Конспект урока.
Программа «Перспектива», 2 класс.
Учитель: Яцких О.И.
МОУ СОШ № 25
Урок русского языка по теме
«Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
Цели урока:
Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Метапредметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, усваивать способы их решения;
умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;
готовность слушать собеседника.
Предметные:
обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Оборудование:
- Монитор экрана;
- электронное приложение по русскому языку.
-презентация- видео
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Буквы, буквы, звуки и вновь буквы. Самое величайшее изобретение человечества и это буквы. Стоило только людям договориться какими символами обозначить разнообразные звуки, как совершилось невероятное! Люди сделали невидимое- видимым. Звучавший мир , стал чувственным т осязаемым. Они поймали неуловимое- ЗВУК ! С тех пор и слово мудреца , трели соловья и звенящая тишина солнечного зноя и мудрость древних сказаний -смогли стать достоянием всего человечества.
Каждой букве отведена своя роль. Есть среди них, которые выполняют не только одну работу- (передают звук) , но есть буквы, которые выполняют и две, а иногда 3 функции. Например мягкий знак. Иногда он может разделить буквы, а иногда мягчить!
Но сегодня мы познакомимся поближе с буквами Ч Ш Щ и Ж.
Фронтальный опрос.
Ребята, а сколько всего букв в русском алфавите?
А сколько гласных, сколько согласных? Какие знаки?
Сколько согласных обозначает парные согласные звуки. Давайте вспомним их! И только 6 букв обозначают непарные согласные звуки .
ЖШЦ- твердые
ЙЧЩ- всегда мягкие.
Ч и Щ у них нет твердого парного звука.
В письменной речи эта особенность Ч и Щ не нужно показывать. И даже в фонетическом разборе рядом с этими буквами мы никогда не поставим апостроф.
Какую орфограмму мы знаем с сочетанием ча- ша / чу-щу?
Чашка, щавель, чучело, щука.
Буквы Ж,Ш,Ч и Щ также обозначают по одному непарному согласному звуку.
Тогда почему в сочетаниях ЖИ и ШИ пишется буква И? Которая указывает на мягкость предыдущего звука?
В Древней Руси звуки Ж и Ш имели мягкие пары. А около 700 лет назад из произношения ( тогда еще старославянского языка) исчезают мягкие звуки, а остаются только твердые ж и ш, а привычка писать букву и после букв ж и ш осталась. Да и много написано было рукописных книг. Что-либо менять в то далекое время было достаточно трудно.
Теперь в современном русском языке мы слышим звук Ы, а пишем звук И. Так появилось одно из знаменитых правил(орфограмм ) русского языка.
Теперь , ребята вы знаете, почему ча-ща, чу-щу пишется потому что нет смысла указывать на мягкость согласных.
А жи и ши пишут по привычке, которой чуть меньше 800 лет!
Закрепление материала- работа в парах.
Работа с учебником.
Рефлексия.
Оцени себя.
Домашнее задание.