4) - Проведём маленькое исследование, для того, чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы. А для этого, необходимо, разбиться на группы по 4 человека. - Для начала предлагаю изучить вам учебник на странице 36 - На парте у каждой группы имеется лист со стихотворением. Вам необходимо восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» - У норы добычи ждёт, Притаившись, серый ….. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от … А теперь и за версту Не приблизится к …. Крыса старая – и та, Видя грозного …, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретиться с … Там сидит и в темноте Вспоминает о … - Можно ли слово «кот» в этих предложениях употребить в одной и той же форме? Почему? - Проверим, правильно ли выполнили данную работу. Слайд 4 - Молодцы, вы дружно работали в группах. Садитесь на свои места. - Сколько раз слово «кот» изменило форму? - Если форм слова несколько, значит падежей тоже несколько, что должны иметь падежи? - Какое сейчас открытие мы сделали? - Посмотрите на страницу 37 учебника. Прочитайте сколько в русском языке падежей? Слайд 5 - Ваши прапрабабушки и прапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шуточной присказки: Иван рубит дрова, Василиса топит печку. (Первые буквы каждого слова будут указывать на название падежа) Заучите эту присказку. Слайд 6 - Прочитаем падежные вопросы на странице 37. Рассмотрите таблицу. Именительный – ~ есть ~ кто? что? Родительный – ~ нет ~ кого? чего? Дательный – ~ дам ~ кому? чему? Винительный – ~ вижу ~ кого? что? Творительный – ~ горжусь ~ кем? чем? Предложный – ~ думаю ~ о ком? о чём? - Обратите внимание. У одушевлённых и неодушевлённых существительных вопросы различаются. - Чтобы легче было определить падеж существительного, каждый падеж имеет слова-подсказки. Слайд 7 - Запомните падежные вопросы к существительным и слова-помощники. - Проверим то, что мы узнали о падеже - Что значит просклонять имена существительные? - Просклоняем вместе существительные сестра, земля: - Ребята, что изменяется при склонении существительных? 5) - Ребята, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы будем действовать по алгоритму, который вы должны запомнить. Слайд 8 - Чтобы определить падеж имени существительного надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное. 2. Поставить от него нужный вопрос. 3. По вопросу и предлогу определите падеж. Если вы затрудняетесь в определении падежа, подставьте слова- подсказки. - Прочитайте предложение, которое записано на доске. - Пользуясь алгоритмом, определим падежи существительных в предложении. - Выделим грамматическую основу предложения. - Существительное сорока является подлежащим. Значит, существительное сорока употребляется в именительном падеже. - Определяем падеж существительного (на) дубе. - Находим слово, от которого зависит слово (на) дубе. Это слово сидит. Ставим от него вопрос. Стоит (где? на чём?) на дубе. Существительное (на) дубе употребляется в предложном падеже - Работа по учебнику Упр. 67, с. 38. -Прочитайте задание к упражнению. -Объясните значение слова полынья. -Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова? -Спишите, вставьте пропущенные имена существительные. -Проверим написанное. (Показ слайда). Если есть ошибки, исправьте. -Прочитайте первые два предложения. -Найдите в предложении слова свинья и полынья. -С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.) -Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.) -Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.) -Подпишите падеж над словом свинья. -Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.) -Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.) -Подпишите падеж над словом полынья. -Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения. -Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.) -С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.) -Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.) -Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.) -Подпишите падеж над словом полыньи. -Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.) -Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.) -Подпишите падеж над словом свиньи. -Прочитайте следующие две строки. -Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье) -Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим) (Если дети затрудняются, подсказать интонацией.) -Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.) -Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.) -Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.) -Подпишите падеж над словами к полынье и свинье. -Прочитайте седьмую и восьмую строки. -Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью) -Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.) -Какое слово здесь подходит? (Попали) -Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.) -Поставьте вопрос от слов спасли к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.) -Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.) -Подпишите падеж над словами к полынье и свинье. -С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно. -Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж. -Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? -(Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж). - Ребята, кому было сегодня на уроке легко, он справлялся со всеми заданиями. Поднимите руки. - Молодцы. Но для того, чтобы ещё лучше закрепить новый материал, предлагаю выполнить домашнее задание. (Упр. 69. (из текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж)) |