнее задание
По учебнику п.19, стр.112
№ 436, 441
VIII. Итог урока.
Учащимся предлагается рисунок (у каждого на парте приготовлена заготовка), на котором нужно отметить свое местоположение для данного урока, т.е.:
Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
Если нет никаких вопросов и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
Говорят, что математика – гимнастика ума, я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас хорошей тренировкой, которая позволила стать более внимательными, собранными, сообразительными, заставила думать и творить что-то новое.
4