Конспект урока по русскому языку по теме: «Вежливые слова» 1 класс к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (Школа России).
учитель начальных классов :
Писарева Н.А.
Тема: Вежливые слова.
Цель урока: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета; развивать умение работать с проблемными ситуациями; развитие познавательного интереса, самооценки; воспитание стремления совершать добрые дела.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок
Он позвал нас на урок.
Будьте все внимательны,
Вежливы, старательны!
II. Актуализация знаний
- Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т.д. (показываю картинки)
Аист (какой?)…,…,…. .
Кошка (какая?)…,….,…. .
Волк (какой?)….,….,….. .
Лев (какой?)…,….,…. .
- На какой вопрос отвечают слова аист, кошка, волк, лев? (Кто?)
- Что они называют? (Предметы).
- Что называют слова, которые вы добавили? (Признаки предметов).
- Что ещё могут называть слова? (Действия предметов).
- Какие вопросы они отвечают?
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись)
С И С П А Б О
- Составьте из этих букв слово. (СПАСИБО).
- Что означает это слово? Когда мы так говорим?
- Как называются такие слова? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?
- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Упр. 13 (с.25).
- Прочитайте.
- Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?
- Какие слова – приветствия вы ещё знаете? Запишите их.
- А какие слова говорят, когда прощаются? Как называются такие слова?
Упр. 14 (с. 25).
- Прочитайте «вежливые» слова.
- Когда употребляют эти слова?
- Для чего нужны «вежливые» слова?
V. Физкультминутка
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
-Топой правою ногой,
Топой левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
- Ну что ж, немножко отдохнули и можем отправляться дальше….
-(Работа в парах. Разыгрывание сценки: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.)
- Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова? (Воспитанный, вежливый).
- А что обозначает само слово «Вежа»? Давайте обратимся к толковому словарю:
"Вежливый " — от древнерусского "вежа" — «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. «Вежливость» - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Упр. 15 (с.25).
- Прочитайте.
- Выполни задание.
- Почему словарь называют толковым?
- Что означает слово невежа?
- Что означает слово невежда?
"Невежа" — обратный смысл — грубиян, не соблюдающий правил приличия.
VI. Закрепление изученного материала
а) Игра «ДА или НЕТ».
Условия игры:
Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
-
Поздороваться при встрече.
-
Толкнуть, не извиниться.
-
Помочь поднять упавшую вещь.
-
Громко разговаривать в общественных местах.
-
Обозвать обидным словом одноклассника.
-
Не уступить место пожилому человеку.
-
Отвечать на телефонный звонок во время урока.
-
Помочь донести сумку незнакомой старушке.
-
Рассказать доверенную тебе тайну.
-
Стараться говорить громче собеседника.
Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова. Все вы их знаете. Вспомним их еще раз. Наполним этими словами наш класс.(Дети называют слова вежливости).
Упр.12 (С.24)
-Рассмотрите рисунок к сказке. Прочитайте отрывок из сказки ещё раз.
-Как вы думаете, подходит этот рисунок к тексту? Постройте свой ответ, начиная со слов, которые даны в учебнике.
VII. Рефлексия
( На доске записаны слова).
Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста, благодарю, до свидание
- Найдите лишнее слово. (Завтра)
- Как называются все остальные слова?
- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?
- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?
- Как называют грубого, невоспитанного человека?
- А кто такой невежда?
- Составьте два предложения, использую слова вежливого общения.
-Какие предложения вам понравились больше всего?
- Какой словарь нам помогал на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
-Что нового узнали на уроке?