СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети повторяют самостоятельные и служебные части речи, знакомятся с новым словарным словом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска» Иркутской области

666701, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Полины Осипенко, 8, тел.: 8(39568)44995





КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



ТЕМА УРОКА:

ЧАСТИ РЕЧИ

4 класс













подготовила и провела

учитель начальных классов

колобкова т.в.



Киренск

2018

Тип урока: Освоение нового материала

Педагогические задачи:

  • Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»;

  • совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи;

  • способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте;

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты:

  • Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»;

  • научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте;

  • называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного,

  • имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза);

  • подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы;

  • рассказывать о частях речи по таблице и схеме

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание:

  • определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные:

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;

  • понимать точку зрения другого;

  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные результаты:

  • Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка;

  • осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости

Оборудование:

Учебник В.П. Канакина В.Г.Горецкий Русский язык ч.1., презентация, карточки, кроссворд, смайлики для рефлексии, ребус.
















Ход урока

I. Организация начала урока:

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
« Больше дела, меньше слов»


II. Актуализация знаний.

- Добрый день! Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый?

- Почему? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).

- Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Чтобы узнать о чем пойдет речь, вам придется внимательно послушать и сделать вывод.

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высы­пались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы поло­жим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? (Нет.)

— Что же делать? (Слова нужно сгруппировать так, чтобы в од­ной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

Рассказываю дидактическую сказку.

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

– Вспомните, по какому принципу противопоставляются самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы: есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?

Однажды в королевстве был парад, и Части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но Части речи очень волновались: правильно ли они встали в колонны?

– Давайте поможем частям речи разделиться на две колоны: самостоятельные и служебные части речи. (дети строят схему на доску)

ЧАСТИ РЕЧИ










СЛУЖЕБНЫЕ



САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ



ПРЕДЛОГИ



ИМ. СУЩ

СОЮЗЫ

ЧАСТИЦЫ

ГЛАГОЛ



МЕСТОИМ.

НАРЕЧИЕ

ИМ. ЧИСЛ.

ИМ. ПРИЛ.







— Сформулируйте задачи урока. (Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.

— На какие две большие группы можно разделить слова рус­ского языка? (Самостоятельные и служебные части речи.)

— Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры. Дополните схему

— Назовите грамматические признаки каждой группы слов.

— Перечислите служебные части речи. Приведите примеры. Дополните схему

— Почему эти части речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.)

— Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. (Коллективная проверка.)

Упр. 111 (с. 67).

— Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.

— Прочитайте предложения без служебных слов.

— Какова роль служебных слов в предложениях?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

2. Работа над словами с непроверяемым написанием

-Разгадайте ребус




м








д

в

е

н

а

д

ц

а

т

ь



с



е







я



с







ц



я







е



т







в



ь












Упр. 112 (с. 67).

— Прочитайте.

— Дополните загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами.

— Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

— Найдите в предложениях числительные.

— На какой вопрос они отвечают?

— Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать.

— Запишите слово двенадцать в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Назовите орфограммы в слове-отгадке.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова дуб. Самооценка.)


VI. Физкультминутка


V. Продолжение работы по теме урока

3. Работа по учебнику

Упр. 113 (с. 68). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи, пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара расска­зывает об одной части речи.)

— На какие ещё вопросы может отвечать имя существитель­ное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)

— Как изменяются имена существительные? (По числам, па­дежам.)

— Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушев­лёнными, собственными или нарицательными.)

— Какая часть речи связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)

— Как изменяются глаголы? (По числам, временам.)

— Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение?


VI. Закрепление.
Детям предлагается вновь поработать в группах.
Спиши, укажи над словами части речи.
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот.

VII.Рефлексия

- Ребята, давайте попробуем проанализировать, насколько хорошо мы поработали на уроке. Решите кроссворд.


ЧАСТИ РЕЧИ


С

А

М

О

С

Т

О

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

П

С

О

Ю

З

Т

О

П

Р

Е

Д

Л

О

Г

Ы

С

Л

У

Ж

Е

Б

Н

Ы

Е

Т

Щ

В

К

Е

Н

М

П

Р

И

Л

А

Г

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

С

У

Г

Р

И

Г

Л

А

Г

О

Л

В

Г

И

Я

С

У

Щ

Е

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Н

Е

Р

Н

А

Р

Е

Ч

И

Е

Т

Е

Н

О

Е

М

Е

Т

Р

И

К

И

Е

Ч

А

С

Т

И

Ц

А

М

Е

С

Т

О

И

М

Е

Н

И

Е

Н

И

И

П





VIII. Подведение итогов урока

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что узнали на уроке, чему новому учились?

– Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?

– Какие виды работ мы выполнили на уроке?

– Кто был активен на протяжении всего урока?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.



































Приложение 1

Работа по учебнику

Упражнение 111.

Жил (гл.) старик (сущ.) со своею старухой

У самого синего (прил.) моря;

Жили они (мест.) в ветхой (прил.) землянке (сущ.)

Ровно тридцать (числит.) лет и три (числит.) года.

Объясняют значение устаревших слов.

Ветхий – старый.

Землянка – жильё, вырытое в земле.

Упражнение 112.

Стоит дуб,

На дубу двенадцать гнёзд,

В каждом гнезде

По четыре синицы.

У каждой синицы

По четырнадцать яиц:

Семь беленьких и семь чёрненьких.

(Календарь.)

Дуб – [дуп] – 1 слог.

д – [д] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

у – [у] – гласный ударный;

б – [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

–––––––––––––––––––––––––––

3 буквы, 3 звука.





















Приложение 2



Спиши, укажи над словами части речи.
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, мальчик, пишут, кот.

Спиши, укажи над словами части речи.
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, мальчик, пишут, кот.





Приложение 3





ЧАСТИ РЕЧИ


С

А

М

О

С

Т

О

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

П

С

О

Ю

З

Т

О

П

Р

Е

Д

Л

О

Г

Ы

С

Л

У

Ж

Е

Б

Н

Ы

Е

Т

Щ

В

К

Е

Н

М

П

Р

И

Л

А

Г

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

С

У

Г

Р

И

Г

Л

А

Г

О

Л

В

Г

И

Я

С

У

Щ

Е

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Н

Е

Р

Н

А

Р

Е

Ч

И

Е

Т

Е

Н

О

Е

М

Е

Т

Р

И

К

И

Е

Ч

А

С

Т

И

Ц

А

М

Е

С

Т

О

И

М

Е

Н

И

Е

Н

И

И

П





































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!