СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока общеметодологической направленности.

Тема. "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. 4 класс.»



Конспект урока русского языка

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме

«Имя прилагательное»



Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

Тип: урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Формирование УУД:

личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация),

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации),

познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы),

регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).



Цели урока:

Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени прилагательном как части речи

Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.







Ход урока:



1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.



-Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу, улыбнемся и настроимся на плодотворную работу.

Приветствие учащихся.



2. Актуализация знаний.



Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.

Я смотрела из окна,

Мне вся улица видна:

Деревянная скамья,

На скамье сидит семья:

Внук – красивый, молодой,

Дед с кудрявой бородой,

Мама с папой, а у ног –

Серый маленький щенок.

Если будете внимательными

Вы найдете … (прилагательные). 



– Так о чем будем говорить на уроке?



Записываем тему урока: Имя прилагательное.





3. Постановка учебной задачи.



- Сколько всего мы уже знаем об имени прилагательном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.

– Для того чтобы обобщить и систематизировать свои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень ёмко, зрительно представить имя прилагательное как часть речи?)

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных.

  2. Закрепить умение определять эти признаки у прилагательных в предложении.

  3. Составить опорную схему (кластер) по теме.

(на доске вывешивается начало схемы: имя прилагательное)

Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.

(Приём «Кластер»)



Предполагаемый ответ:

  1. Повторить признаки имени прилагательного.

  2. Закрепить умение определять эти признаки у прилагательных.

  3. Составить опорную схему (кластер) по теме.





  1. Построение проекта выхода из затруднения.



1 задание:

- Вспомните и назовите прилагательные, которые вы запомнили из прочитанного мною стихотворения?

– По каким признакам вы определили, что это прилагательные?

– Чем мы дополним схему?



2. задание:

- игра  «Преврати – ка!» (Работа в парах).



- Преврати имена существительные в прилагательные: луна, солома, традиция, серебро, кожа, орёл, олово, камень, авиация.

- Преврати словосочетания «сущ. + сущ.» в «прил. + сущ.»: профессия актёра, доспехи рыцаря, костюм матроса, сеть рыбака, коллекция любителя, сабля черкеса.

Проверка.



  1. Задание (работа с текстом): списать текст, вставить пропущенные орфограммы.

Настали чудесн( ) солнечн( ) декабрьск( ) деньки. В природе творилось что-то необычн(), волшебн(). Казалось, она праздновала какое-то небывалое торжество лазорев( ) неба, жемчужн( ) берез, кораллов( ) веток, сапфиров( ) теней.



Словарная работа к тексту:

Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный.

Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.

Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.

Сапфировый – синий, цвета сапфира.





– О чем текст? (Тема текста)

– Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста?

-- Объяснить пропущенные орфограммы, подчеркните имена прилагательные.











5 задание (по рядам):

1 ряд – определите род, число и падеж имён прилагательных в 1 предложении.

2 ряд – определите род, число и падеж имён прилагательных во 2 предложении.

3 ряд – определите род, число и падеж имён прилагательных в 3 предложении.



Вывод:

– Как определить род, число и падеж имён прилагательных в предложении?

-- Чем мы дополним схему?



5. Первичное закрепление во внешней речи.

Рассказать об имени прилагательном по опорной схеме.

1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.

































Имя прилагательное









В предложении является определением

Вопросы:

какой? какая? какое? какие?





Часть речи









Изменяется по родам, числам, падежам

Согласуется с существительным





Обозначает признак предмета















6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр. 100 (с. 47)



7. Включение в систему знаний и повторение.



- Восстановите пропущенные в загадках прилагательные. (Загадки на экране с пропущенными прилагательными).

(Приём «Корректор»)





  1. Птичка невеличка: носик (стальной), а хвостик (льняной). (Иголка с нит­кой)

  2. (Черный) Ивашка, (деревянная) рубашка. Где носом поведет, там за­метку кладет. (Карандаш)

  3. Земля (беленькая), а птички на ней (черненькие). ( Книга)



- Какова роль прилагательных в загадках?

Прилагательные называют признаки предметов и помо­гают узнать предмет из ряда одинаковых.



- Выполните морфологический разбор имени прилагательного:

1 вариант – стальной,

2 вариант – деревянная.

Морфологический разбор прилагательных и проверка по эталону. Самопроверка.



- Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили?

В жизни и на предстоящей ВПР.



8. Рефлексия деятельности.

Рефлексия знаний:

- Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя прилагательное» и задать одноклассникам (по цепочке: отвечающий задает свой вопрос).

Рефлексия деятельности:

– Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока)



Домашнее задание:

  1. Приготовиться рассказать об имени прилагательном.

  2. Упр. 104 (с. 48).

1 – 2 учащихся оценивают свою деятельность на уроке.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!