28.01.2019г.
Русский язык. Обучение грамоте. 1 класс.
Урок 93 (13).
Тема: «Правописание жи-ши.».
Цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений;
Метапредметные:
личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;
регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;
коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;
познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.
Оборудование: тетрадь по русскому языку, раздаточный материал – карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
- Ребята, а какие вы знаете сказки?
- А как начинается большинство сказок? (жили-были)
- С какого звука начинается это слово?
- Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный?
- Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару.
-А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким?
- Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию.
(Аналогично буква Шш)
III. Целеполагание
- Какая перед нами стоит задача?
- Хотите послушать эту сказку о сочетаниях жи-ши?
Сказка о том, как поссорились буквы
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно.
И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.
Интересная сказка?
А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала?
Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Физкультминутка «Солнце глянуло в окно».
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
IV. Актуализация знаний.
1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило.
2. Работа по карточкам.
Задание.
- Подчеркните слова с сочетанием жи.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Задание.
- Подчеркните слова с сочетанием ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
V. Закрепление изученного.
Коллективная работа по карточкам.
Задание.
- Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.
Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,
Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Проверка.
«Вновь у нас физкультминутка…»
VI. Обобщение и систематизация знаний.
- Ребята, рассмотрите картинки на доске: лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи.
- На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите слова с орфограммами жи-ши.
Проверка.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились?
- Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом?
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи, ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Задание. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. |
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи, ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Задание. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. |
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи, ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Задание. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. |
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи, ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Задание. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. |
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи, ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Задание. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. |