Ход урока.
Орг. момент. Актуализация знаний.
Определение изучаемого раздела.
- Определите, в каком разделе мы находимся сегодня?
- «Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья,- вот главный мой секрет».
Слайд1.
Самостоятельная словарная работа с разноуровневым заданием.
Слайд 2.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание выбранной карточки. Оценивают работу на оценочных листах. Взаимопроверка в парах по образцу.
- Кто выполнил без ошибок?
- У кого прогноз не совпал с результатом?
II. Постановка проблемы.
Слайд 3.
Проблемная ситуация №1
-Какие слова будут лишними? (По признаку «часть речи - существительное»)
-Чёрный(прил.); желать(глагол).
Проблемная ситуация №2
-По какому признаку можно разделить слова на две группы?
Слайд 4. Слайд 5.
Работа в парах.
Делят слова на группы по известным категориям, проверка по образцу: одушевлённые –неодушевлённые; собственные - нарицательные; единственного – множественного числа.
Называют признаки категорий.
Проблемная ситуация №3
-По какому признаку можно разделить слова на три группы?
Определяют признак.
III. Открытие нового знания .
-Сформулируйте тему урока. Тема урока: « Род имён существительных»
(Учитель фиксирует тему на доске)
-Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить?
(Учитель раскрывает постепенно их на доске)
Задачи определяют дети:
узнать ( какого рода бывают имена существит ельные)
научиться (классифицировать имена существительные по родам)
применить (новое знание в выполнении заданий)
Слайд 6 .
-Разделите слова на три группы по родам, используя слова-помощники: он, она, оно.
Делят слова на группы, проверяют по образцу.
Проблемная ситуация.
-Какие слова вызвали затруднение? -Праздники, воробьи(множественное число).
-Что нужно сделать, чтобы определить род существительного во множественном числе?
-Поставить в начальную форму.
-Можно ли изменить существительные по родам? -Нет.
-Сделайте вывод.
-По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак.
Каждое существительное может быть только м.р, ж.р. или ср.р.
-Сформулируйте правило.
-Сравним с правилом в учебнике.
IV.Физминутка.
V. Первичное закрепление
-Выполните самостоятельно упражнение 39 на странице 25 учебника.
Выполняют задание, выделяя окончания у существительных.
-Какие окончания имеют существительные м.р.; ж.р.; ср.р.?
- М.р. - , -а, -я.
- Ж.р. - , , -а, -я.
-Ср.р. – о, -е.
VI. Творческое задание.
Фронтальная работа по составлению текста.
Наблюдение над согласованием по роду имени существительного, прилагательного, глагола (в прош.вр.). Указывают род над данными словами и выделяют окончания.
Вывод: Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставиться в той же форме, что и имя существительное.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
- Какие задачи урока мы выполнили?
-Узнали какого рода бывают существительные.
-Научились определять род существительных.
- Применяли полученные знания при выполнении заданий урока.
-Какие задания урока были более трудными? Почему?
VIII. Домашнее задание.
В тетрадях на печатной основе: упр.40 – с.20