Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 год №373;
- федерального перечня учебников, утвержденный МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
- Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
- Приказу МО и науки РФ от 5.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
- федерального перечня учебников, утвержденный МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
- образовательной программы НОО МОБУ СОШ с. Бекетово;
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект:
Программы общеобразовательных учреждений под редакцией И.А.Петровой. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2016. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Желтовская Л.Я., И.О. Калинина Русский язык.4 класс: учеб. для четырёхлетней нач. шк.: в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2016 г.;
Желтовская Л.Я. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 4-й класс: к учебнику Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык» / ЛЛ.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 48 с.
Цели и задачи учебного предмета
организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;
2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен:
- названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
— правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
— правила употребления знаков препинания в конце предложения.
Учащиеся должны уметь:
- производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
— различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
— устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
— производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
— грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
-осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях); ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- соблюдения нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета (ФГОС)
Личностные
У учащихся будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные
Учащиеся научатся:
различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);
различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности (вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Общаемся устно и письменно (23ч.)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений.
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет*: извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения).
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Анализируем и строим предложения (27 ч.)
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
сжато (краткий пересказ);
с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Приложение №1
Тематическое планирование
№ п\п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Общаемся устно и письменно. | 23 ч |
2. | Анализируем и строим предложения. | 27 ч |
3. | Развёртываем, распространяем мысли. | 17 ч |
4. | Формы частей речи, или как изменяются разные части речи. | 40 ч |
5. | Части речи и их работа в предложении и тексте. | 33 ч |
| ИТОГО | 140 ч. |
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата факт. | Примечание |
| |
Общаемся устно и письменно (23 ч.) |
1 | Вспоминаем качества русской речи. | 3.09 | | |
2 | Особенности устной речи. | 4.09 | | |
3 | Наблюдение над свойствами русского ударения | 5.09 | | «Ода Башкортостану»-выразит. Чтение. |
4 | Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах. | 8.09 | | |
5 | Правописание гласных в словах. | 10.09 | | |
6 | Правописание согласных в словах. | 11.09 | | Составление устного рассказа «Осень на Урале». |
7 | Нормы произношения и правописания согласных. | 12.09 | | |
8 | Написание слов с разными типами согласных и гласных орфограмм | 15.09 | | |
9 | Правописание двойных согласных. | 17.09 | | |
10 | Различие и оформление предложения по цели высказывания. | 18.09 | | Написать письмо другу. |
11 | Интонация. Выражаем чувства и отношение. | 19.09 | | |
12 | Обращение. Знаки препинания в предложениях. | 22.09 | | |
13 | Уточняем смысл высказывания. Словарный диктант. | 24.09 | | |
14 | Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста. | 25.09 | | |
15 | Логическое ударение. | 26.09 | | |
16 | Выделяем этикетные слова и фразы. | 29.09 | | Вежливые слова на родном языке. |
17 | Средства пунктуации. | 1.10 | | |
18 | Используем средства пунктуации. | 2.10 | | |
19 | Контрольный диктант по теме «Пунктуация». | 3.10 | | |
20 | Повторение по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация». Работа над ошибками. | 6.10 | | «Жемчужина Урала»-выразит. Чтение. |
21 | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. | 8.10 | | |
22 | Обучающее изложение «Ёж - спаситель». | 9.10 | | |
23 | Анализ изложения. Повторение по теме «Пунктуация» | 10.10 | | Зимующие птицы наших краев. |
Анализируем и строим предложения. (27 ч.) |
24 | Главные и второстепенные члены предложения. | 13.10 | | |
25 | Части речи и члены предложения. | 15.10 | | |
26 | Глагол как двигатель всей фразы. | 16.10 | | |
27 | Неопределённая форма глаголов Словарный диктант. | 17.10 | | Составление предложений на тему «Край наш богатый». |
28 | Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени. | 20.10 | | Конституция РБ. |
29 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени. | 22.10 | | |
30 | Глаголы 1 и 2 спряжения. | 23.10 | | |
31 | Глаголы 1 и 2 спряжения. Закрепление. | 24.10 | | |
32 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 27.10 | | Слова на тему «Хозяйство и быт». |
33 | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. | 6.11 | | |
34 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 7.11 | | |
35 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 10.11 | | |
36 | Контрольный диктант « Картофель». | 12.11 | | Составление предложений о народных играх. |
37 | Времена глаголов. Работа над ошибками. | 13.11 | | |
38 | Времена глаголов. Словарный диктант. | 14.11 | | |
39 | Глаголы исключения | 17.11 | | |
40 | Формы изменения глаголов. | 19.11 | | |
41 | Повторение по теме « Формы изменения глаголов». | 20.11 | | |
42 | Повторение о правописании безударных личных окончаний глаголов. | 21.11 | | |
43 | Обобщение сведений о формах времени глаголов. | 24.11 | | |
44 | Безударные е-и в безударных личных окончаниях глаголов | 26.11 | | Памятники природы Башкортостана. |
45 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Закрепление. | 27.11 | | |
46 | Выражение сказуемого разными формами времени глаголов. | 28.11 | | |
47 | Свободный диктант «Подарки». | 1.12 | | |
48 | Закрепление по теме «Анализ и построение предложений» Работа над ошибками. | 3.12 | | |
49 | Творческое списывание. | 4.12 | | Башкирский национальный орнамент. |
50 | Анализ творческого списывания. | 5.12 | | |
Развёртываем, распространяем мысли ( 17 ч.) |
51 | Падежные формы склоняемых частей речи (повторение). | 8.12 | | |
52 | Начальная форма склоняемых частей речи. | 10.12 | | Устный рассказ «Зима на Урале» |
53 | Падежные формы личных местоимений. | 11.12 | | |
54 | Однородные подлежащие и сказуемые | 12.12 | | |
55 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 15.12 | | |
56 | Союзы при однородных членах предложения. | 17.12 | | Составление предложений о погоде в нашей местности. |
57 | Однородные второстепенные члены предложения. | 18.12 | | |
58 | Группы однородных второстепенных членов предложения. | 19.12 | | |
59 | Проверочный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 22.12 | | |
60 | Анализ диктанта. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 24.12 | | Ремесла башкир. |
61 | Строим предложения с однородными членами | 25.12 | | |
62 | Контрольный диктант по теме «Строение текстов разных типов» | 26.12 | | |
63 | Закрепление по теме «Строение текстов разных типов». Работа над ошибками. | 29.12 | | |
64 | Составление плана изложения. | 14.01 | | |
65 | Р\р.Изложение «Переправа» | 15.01 | | Устный рассказ о зимующих птицах наших лесов. |
66 | Закрепление по теме «Развертываем распространяем мысли…» Работа над ошибками | 16.01 | | |
67 | Р\р.Обучающее сочинение. Описание любимого дерева. | 19.01 | | |
Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (40 ч.) |
68 | Слово как часть речи. | 21.01 | | |
69 | Грамматическая связь между словами. | 22.01 | | |
70 | Изменение частей речи по числам и родам. | 23.01 | | |
71 | Творческая работа на тему «Зима». | 26.01 | | |
72 | Значение рода частей речи. | 28.01 | | Составление рассказа о зимних забавах. |
73 | Изменения частей речи по числам и падежам. | 29.01 | | |
74 | Значение рода и числа личных местоимений | 30.01 | | |
75 | Согласование глаголов прошедшего времени с местоимениями 3 лица. | 2.02 | | |
76 | Спряжение и склонение. | 4.02 | | |
77 | Глагол и его личные формы | 5.02 | | |
78 | Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями) | 6.02 | | Занятие древних башкир. |
79 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений | 9.02 | | |
80 | Безударные падежные окончания имен существительных. | 11.02 | | |
81 | Употребление гласных е–и в дательном и предложном падеже. | 12.02 | | |
82 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений. | 13.02 | | Мужские тюркоязычные имена. |
83 | Дательный и предложный падеж имен существительных 1 и 2 склонения. | 16.02 | | |
84 | Как выбрать окончание: е или и? | 18.02 | | |
85 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е. | 19.02 | | |
86 | Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе | 20.02 | | Растения наших полей. |
87 | Варианты окончаний винительного падежа. | 25.02 | | |
88 | Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа | 26.02 | | |
89 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей | 27.02 | | |
90 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 2.03 | | |
91 | Гласные в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 4.03 | | |
92 | Безударные падежные окончания существительных. | 5.03 | | |
93 | Падежные окончания имен прилагательных. | 6.03 | | |
94 | Проверка безударных окончаний | 9.03 | | |
95 | Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 11.03 | | Памятные места нашего села. |
96 | Проверка безударных окончаний | 12.03 | | |
97 | Окончания имен прилагательных мужского рода. | 13.03 | | |
98 | Падежные окончания имен прилагательных. | 16.03 | | |
99 | Закрепление написания падежных окончаний прилагательных. | 18.03 | | |
100 | Падежные окончания существительных и прилагательных. | 19.03 | | |
101 | Правописание падежных форм личных местоимений. | 20.03 | | Музеи г. Уфы. |
102 | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | 23.03 | | |
103 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1.04 | | |
104 | Подготовка к контрольному диктанту. Безударные падежные окончания | 2.04 | | |
105 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 3.04 | | |
106 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 6.04 | | |
107 | Закрепление по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Работа над ошибками. | 8.04 | | |
Части речи и их работа в предложении и тексте (33 ч.) |
108 | Самостоятельные и служебные части речи. | 9.04 | | Хвойные деревья наших лесов. |
109 | Полные краткие прилагательные. | 10.04 | | |
110 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных | 13.04 | | |
111 | Часть речи – причастие. | 15.04 | | Устный рассказ «Башкирская кухня». |
112 | Систематизация сведений о частях речи. | 16.04 | | |
113 | Наречие. | 17.04 | | |
114 | Деепричастия. | 20.04 | | |
115 | Контрольное списывание текста с учебника | 22.04 | | |
116 | Служебные части речи – частицы. | 23.04 | | |
117 | Самостоятельные и служебные части речи. | 24.04 | | |
118 | Язык и речь. Слово. | 27.04 | | |
119 | Формы речи: монолог, диалог. | 29.04 | | Национальный язык. Беседа. |
120 | Правописание слов разных частей речи | 30.04 | | |
121 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением | 4.05 | | |
122 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами согласными | 6.06 | | |
123 | Контрольный диктант по теме «Используем средства языка и речи» | 7.05 | | |
124 | Язык и речь. Слово. Работа над ошибками. | 8.05 | | |
125 | Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение | 11.05 | | |
126 | Распространение мыслей в предложении и тексте. | 13.05 | | |
127 | Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи | 14.05 | | |
128 | Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению) | 15.05 | | |
129 | История (рассказ) о случившемся событии. | 18.05 | | Сабантуй. Беседа. |
130 | Строим тексты, связывая их части и предложения. Работа над ошибками. | 20.05 | | |
131 | Текст-описание картины «Грачи прилетели». | 21.05 | | |
132 | Текст-рассуждение и средства связи его частей | 22.05 | | |
133 | Предупредительный диктант. | 25.05 | | |
134 | Контрольный диктант по теме «Строим тексты, связывая их части и предложения». | 27.05 | | |
135 | Повторение по теме «Строим тексты, связывая их части и предложения». Работа над ошибками. | 28.05 | | |
136 | Изложение текста повествовательного характера. | 29.05 | | Башкирские праздники. |
137 | Строим тексты, связывая их части и предложения Работа над ошибками. | | | |
138 | Повторение по теме «О роли языка в жизни человека» | | | Национальная одежда. |
139 | Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге) | | | |
140 | Повторение по теме «Части речи и члены предложения» | | | |
16