СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Диалог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка скорее для начинающего педагога с пошаговым объяснением и этапами работы на уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Диалог"»

Конспект урока русского языка 5 класс

Тема: Прямая речь. Диалог

Тип урока: традиционный с элементами личностно ориентированного подхода.

Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью и диалогом.

Цели:

– Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно расставлять знаки препинания.

– Образовательная: дать определение термина «диалог», показать особенности диалога, его отличия от прямой речи.

– Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу (через тексты упражнений, через работу в паре).


( вот это, что выше, тебе вообще не нужно! Урок будет проходить по традиционному варианту, вариант ФГОСа только для открытого урока)


Ход урока

1. Приветствие ( Всегда добивайся того, чтобы ученики вставали, когда ты входишь! Ты вошла, прошла к своему месту, столу и поздоровалась с ними)

- Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Е.А., я буду вести у вас русский язык. Начнем сегодняшний урок с проверки домашнего задания. ( Каждый урок, в начале ходи по рядам и проверяй наличие дз в тетради, обзорно. Отмечай в журнале того, у кого нет дз в начале урока)


2. Актуализация знаний

Цель :мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

1. Словарный диктант.

- Наш урок я бы хотела начать с небольшой орфографической разминки, к доске я приглашаю одного желающего, остальные работают в тетрадях под диктовку. ( После того, как дети запишут диктант, дай им минуты 2-3 на обозначение орфограммы. Всегда в сл.диктантах должна быть обозначена орфограмма и морфема, где есть эта орфограмма)

Одиннадцать сантиметров, изящная строчка, почтовый ящик, юный барабанщик, нянчить ребенка, активный болельщик, бе­речься укуса змеи, сказать вскользь, скуч­ный человек, покрыться изморозью.

- А теперь, проверяем диктант на доске на наличие ошибок.

( Если нет ошибок, то сразу приступай к комментированию орфограммы в каждом слове, пусть дети это делают по цепочке) пример: Активный болельщик- активный- орфограмма в корне –актив-, а- проверить нельзя , ее нужно запомнить. В слове болельщик- орфограмма в корне –боль- проверочное слово- боль.

2. Схематический диктант.

- Я увидела, что вы достаточно хорошо знаете правила орфографии ( создала ситуацию успеха! Скажи это, даже если они вообще написали диктант отвратительно) Теперь, хочется узнать насколько вы хорошо владеете правилами пунктуации.

Что такое пунктуация? ( Пунктуация –это  это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.)

Теперь я приглашаю к доске по цепочке записать предложение и схему к нему. ( Если они смогут, то пусть прокомментируют предложение про простой схеме: Предложение Повествовательное, невосклицательное, по интонации невопросительное. Сложное/простое. Распространенное. Осложнено/не осложнено. Союзное/бессоюзное)

1) Нерадостный день барыни давно прошел, вечер ее был чернее ночи.(бессоюзное сложное)

2) Сыновья ее служили в Петербурге, а дочери вышли замуж.(сложносочиненное )

3) Барыня держала многочисленную прислугу: прачки, столяры, портные.(простое предложение с однородными членами предложения)

4) Герасим должен был подмести двор, воды привезти и чужих не пускать.(с однородными членами предложения)

( Когда дети разбирают предложения, проси, чтобы они комментировали разбор: т.е. Что?день, это подлежащее выражено существительным в И.п., день что сделал? Прошел- это сказуемое, выраженное глаголом.)

– Какие правила вспомнили, выполняя это задание? (знаки препинания в предложении с однородными членами, в сложном предложении)

3. Работа с классом ( вот тут практически всегда идет смешанная работа, нужно успевать писать на доске, смотреть чтобы писали дети за тобой и объяснять материал. Но нельзя чтобы ты им рассказывала все лекционно, они должны сами доходить до сути темы)

А теперь я на доске запишу для вас еще одно предложение:


И сказал тогда Апрель: «Братец Январь, уступи мне свое место на час»


- Запишите это предложение к себе в тетрадь. Скажите, какие правила мы тут можем обнаружить?

( правила безударной гласной, прямая речь, обращение)


- Ребята, давайте с вами вспомним

– Что такое прямая речь? Обращение?

– Из каких частей состоит прямая речь? ( слова автора, прямая речь)

– Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора? ( сразу на доске пиши схемы, если дети сами не скажут приводи примеры, самые простые. Пример: Мама сказала Маше: «Вымой полы!»,

Пример, когда прямая речь стоит перед словами автора: - Вымой полы,- сказала мама Маше.

Пример, когда прямая речь стоит в середине слов автора: Мама сказала: «Маша, вымой полы!», и вышла в коридор.

А теперь, когда у вас уже есть примеры разбора и оформления прямой речи, составим схему предложения, как будут расставлены знаки препинания, если прямая речь была бы перед словами автора, нарисуем схему предложения.

И сказал тогда Апрель: «Братец Январь, уступи мне свое место на час»



А: «П»

Вот дети разобрали это предложение и теперь они должны его переделать так, чтобы прямая речь стояла перед словами автора.


- Братец Январь, уступи мне свое место на час, - сказал тогда Апрель.

И это предложение мы опять разбираем и схему к нему!


4. Основная тема урока( это я так назвала этот пункт, тут нужно детям объяснить, что такое диалог)

На экран выводим несколько картинок, где разговаривают люди. Лучше, если эти картинки будут из худ. Произведений)

- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? ( могут назвать иллюстрации, картинки, сказки…)

Что объединяются все эти фото? ( Они могут не сказать, что разговор. Натолкни их)

Правильно, все персонажи разговаривают.

- Как вы думаете, какой теме сегодня будет посвящен наш урок? ( Диалогу)


Ребята, а вы знаете, что такое диалог? ( слушаешь несколько предполагаемых ответов, не опровергай ничего, просто слушай)

( теперь, можешь вывести на экран понятие «диалог»)


*это слово греческое, диа-два, логос-слово, речь, мнение, вот и получается буквально – два и более говорящих


Диалог от греческого: диа- два, логос- слово, речь, мнение. В буквальном смысле- два и более говорящих. ( записать в тетрадь)


- Ребята, так что такое диалог? ( Они должны ответить термин)

- Если речь нескольких людей диалог, то речь одного человека – это? ( Монолог)

- Как же это слово переводится? ( они должны по аналогии с диалогом привести: моно-один, логос-слово, речь. т.е. говорящий один)


- А теперь, посмотрите еще раз на слайд, перед вами текст, можно ли этот текст считать диалогом?


(диалог между Дубровским младшим и Марией Троекуровой)

-Благодарю вас, -сказал он ей тихим и печальным голосом, -что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы на то не согласились. Марья Кириловна отвечала заготовленной фразой: -Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности. Он молчал и, казалося, собирался с духом. -Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, -сказал он наконец... -Вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами объясниться... Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию. -Я не то, что вы предполагаете, -продолжал он, потупя голову, -я не француз Дефорж, я Дубровский.


( Можешь им еще раздать распечатку каждому, по типу карточки. И тогда они будут работать в этой карточке цв.ручками или карандашами)


Ответьте на вопросы:

– Можно ли этот отрывок считать текстом? Почему?

– Какие предложения используются в тексте? (с прямой речью).

– Сколько человек говорят? Можно ли считать их разговор диалогом?

5. Формулировка цели урока

Сформулируем цель нашего урока (научиться составлять диалог и правильно его записывать)

Чтобы решить учебную задачу, проанализируем текст, который у вас на доске/карточке.

Выделите прямую речь, выделите диалог

- Как вы думаете, какие отличия у прямой речи и диалога? ( Пр.речь говорит один человек, диалог несколько. В диалоге у говорящего- реплика, прямая речь записывается в строчку, в диалоге реплика каждого говорящего начинается с новой строки. Диалог оформляет прямую речь в кавычки ) ( все это можно записать с детьми схематично, оформить таблицей, или схемой)

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах. Составьте диалог устно, а затем запишите его.

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы составить диалог грамотно, как устно, так и письменно? ( они будут отвечать неверно. Скажи потом сама: Избегать тавтологии, тавтология- это повтор слов. Чтобы этого избежать, нужно уметь подбирать синонимы)

( Дети работают в парах , составляют диалог, на работу дать минут 5-6 не больше, затем проверить у нескольких пар диалоги, указать на типичные ошибки , обычно это скудность речи, неясность темы, тавтология, обязательно. Выделить несколько тех, кто составил хорошо, грамотно и интересно)

6. Закрепление изученного материала

- Ребята, а теперь нам нужно сделать вывод, что такое диалог? ( вот тут можно на доске посереди написать слово ДИАЛОГ и от него вести стрелочки понятий, которые будут говорить дети, тут можно записать как оформляется диалог, чем отличается.)

- А теперь еще раз обратим внимание на слайд:

Серёжа вернулся из кино.

– Что, хорошая была картина? – спросил я.

– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в фильме. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

– ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?» ( Неясность речи, слова-паразиты, повтор)

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что портим свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

- Что нам нужно делать с сорняками в речи? ( Уничтожать, искоренять, пополнять свой словарный запас, читать книги, учить стихи)

7. Самоконтроль. Рефлексия

- А теперь я попрошу вас ответить на вопросы:

- Что сегодня на уроке было нового? Что Вас удивило? Что вы знали? ( ответить должен по возможности каждый ученик, поэтому старайся сделать так, чтобы они говорили быстро и кратко)

- А я в свою очередь хочу сегодня поблагодарить вас за работу на уроке. За вашу активность, любознательность и целеустремленность. ( Можешь поставить оценки за урок особенно активным , тем кто правильно и достаточно отвечал, тому, кто писал сл диктант у доски)

- Открываем дневники и записываем домашнее задание ( ВСЕГДА ЗАПИСЫВАЙ егО НА ДОСКЕ И КОМЕНТИРУЙ)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!