СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII в."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет рационально и дифференцированно организовать работу на уроке с использованием заранее выданного обучающимся материалов к уроку, задействовать возможности интерактивной доски, а также организовать самостоятельную работу с материалом для обучающихся, не успевших проработать материал в классе или пропустивших урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII в."»

П.24. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII в.

РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА И РАСКОЛ.

  1. Понятия с. 80-81

  2. Старообрядцы (староверы) — общее название последователей религиозных течений в России, выделившихся в результате церковных реформ, проведенных патриархом Никоном. Старообрядцы не принимали никоновских "нововведений", трактуя их как антихристовы. Сами предпочитали называть себя "староверами", подчеркивая древность своей веры и ее отличие от веры новой, которую они считали еретической.

  3. Повторение:

  • Смута,

  • Автокефальная,

  • Иов,

  • 1589г.

  • Филарет + см. с.75,

  • «тушинский патриарх»,

  • реформа

  1. 1619г. – после 8-летнего польского плена митрополит Филарет возвратился в Москву. Церковным собором он избирается патриархом Московским и всея Руси. Это привело к росту роли и значения РПЦ в жизни государства: см. факты на стр. 75

  2. Середина XVIIв. время обострения не только социально-экономических и политических (войны с Речью Посполитой, Швецией, Османской империей, бунташный век, закрепощение крестьян), но и церковных противоречий в России.

  3. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА (1653-1655гг.)

  • Причины необходимости реформирования РПЦ: с.75

  1. ……………………………………………………………………………………………….,

  2. ………………………………………………………………………………………………..,

  3. ………………………………………………………………………………………………..

  • Мнения верующих разделились: с. 75

    Патриарх Иосиф и его сторонники предлагали…………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………….

    Царь Алексей Михайлович и его окружение считал, что ………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………...

  • 1652г. – избрание нижегородского митрополита Никона (мирское имя Никита Минин (Минов)) патриархом .

  • Конец 1654г.принятие реформ Никона Церковным собором: с.76

- вводилось крещение …………………………………………………………………,

- вводились поясные поклоны ………………………………………………………,

- исправлялись иконы и церковные книги по ……………………………………….

  • Эти изменения вызвали протест населения.

  • Усиливаются разногласия между церковной и светской властью:

Патриарх Никон

выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по сути, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть (по примеру патриарха Филарета и царя Михаила Фёдоровича).

Царь Алексей Михайлович

отдалился от Никона. После его заявления о сложении с себя полномочий патриарха и удаления в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (под Истрой), царь стал готовить церковный суд над Никоном.

  • 1666 – 1667гг. – Церковный собор:

- состоялся суд над Никоном, на котором царь дал понять, что именно ему принадлежит власть в стране, а церковные иерархи поддержали Алексея Михайловича и осудили Никона, благословив лишение его сана и заточение в монастырь;

- собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников – старообрядцев, а их лидеров надлежало передать в руки светских властей для суда (какое им грозило наказание по Соборному уложению 1649г? ………………………………………………. …………………………………………………………………………………..см. с. 77)

ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ НИКОНА: …………………………………………………………………………………………….……… с.77

Официальная церковь

(патриарх Никон)

Старообрядчество

(протопоп Аввакум)



  1. Протопоп Аввакум – расскажите о нём, используя материал учебника на с. 77-78+125.

  2. Ревнители благочестия – с. 78

  3. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ ВПЕРВЫЕ ПРИВЁЛ К МАССОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ В РОССИИ:

  • 1668-1676гг. – Соловецкое восстание (жестокое подавление стало последним событием царствования Алексея Михайловича Тишайшего),

  • 1682г. – движение раскольников во время Московского восстания,

  • 1670-1680-е гг. – выступление на Дону и др.

  • Выступления продолжались до конца XVIIв.

  1. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА:

  • Централизация РПЦ,

  • Государственный контроль над священниками и верующими,

  • Развитие церковного образования,

  • Единство РПЦ с мировым православием.

  1. ИТОГИ – с.79



Материал для самопроверки.

Причины реформы церкви:

  1. Утверждение РПЦ как международного центра православия (сделать Москву «Третьим Римом») требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между российской церковью и православным Востоком (имеются в виду православные народы Восточной Европы).

  2. Необходимость унификации (приведения к единым образцам) службы и богослужебных книг – условие объединения церквей России и Украины.

  3. Необходимость поднять авторитет церкви путём борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, с упадком церковных нравов (леность и распущенность духовенства, неграмотность церковнослужителей).

  4. Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов, обусловленных различиями в церковных обрядах и разночтениями в богослужебных книгах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!