СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Парные согласные на конце и в середине слова" УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Парные согласные на конце и в середине слова" УМК "Школа России"»

Урок русского языка , 2 класс

(УМК «Школа России»)


Тема: Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов

Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].

2. Способствовать развитию орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.


Тип урока: урок формирования новых знаний


Технологии, применяемые на уроке: Технология парной и групповой работы.


УУД: Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; 
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. 
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 
Метапредметные.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; демонстрационные листы для составления кластера; учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).


Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!


Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


II. Актуализация опорных знаний.

Чистописание (Слайд 2, 3)

– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа. Подчеркнуть, объяснить орфограммы.


Минутка чистописания, словарная работа. (Слайд 4,5,6)

Учитель.

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то,учител., к.н.ки, вернут., к.рабл., к.ртофел.

Д. Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

Д. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в словах различия.

Д. Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть-глагол.

У. Какие еще можно найти различия в данных словах?

Д. Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.

У. Цепочку слов для чистописания Вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находится после каждой их этих согласных. Какая цепочка у Вас получилась.

Воробьи, коньки.

У. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

У. Проверьте свою работу.

Тетрадь      пальто     воробьи

Учитель      коньки  

Корабль      

картофель  


III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Формулировка темы и целей урока

– Прослушав стихотворение, вы определите тему урока

Живут себе два брата –

Глухой и звонкий звук,

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

Но братья друг за друга

Так прячутся порой,

Что не поймёшь ни звука!

Где звонкий?! Где глухой?!

– Сформулируйте тему …

(Слайд 7) Способы проверки парных согласных на конце слова.


(Слайд 8) В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.




– В течение урока нам надо будет ответить на вопросы:

(Слайд 9) ЧТО

ГДЕ надо проверять?

КАК


-На какие вопросы можем ответить?

-Что надо проверять? (парные согласные)

-Где надо проверять? (на конце слова)

-Как надо проверять?



– Предлагаю коллективно поработать по учебнику

IV. Включение в систему знаний.

Работа по учебнику

– Откройте учебники на с. 18.


(Слайд 10) Упражнение 29, 30

– Какое слово подбирают для проверки? (Родственное)

– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный)

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)


– Сформулируйте правило проверки.


Физминутка

Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, присесть, если слово начинается на глухой согласный.


Зима, горка, санки, ветер, шапка, банка, каток, шуба, жук, фуфайка.



Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 21 упражнение 33. Разбор устно. Письменно в парах.

Проверка. - Докажите, почему так написали… Самооценка.



Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)


– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах



Что? Какой?

холо.. (д, т) холодный

гри.. (б, п) ……..н

моро.. (з, с) ……..н

тру.. (з, с) ……..л


– На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)


– Прочтём правило в учебнике (с. 22)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])



Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)

(Слайд 14) – На индивидуальных карточках задания.


-Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.


1 вариант Прочитайте предложения, записанные на карточках найдите слова, в которых допущены ошибки. Выпишите правильно эти слова в тетрадь, подберите проверочное слово. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

        Уже потемнел снек.

        На реке треснул лёт.

        Растаял снежный сугроп.

        Морос не щиплет за ноз.

        Это наступила весна.     


2 вариант. Выпишите в тетрадьслова, в которых пропущены буквы, подберите проверочное слово. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.


Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел.


(Слайд 15) Проверьте.

Вариант 1. В тексте 5 ошибок. Посмотрите на слайд и обведите в кружок те ошибки, которые обнаружили самостоятельно.

Оцените.

– Какое правило применили?



V. Рефлексия учебной деятельности .

(Слайд 16) -Какую тему изучали на уроке?

- Что надо проверять?

- Где надо проверять?

- Как надо проверять? (ПРАВИЛО)

Парные согласные


на конце слова


изменить слово


после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

[Н], [М], [Р], [Л]



- А теперь хочется узнать ваше мнение об уроке. ЕСЛИ

  • Было интересно и легко  проголосуйте желтой ладошкой

  • Были затруднения, неинтересно - голубой ладошкой


VI. Задание на дом (Слайд 18)

уч.с.22 правило, упр.34


Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя