СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Имя существительное" с применением ТРКМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка с применением ТРКМ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имя существительное" с применением ТРКМ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42»















Конспект урока русского языка с использованием приёмов технологии развития критического мышления по теме «Имя существительное»

3 класс

Программа: «Школа России»













Разработала:

Учитель младших классов:

Гусельникова Анастасия Сергеевна











Пермь

2023 г.

План-конспект урока по русскому языку

Предмет: Русский язык.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Класс: 3.

УМК: Школа России, Русский язык 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Методические приёмы: Информационный, иллюстративно-объяснительный, наглядные методы обучения, частично-поисковый, аналитическая беседа, лексическая работа.

Применяемая технология: развития критического мышления

Цель урока: актуализировать и систематизировать знания учащихся об имени существительном.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Познавательные

-базовые логические: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию

-базовые иследовательские: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

-работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках.

Регулятивные

Самоконтроль:

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат

Коммуникативные:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Предметные:

осознавать язык как основное средство общения; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения); распознавать имена существительные; определять признаки имени существительного























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня я хочу предложить вам необычный урок-исследование.

- Что вы ждёте от такого урока?

- Давайте составим краткое стихотворение синквейн.


Составляют синквейн целеполагание в рабочей карте урока.

Урок

Уникальный познавательный

Узнаем вспоминаем, используем

Я услышал и забыл, я увидел исправнил , я сделал и понял !

Знания.

Л: стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

М: проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

П: осознавать язык как основное средство общения;

Стадия «Вызов»

Актуализация знаний

Какой теме будет посвящён урок-исследование вы узнаете, разгадав загадку.

- Разгадай загадку

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу , в бабушку, в к…тлету,

В кактус . в зонтик и р…кету,

В тапочки, в слова , в к…нфеты

Словом , в разные пр…дметы.

В загадке в именах существительных пропущены буквы. Давайте решим орфографическую задачу. Объясните написание слов.






Стадия вызов

- Как вы узнали, что речь идет о существительном?




Запишите в тетрадях, что вы уже знаете

по этой теме.

Повернитесь друг к другу и обменяйтесь информацией в группах.


Все факты кратко записываются в «корзине идей.

























Молодцы! Как вы думаете всё ли мы знаем об этой части речи?

Какую цель поставим на урок?

Предлагаю Вам поработать с карточкой-информатором.

Карточка- информатор. «ЗХУ»

Поработайте в парах с карточкой. Заполните 1 и 2 колонку.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации












Имя существительное




КОтлета,рАкета, кОнфеты,прЕдметы- слова с непроверяемой безударной гласной. Написание этих слов нужно запомнить.


Речь идет о словах, обозначающие предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?»





Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.











Одушевл. Неодушевлен.

М.р; ж.р; ср.р

Изменяется по падежам

В предложении может быть подлежащим или вт. чл.

Собственное или нарицательное

Стоит в ед.ч или мн.ч.

Отвечает на вопросы: кто, что

Обозначает предмет





Нет, есть еще многие другие признаки имени существительного, которые нам предстоит узнать.

Повторить все то, что мы знаем о существительном и узнать другие факты об этой части речи.








Заполняют карточку.

Л: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

М: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

• выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

• устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации

П: • формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);

• распознавать имена существительные;

Определять признаки имени существительного

Стадия «Осмысления»

Обобщение и систематизация знаний

Стадия осмысления

Приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения».

- Предлагаю прочитать карточку информатор и поработать с таблицей составить кластер.

(Работа в группах)

В нашей речи существительные занимают чуть ли не самое главное место. Почти каждое второе слово, которое мы используем в своей речи, оказывается именем существительным.

1 гр. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что?

п.2. Грамматическое значение имени существительного

Имена существительные могут обозначать:
- конкретные предметы окружающего мира: 
маяк, киоск, магазин;
- живых существ и растения: 
ясень, голубь, пантера;
- явления природы: 
град, паводок, молния;
- вещества: 
воздух, молоко, металл;
- географические названия:
 Пермь, Кама, Россия;
- отвлечённые понятия: свойства и качества (
краснота, стойкость, глухота), состояния (бодрость, смущение, раздражённость), действия (плаванье, пение, бег).

2 гр. Морфологические признаки существительного

В русском языке имена существительные обладают постоянными морфологическими признаками и непостоянными (поскольку являются изменяемыми частями речи).

Постоянные морфологические признаки существительного:
1) одушевлённые (
человек, животные,) и неодушевлённые (камень, облако, память);
2) нарицательные (
кукла, слон, река) и собственные (Россия, Волга, Евразия);
3) род:
- мужской: 
актёр, водопад, восторг;
- женский: 
сцена, радость, труба;
- средний: 
настроение, море, седло;
4) склонение:
- 1-е скл.: 
вишня, дача, дядя;
- 2-е скл.: 
мяч, ведро, поле;
- 3-е скл.: 
печаль, рожь, грязь.

3 гр Непостоянные морфологические признаки существительного:
- число: 
салфетка (ед. ч.) – салфетки (мн. ч.), слон (ед. ч.) – слоны (мн. ч.), мышь (ед. ч.) – мыши (мн. ч.);
- падеж: 
чайник (Им. п.), чайника (Р. п.), чайнику (Д. п.), чайник (В. п.), чайником (Т. п.), (вчайнике (П. п.).

. В предложении имя существительное может быть подлежащим (если отвечает на вопросы: кто или что?; или второстепенными членами предложения если отвечает на вопросы косвенных падежей).

Теперь, когда Вы прочитали текст, я Вам предлагаю заполнить таблицу. Если утверждение верное, то ставите «+», неверное - «-«.

Верно ли , что…




Раздел, в котором изучаются части речи называется морфология




Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?




Имена существительные бывают собственные и нарицательные




В предложении имена существительные выполняют главную и второстепенную роль




Имена существительные относятся к служебным частям речи




Имена существительные обозначают явления природы , качества человека, события, географические названия, общественные события




Имя существительное обозначает предмет.




Имя существительное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки


В речи нельзя обойтись без существительных.





Затем на основе заполненной таблицы и прочитанного текста, давайте составим кластер со словом «Снег» из предложения ниже, указывая морфологические признаки данного слова.



















































































Заполняют в рабочей карте таблицу.

Верно ли , что…

+

-



Раздел, в котором изучаются части речи называется морфология

+



Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

+



Имена существительные бывают собственные и нарицательные

+



В предложении имена существительные выполняют главную и второстепенную роль




Имена существительные относятся к служебным частям речи


_


Имена существительные обозначают явления природы , качества человека, географические названия, общественные события




Имя существительное обозначает предмет.

+



Имя существительное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки


В речи нельзя обойтись без существительных.










Работа со словом:

Выпал первый снег.

Составляют кластер «Снег» по ходу работы.

Л: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

М: • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

• признавать возможность существования разных точек зрения;

• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

П: определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе


Рефлексия

Рефлексия

И так подводя итоги, давайте вспомним с какой темой мы сегодня работали?

Молодцы!

Проанализируйте, пожалуйста, свою работу на уроке, заполнив таблицу.

ИНСЕРТ

  • + я это знал,
       - я этого не знал,
       ! это меня удивило
       ? хотел бы узнать подробнее.
         Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?










Имя существительное.
















.

Л: первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

М: самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации

• оценивать свой вклад в общий результат;

Оценка собственной деятельности.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!