СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Конспект урока. Русский язык. 6-Б класс Дата: 30.01.2024г.

Тема : «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных ».

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы   «Правописание суффиксов прилагательных»     

 Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

 Воспитательные: создать  эмоциональную творческую обстановку.

 Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса; презентация с заданиями и ответами для самопроверки, раздаточный материал, оценочные листы, фразеологический и толковый словарь.

Ход урока

1.Приветствие учителя, организационный момент.

Орфоэпическая разминка (на доске)

СлИвовый, грУшевый, красИвее, оптОвый, избаловАнный, языкОвая (колбаса), языковОе (явление), украИнский

Задание выполняется самостоятельно, затем самопроверка.

Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

2. Мотивация. Прослушайте текст, подумайте, как его можно озаглавить, о чем он? (Лунный свет)

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!

         Ночами лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, звериными тропами.  Пушистый иней всё вокруг делает торжественным. Травинки превратились в белые цветы, искусственные кружева. Шишки сосен напоминают ледяные кудри великана. Берёзки кажутся таинственными призраками.

         Вечереет. Из-за леса появляется серебряный щит луны.

 -О чём текст? Какова основная мысль текста? Какую роль играют прилагательные в тексте? (Они придают особую выразительность тексту, точность, эмоциональность).

Давайте выпишем прилагательные и подумаем, по какому принципу они разделены на два столбика?

Выписаны имена прилагательные с  –н- и –нн-

Звериные                                           лунные
ледяные                                             сонные
серебряный                                       торжественным

                                                           искусственные

                                                           таинственными

 -В одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н? Какая тема сегодняшнего урока?

3. Изучение нового материала. Сейчас вы будете делать открытие, найдете закономерность правописания имен прилагательных. Перед вами карточки с заданиями и схемами. Давайте попробуем создать алгоритм написания суффиксов н, нн в прилагательных.

 




Карточка 1.

1.Кожан..ая ….               2. гусин.ый…                 3. сон..ый….         4. клюквен..ый…

Серебрян..ая….               пчелин.ый                      закон..ый…          информацион..ый…

Глинян..ый….                 журавли.ная…               туман..ый…         искусствен..ый… 

Песчан..ый…                  лошади.ный…                кон.ый…           революцион..ый…

Ледян..ой…                     орли.ный…                     длин..ая…            соломен..ый


2. Работаем по алгоритму: 1. Определяем часть речи; 2. Условно производим морфемный разбор слова (если прилагательное образовано от существительного, смотрим на какую букву заканчивается основа); 3. Обращаем внимание на суффикс, при этом помним о словах-исключениях. Это правило тоже не обходится без исключений. Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные. (Окно) 4. Пишем нужный суффикс.

 3. Ребята, давайте вспомним способы образования новых слов и выполним творческое задание. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, переход слова из одной части речи в другую, сложение двух основ, сложение двух слов, бессуффиксный). Попробуем образовать от существительных прилагательные:

Сон- сонный, ураган- ураганный, лимон -лимонный, старина -старинный.

4. Работа с учебником. Давайте обратимся к учебнику и проверим правильные ли выводы мы сделали? (Читаем правило, выполняем упражнение 416)

Физкультминутка. Если я называю качественные прилагательные, то хлопок над головой, притяжательные -два хлопка справа, относительные -два хлопка слева. (Мамин телефон, деревянный стол, хороший человек, лисий хвост, высокий столб, стеклянное окно и т.д.)

5. Закрепление изученного материала

Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые прилагательные с изученной орфограммой. ( работа в парах)

1.Основа существительных + ан, ян

2.Основа существительных +онн, енн

Примеры:

Примеры:

Исключения:

Исключение:

3.Основа существительных +ин

4.Основа существительных на н +н

Примеры:

Примеры:

Деревянный дом, кожаная сумка, мышиная возня, стеклянный сосуд, искусственный цветок, сонный малыш, революционный марш, равнинный пейзаж, серебряные украшения, ветреный день, лебединая верность.

Внимание! Подумайте, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами? Что они обозначают?

Индивидуальные задания: найти значение фразеологизмов по фразеологическому словарю: мышиная возня, лебединая верность

«Орфографическая дуэль» ( 2 человека у доски)

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные растения)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная почта)

Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых (искусственные растения)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденное меню)

Охота, которая ведётся с помощью ловчих ястребов (ястребиная охота)

Мельница, работающая с помощью силы ветра (ветряная мельница)


Найти “Четвертый лишний” (работа в парах)

1) гуси…ый, гости…ый, орли…ый, стари..ный

2) кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя…ый

3) свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый,ветре…ый

4) искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, клюкве..ый

6. Домашнее задание (разноуровневое).Упражнение 340 (выписать слова в два столбика);найти 5 фразеологизмов, составить с ними предложения; написать текст «Чудесная зима», используя 5 прилагательных с суффиксами н,нн.

7. Итоги урока.

1.Вспомните цели урока.

2. Как вы считаете, они достигнуты? Какие слова-исключения вы записуете в свою копилочку?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!