Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: _____
Урок: русский язык
Тема: «Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу»
Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ— ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться. Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, , Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.}
Где упрётся хвостом, Станет дырка потом. (Шило.)
Весь век идёт Ерёмушка: Ни сна ему, ни дрёмушки. Шагам он точный счёт ведёт, А с места всё же не сойдёт. (Часы.)
На четыре ноги . Надевали сапоги.
Перед тем как надевать, Стали обувь надувать. (Шины.)
Золотистые... —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички.)
— Объясните правописание слов.
3.Самоопределение к деятельности Выборочный диктант
(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ—ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА—ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ—ЩУ.)
Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.
— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.
Я грамотно писать хочу, . _ ; ; Все сочетания учу.
И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА, ИЧУ,и1ДУ,ЧК,ЧН. Тогда всё будет без проблем.
— Кто догадался, какое правило мы будем сегодня закреплять?
4.Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 7 (с. 118).
— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов. Упр. 8 (с. 118-119).
— Прочитайте.
— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
~ Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)
~ Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.
— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения. Упр. 9 (с. 119). ~ Прочитайте.
— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов? (Щетина у чушки, чешуя у щучки. Волки рыщут, пищу ищут.)
~ Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.
— Какие звуки они учат произносить?
— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.
Упр. 10 (с. 119).
— Прочитайте.
— Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧУ или ЩУ.}
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.
— Сделайте звуковой разбор слова журавль. Дайте характеристику каждому звуку.
5.Физкультминутка
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. ^ Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись. Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, поклонитесь, Не ленитесь, улыбнитесь.
6.Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 11 (с. 120).
— Рассмотрите рисунок. Вы узнали сказку? («Лиса и журавль».)
— Прочитайте начало сказки.
— Что можно сказать о лисе?
— Расскажите продолжение сказки. Упр. 12 (с, 121).
— Прочитайте группы слов. . • . . ..,
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом слове. . Упр. 13 (с. 121).
— Прочитайте.
— О каком волшебном ключике говорится в этом стихотворении?
— Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.
— Прочитайте последнее задание. Выполните ето самостоятельно.
— Какие предложения вы составили?
7.Рефлексия
(«Проверь себя» (с. 121). Самостоятельное выполнение.)
— Кто доволен результатом проверки?
— Кто сомневается, что всё сделал правильно?
— Оцените свою работу на уроке.
8.Подведение итогов урока
— Что мы закрепляли сетодня на уроке?
— Что понравилось на уроке?