СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

- Здравствуйте, ребята.  Поприветствуем   друг друга.

- Садимся

- Я сегодня пришла к вам снова. Я надеюсь, что и у вас хорошее настроение, и мы вместе хорошо поработаем.

 



1)- Давайте, хором прочитаем стихотворением, которое поможет нам настроиться на наш урок.



Слайд 1

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!


- Уверенна, что вы будете внимательными и активными на уроке, работать будете дружно.

-  Открываем тетради, записываем число, классная работа:

19 января

Классная работа.

 

- Ребята, какая орфограмма есть в слове «классная»?


 


Читают хором.
























-Удвоенный согласный «с»


2) - Ребята, давайте посмотрим на доску, что это за буква?

- Какой звук обозначает буква «Ж»? Охарактеризуйте звук.

- Повторите написание букв до конца строчки.

- Какие орфограммы мы уже знаем с буквой «ж»?

 

 

 




- Ребята, вы готовы дальше отправиться по дороге Знаний за новыми открытиями?

Тогда вперёд!

- Я приготовила для вас интересные загадки. Посмотрим, справитесь ли вы с ними!

- Внимательно слушаем загадку, в тетрадку записываем отгадку.  Как мы будем писать первое слово?

- А последующие слова?

 

 

Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке.


Кривобокий и высокий,

Ох, напьюсь сейчас я соку,

Вкуснотища – не обман,

Опустеет мой…


В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …

 

Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут...

 

Он порядок в школе соблюдает, Нарушителей ругает…


 

 3) - Прочитайте отгадки. Поставьте в словах ударение.

- Что это за слова?

- Какие слова мы называем словарными?

- Где можем проверить правильное написание этих слов?

- Молодцы! Открываем учебник на странице 148-149. Я предлагаю вам проверить самостоятельно правильность выполнения словарной работы. 


- Ребята, что общего между этими понятиями?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. Совёнок проверит наши знания. 






Слайд 2

Посмотрите на экран.


- А сейчас поработайте в парах. Определите над каждым словарным словом род и число имени существительного. 

- Работаем карандашом.

- Проверим правильность выполненной работы на слайде. Слайд 3

 - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки? У кого одна ошибка?

- Проверим, кто из вас самый внимательный. Я приготовила вам еще одну загадку.

- Ребята, если использовать третью букву в каждом словарном слове и соединить их по порядку, то узнаете отгадку.

- Какое слово у вас получилось?

- Кто – нибудь слышал это слово?

- Ребята, как думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

- Это новая тема?

- Давайте, поставим цель урока?

- Сегодня на уроке мы откроем новые знания о имени существительном. Всё, что мы узнаем, будем помещать в «Кейс открытий»

- В слове «падеж», какой звук мы слышим на конце слова?

- Слышим «Ш», но пишем букву «Ж». Как называется эта орфограмма?

- Как проверить орфограмму?

 




«Жж», заглавная и строчная.

 

Согласный, твердый, звонкий.

 

 

Жж, Жж, Жж.

 

-Жи – пиши с буквой «И» (ежи)

У существительных женского рода после шипящих на конце «Ь» - пишется. (рожь)

У существительных мужского рода после шипящих на конце «Ь» - не пишется. (гараж)

-Да










С красной строки, с заглавной буквы.

 Через запятую, со строчной буквы.

 

 


Капуста

 

 

 

 

 

 

Стакан

 

 

 

Медведь

 

 

 


Обед

 


Дежурный

 

 

 

Капуста, стакан, медведь, обед, дежурный

Словарные.

Которые нужно запомнить.

 

В конце учебника.

 

 

 

 

 

 

 

-Это имена существительные.

-Это самостоятельная часть речи. Обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? что?

Бывает одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное.

Бывает женского, мужского, среднего рода.

Изменяется по числам (единственное, множественное)

 

 

 

















Падеж

 

 О падеже.

 

Да.

- Узнать, что такое «падеж имени существительного»

 

 

 

 «ш»

 

 

Парные согласные по глухости – звонкости

Нужно подобрать проверочное слово или изменить форму слова.

Падеж – падежи

 


4) - Проведём маленькое исследование, для того, чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы. А для этого, необходимо, разбиться на группы по 4 человека.

- Для начала предлагаю изучить вам учебник на странице 36

- На парте у каждой группы имеется лист со стихотворением. Вам необходимо восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот»

- У норы добычи ждёт, 
Притаившись, серый …..
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от …
А теперь и за версту
Не приблизится к ….
Крыса старая – и та,
Видя грозного …,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с …
Там сидит и в темноте
Вспоминает о …


- Можно ли слово «кот» в этих предложениях употребить в одной и той же форме? Почему?

- Проверим, правильно ли выполнили данную работу. Слайд 4

- Молодцы, вы дружно работали в группах. Садитесь на свои места.

- Сколько раз слово «кот» изменило форму?

- Если форм слова несколько, значит падежей тоже несколько, что должны иметь падежи?

- Какое сейчас открытие мы сделали?

- Посмотрите на страницу 37 учебника. Прочитайте сколько в русском языке падежей?

Слайд 5

 

 



- Ваши прапрабабушки и прапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шуточной присказки:

Иван  рубит  дрова,  Василиса  топит  печку.

(Первые буквы каждого слова будут указывать на название падежа)

Заучите эту присказку. Слайд 6

 

-  Прочитаем падежные вопросы на странице 37.

 Рассмотрите таблицу.

Именительный – ~ есть ~ кто? что?

Родительный – ~ нет ~ кого? чего?

Дательный – ~ дам ~ кому? чему?

Винительный – ~ вижу ~ кого? что?

Творительный – ~ горжусь ~ кем? чем?

Предложный – ~ думаю о ком? о чём?

Обратите внимание. У одушевлённых и неодушевлённых существительных вопросы различаются.

- Чтобы легче было определить падеж существительного, каждый падеж имеет слова-подсказки. Слайд 7

- Запомните падежные вопросы к существительным и слова-помощники.

 







- Проверим то, что мы узнали о падеже

 

 

 

- Что значит   просклонять имена существительные?

- Просклоняем вместе существительные сестра, земля:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, что изменяется при склонении существительных?

 

 

 



5) -  Ребята, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы будем действовать по алгоритму, который вы должны запомнить. Слайд 8

- Чтобы определить падеж имени существительного надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существительное.

2. Поставить от него нужный вопрос.

3. По вопросу и предлогу определите падеж.

Если вы затрудняетесь в определении падежа, подставьте слова- подсказки.

- Прочитайте предложение, которое записано на доске.

-  Пользуясь алгоритмом, определим падежи существительных в предложении.

- Выделим грамматическую основу предложения.

- Существительное сорока является подлежащим. Значит, существительное сорока употребляется в именительном падеже.

- Определяем падеж существительного (на) дубе.  

- Находим слово, от которого зависит слово (на) дубе. Это слово сидит. Ставим от него вопрос. Стоит (где? на чём?) на дубе. Существительное (на) дубе употребляется в предложном падеже

 

- Работа по учебнику

Упр. 67, с. 38.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Объясните значение слова полынья



-Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова?



-Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

-Проверим написанное. (Показ слайда). Если есть ошибки, исправьте.

-Прочитайте первые два предложения.

-Найдите в предложении слова свинья и полынья.

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)

-Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)

-Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)

-Подпишите падеж над словом свинья.

-Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)

-Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)

-Подпишите падеж над словом полынья.

-Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения.

-Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

-Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)

-Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)

-Подпишите падеж над словом полыньи.

-Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.)

-Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)

-Подпишите падеж над словом свиньи.

-Прочитайте следующие две строки.

-Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье)

-Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим)

(Если дети затрудняются, подсказать интонацией.)

-Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.)

-Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.)

-Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.)

-Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.

-Прочитайте седьмую и восьмую строки.

-Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью)

-Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.)

-Какое слово здесь подходит? (Попали)

-Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.)

-Поставьте вопрос от слов спасли  к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.)

-Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.)

-Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.

-С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно.

-Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж.

-Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? 

-(Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).



- Ребята, кому было сегодня на уроке легко, он справлялся со всеми заданиями. Поднимите руки.

- Молодцы. Но для того, чтобы ещё лучше закрепить новый материал, предлагаю выполнить домашнее задание.

(Упр. 69. (из  текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж))



 



 

 

 

 

 

 

Падеж – это изменение имён существительных по ВОПРОСАМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Нет

Получится несвязный текст.

 

 

 


6 раз

 



Вопросы

 

В русском языке несколько падежей.

Врусском языке шесть падежей:

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Падеж – это …

(изменение имен существительных по вопросам)

В русском языке ….падежей .

(шесть)


Изменить их по вопросам или по падежам.

Именительный падеж – есть кто? сестра, что? земля

Родительный – нет кого? сестры, чего? земли

Дательный – даю кому? сестре, чему? земле

Винительный падеж – вижу кого? сестру, что? землю

Творительный – горжусь кем? сестрой, чем? землёй

Предложный – думаю о ком?  о сестре, о чём? о земле

 





При склонении у существительных изменяется окончание




















-На высоком дубе сидит сорока.

 


 

 

 -Сидит сорока

 




















(Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

- Ребята, что такое падеж имён существительных?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы ответили на это вопрос?

- Где в жизни пригодятся нам полученные знания?

- Оцените свою работу на уроке. - - Кто понял новую тему и может научить другого покажите зеленый сигнал.

- Кто понял, но есть вопросы ?

- Кто испытывает сложности при работе ?

- Урок закончен. Я благодарю вех за работу.


Падеж – это изменение имён существительных по вопросам.

- Узнать, что такое «падеж имён существительных»

- Да.

- Правильно говорить, грамотно писать.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!