Учитель:
Если мы говорим о гармонии души и тела, значит, мы говорим о человеке. Человек – это главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии есть и что-то общее. Давайте посмотрим, как развивалось изображение человека в искусстве разных времен.
С первобытных времен люди изучали человека и изображали человеческие фигуры в наскальных рисунках. Эти изображения были очень примитивными.
Позднее в скульптурах и статуэтках. Например, статуэтки так называемой Венеры времен палеолита. Эта небольшая фигурка демонстрирует как мастерство древних художников, так и примитивность. Мастерство в том, что сильно прочувствована пластика объемов тела. Но в этой фигурке нет и проблеска духовности. Нет даже лица. «…Это – сосуд плодородия и ничего сверх того».
Совсем иное изображение человека в Древнем Египте, еще в начале 3 тысячелетия до н.э. Пластические рельефные формы подчеркивают мускулистые стройные тела. Образы людей уже наполнены индивидуальностью. Но при всем техническом совершенстве. Просматривается схематичность в построении фигур. Почему?
Ответ: Потому что для изображения людей древние художники использовали канон
Учитель: Правильно. А что такое канон?
Ответ: канон –это- свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка. Канон в Древнем Египте регламентировал своеобразный критерий красоты.
Учитель: Правильно. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека, используя другие каноны. Например, даже тщедушный и болезненный в жизни император Рима Октавиан изображается в скульптуре атлетически сложенным, «богоподобным» человеком. То есть, изображаемых людей идеализировали.
И, наконец, в эпоху Ренессанса на первый план стала выходить не только физическая красота человека, но и духовная. Духовная красота – главная тема в творчестве величайшего художника эпохи Возрождения Микеланджело. Его скульптура «Давид» - подлинный монумент героической личности, человеку духовно и физически совершенному.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у детей в отличие от взрослых, не только меньше кости, но и очень сильно ребенок отличается от взрослых структурой самой фигуры. Скажите, пожалуйста, чем отличается фигура взрослого человека от фигуры ребенка?
Ответ: пропорциями.
Учитель: Правильно. А, что такое пропорции?
Ответ: Соотношение различных частей тела друг к другу и к высоте фигуры.
Учитель: Правильно. Давайте быстренько вспомним пропорции фигуры человека?
Вопросы:
-Что делит фигуру пополам?
-Что делит ногу пополам?
-Верхняя часть ноги называется -…, а нижняя -…?
-Что делит руку пополам?
-Верхняя часть руки называется -…, а нижняя -…?
-Какова длина рук?
-На уровне чего находится локоть?
-Что такое талия?
-На сколько равных частей можно мысленно разделить туловище?
-Эти пропорции имеет любой взрослый человек?
-Чем измеряются пропорции человека?
-Что такое модуль?
Учитель: Молодцы! Хорошо усвоили пройденный материал. Модуль – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канон (показывает использование различных модулей. Канон в свою очередь помогает созданию идеального образа человека, все части тела которого находятся в идеальной пластической гармонии.
Учитель: «Ну, до чего же неловок и неуклюж этот бедняга!» - может подумать зритель цирка, наблюдая, как клоун все время падает, то, запутавшись в сворачиваемом ковре, то неудачно цепляясь ногой за канат.
Но не все, наверное, знают, что ловко упасть или повторить в смешном, карикатурном виде трюк, часто гораздо труднее, чем исполнить тот же трюк всерьез. Поэтому клоуны почти всегда отличные гимнасты, эквилибристы, наездники. Они уверенно владеют своим телом и могли бы с успехом выступать во многих номерах.
Учитель: Но главное – у клоунов есть очень редкое качество: они умеют смешить зрителей, прикидываясь неумелыми и неловкими, и за эту способность зрители любят их.
Учитель: На данном этапе урока я хочу объяснить содержание задания. Учитывая все сведения о человеке, полученные ранее и сегодня на уроке, мы с вами постараемся нарисовать фигурку клоуна. Почему именно клоуна? На мой взгляд, клоун на арене цирка во время выступления может находиться в любом положении, даже, в самом нелепом. А, это нам необходимо для того, чтобы нарисовать не просто клоуна в движении, а врисовать его фигурку в 5 точек, таким образом, чтобы в одной точке располагалась голова, в 2-х других - кисти рук, и еще в двух – стопы ног.
Перед вами на столе лежат альбомные листы с пятью точками. Мысленно представьте себе движение вашего клоуна в соответствии с точками. Если сложно представить, можно повернуть лист.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами не только увидели, как развивалось представление людей о красоте и гармонии человеческого тела, вспомнили построение фигуры человека в движении соответственно современным канонам, но и попытались передать характер движения, не нарушая структуры фигуры. Я вижу, что это у нас очень удачно получилось.