Любознательный путешественник оказался в нашем городе и совершенно случайно попал к нам, 2 класс. Ему очень интересно, где же он, о чем могут рассказать те мальчишки и девчонки, которых он увидел. Ребята, вы согласны помочь ему? Итак, мы начинаем путешествие – исследование по нашей родине – стране Россия -Где же мы находимся? Доскажите словечко. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Знают все и млад, и стар, Что наш дом – большущий… (шар). Показ 1-го слайда. - Планета Земля имеет форму шара. Земля – планета Солнечной системы. Показ 2-го слайда. И перед нами самая большая территория, занимаемая каким-либо государством: от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Какое это государство? (Россия.) - Какие еще имена есть у нашей страны? (Российская Федерация, Отечество, Родина. Матушка) - Что означает слово Родина? Показ 3-го слайда. Чтение статьи из «Толкового словаря». Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был навещен богу Роду. - Подберите слова с корнем род, близкими по значению к слову родина. (Родитель, родной, родник, родичи, родинка.) -Посмотрите, ребята, какие добрые, теплые, родные слова оказались близкими слову родина. - Что означает слово «Федерация»? Показ 4-го слайда. - Слово «федерация» означает добровольное объединение равноправных народов. Россия - общая родина для всех народов на ее территории, это многонациональная страна. - Кем является каждый из нас для своей страны? (гражданин, россиянин) - Да. Все мы являемся гражданами России. Что значит быть гражданином? - Быть гражданином России – значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины. Это значит следить за чистотой родного края, за своим поведением. - Мы – россияне. Мы – это русские, татары, якуты… - Какие еще народы проживают в России? (чуваши, мордва, чеченцы, башкиры…) Показ 5-го слайда. -Да, в нашей стране проживает 128 народов. У каждого из них есть свой родной край и язык. Чтобы общаться, друг с другом, они выбрали русский язык. Ведь все они - граждане России. - Какой самый главный город нашей страны? (Москва) Показ 6-го слайда. - Москва – столица России, главный город государства, а главой государства является президент. - Как и другие государства, Россия имеет свои символы: флаг, герб и гимн. - Я предлагаю поработать в паре и среди предложенных вариантов найти: 1 группа - найти флаг РФ 2 группа - Найти герб РФ 3 группа - Выбрать столицу, президента. Показ 6-го слайда. - Что такое герб? Выслушаем сообщение. Герб - символ государства. Рисунок двуглавого орла – символ солнца, небесной силы и бессмертия. восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. (Показывает герб России и г. Тольятти) - Что такое флаг? Выслушаем сообщение. Флаг - символ государства, прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. Флаг Российской Федерации имеет три цвета. Белый - мир и чистота совести. Синий - цвет неба, верность и правда. Красный – огонь, отвага, кровь, пролитая за Отчизну. - Где можно увидеть флаги? - Но есть еще у каждой страны торжественная песня. Как она называется? (гимн) Выслушаем сообщение. Гимн Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. -Как нужно слушать гимн своей страны? (Прослушивание первого куплета гимна стоя). - Ребята, давайте расскажем нашему путешественнику, где расположена наша страна и чем она богата? (с.83) - Наша страна находится на материке Евразия, она самая большая на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Путешествие по ней на поезде с запада на восток займет целую неделю. -Итак, мы с вами отправляемся в путешествие и берем с собой карту на с. 83. Работа в парах. Чтобы указать, что где находится в нашей стране, ее делят на части. Найдите и перечислите их по порядку. (Кавказ, Европейская часть России, Урал, Сибирь, Дальний Восток).
Природные условия России (фронтальная работа) -Ребята, какие для Евразии, в частности для России, характерны природные зоны? Давайте их назовём по порядку, начнём с севера. ( ледяные пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степи). - Где более плодородные почвы? - А в каких частях нашей страны есть богатые почвы и плодородные поля? (на юге европейской части и на юге Сибири) - Что на них выращивают, вы узнаете, отгадав загадки. Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь— посмотри: Красный, красный Он внутри. (Арбуз) В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (Помидоры) Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картофель) Золотист он и усат, В ста карманах сто ребят. (пшеница) -В нашей стране, не только эти овощи выращивают. А какие выращивают в нашей местности? Полезные ископаемые - Дальше отправляемся в путешествие, чтобы выяснить, чем ещё богата наша страна. Что называют полезными ископаемыми? Какими полезными ископаемыми богата наша страна? Откройте карту России с. 114-115 и узнайте, какие и где добывают различные полезные ископаемые. Наклейте значки на свою карту. И заполните карточку №2 КАРТОЧКА №2 Нефть добывают в ______________________ Каменный уголь добывают в ________________ Железную руду добывают в _________________ Алмазы добывают в ________________ Камни-самоцветы добывают в горах на ________________ Теперь давайте проверим какие полезные ископаемые добывают в России. (слайд) Где их добывают? (от группы два человека выступают) Оцените свою работу ?!- А как используют полезные ископаемые? Давайте расскажем по иллюстрации. (слайд соединять стрелкой)
- Ребята, расскажите путешественнику чем гордится наша страна? (с.85) Люди - главная гордость нашей страна. - Каких известных людей нашей страны вы знаете? -Почему они являются гордостью нашей страна? -М,В Ломоносов – великий русский учёный. -М.И.Кутузов – великий полководец Ю.А.Гагарин – первый космонавт П.И.Чайковский – великий композитор. А.С.Пушкин – поэт. Пётр Великий – государственный деятель.
Наше путешествие подошло к концу, но наше исследование о Родине – России будет продолжено
Что нового для себя вы узнали? Кроссворд (коллективно) Ключевое слово «Россия». Царица русских рек Главный город, в котором находится правительство Столица Российской Федерации Торжественная хвалебная песня Материк, на котором расположена Россия
Где пригодятся эти знания? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? Как работал ты? Оцени свою работу светофорчиком. |