Стадия «Вызов» Актуализация знаний | Какой теме будет посвящён урок-исследование вы узнаете, разгадав загадку. - Разгадай загадку Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу , в бабушку, в к…тлету, В кактус . в зонтик и р…кету, В тапочки, в слова , в к…нфеты Словом , в разные пр…дметы. В загадке в именах существительных пропущены буквы. Давайте решим орфографическую задачу. Объясните написание слов. Стадия вызов - Как вы узнали, что речь идет о существительном? Запишите в тетрадях, что вы уже знаете по этой теме. Повернитесь друг к другу и обменяйтесь информацией в группах. Все факты кратко записываются в «корзине идей. Молодцы! Как вы думаете всё ли мы знаем об этой части речи? Какую цель поставим на урок? Предлагаю Вам поработать с карточкой-информатором. Карточка- информатор. «ЗХУ» Поработайте в парах с карточкой. Заполните 1 и 2 колонку. Знаю (вызов) | Хочу узнать (вызов) | Узнал (реализация смысла или рефлексия) | Работа в паре: что я знаю о теме урока? | Формулирование целей | Соотношение старой и новой информации | | Имя существительное КОтлета,рАкета, кОнфеты,прЕдметы- слова с непроверяемой безударной гласной. Написание этих слов нужно запомнить. Речь идет о словах, обозначающие предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Одушевл. Неодушевлен. М.р; ж.р; ср.р Изменяется по падежам В предложении может быть подлежащим или вт. чл. Собственное или нарицательное Стоит в ед.ч или мн.ч. Отвечает на вопросы: кто, что Обозначает предмет Нет, есть еще многие другие признаки имени существительного, которые нам предстоит узнать. Повторить все то, что мы знаем о существительном и узнать другие факты об этой части речи. Заполняют карточку. | Л: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании М: • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации П: • формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения); • распознавать имена существительные; Определять признаки имени существительного |
Стадия «Осмысления» Обобщение и систематизация знаний | Стадия осмысления Приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения». - Предлагаю прочитать карточку информатор и поработать с таблицей составить кластер. (Работа в группах) В нашей речи существительные занимают чуть ли не самое главное место. Почти каждое второе слово, которое мы используем в своей речи, оказывается именем существительным. 1 гр. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что? п.2. Грамматическое значение имени существительного Имена существительные могут обозначать: - конкретные предметы окружающего мира: маяк, киоск, магазин; - живых существ и растения: ясень, голубь, пантера; - явления природы: град, паводок, молния; - вещества: воздух, молоко, металл; - географические названия: Пермь, Кама, Россия; - отвлечённые понятия: свойства и качества (краснота, стойкость, глухота), состояния (бодрость, смущение, раздражённость), действия (плаванье, пение, бег). 2 гр. Морфологические признаки существительного В русском языке имена существительные обладают постоянными морфологическими признаками и непостоянными (поскольку являются изменяемыми частями речи). Постоянные морфологические признаки существительного: 1) одушевлённые (человек, животные,) и неодушевлённые (камень, облако, память); 2) нарицательные (кукла, слон, река) и собственные (Россия, Волга, Евразия); 3) род: - мужской: актёр, водопад, восторг; - женский: сцена, радость, труба; - средний: настроение, море, седло; 4) склонение: - 1-е скл.: вишня, дача, дядя; - 2-е скл.: мяч, ведро, поле; - 3-е скл.: печаль, рожь, грязь. 3 гр Непостоянные морфологические признаки существительного: - число: салфетка (ед. ч.) – салфетки (мн. ч.), слон (ед. ч.) – слоны (мн. ч.), мышь (ед. ч.) – мыши (мн. ч.); - падеж: чайник (Им. п.), чайника (Р. п.), чайнику (Д. п.), чайник (В. п.), чайником (Т. п.), (в) чайнике (П. п.). . В предложении имя существительное может быть подлежащим (если отвечает на вопросы: кто или что?; или второстепенными членами предложения если отвечает на вопросы косвенных падежей). Теперь, когда Вы прочитали текст, я Вам предлагаю заполнить таблицу. Если утверждение верное, то ставите «+», неверное - «-«. Верно ли , что… | | | | Раздел, в котором изучаются части речи называется морфология | | | | Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? | | | | Имена существительные бывают собственные и нарицательные | | | | В предложении имена существительные выполняют главную и второстепенную роль | | | | Имена существительные относятся к служебным частям речи | | | | Имена существительные обозначают явления природы , качества человека, события, географические названия, общественные события | | | | Имя существительное обозначает предмет. | | | | Имя существительное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки В речи нельзя обойтись без существительных. | | | | Затем на основе заполненной таблицы и прочитанного текста, давайте составим кластер со словом «Снег» из предложения ниже, указывая морфологические признаки данного слова. | Заполняют в рабочей карте таблицу. Верно ли , что… | + | - | | Раздел, в котором изучаются части речи называется морфология | + | | | Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? | + | | | Имена существительные бывают собственные и нарицательные | + | | | В предложении имена существительные выполняют главную и второстепенную роль | | | | Имена существительные относятся к служебным частям речи | | _ | | Имена существительные обозначают явления природы , качества человека, географические названия, общественные события | | | | Имя существительное обозначает предмет. | + | | | Имя существительное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки В речи нельзя обойтись без существительных. | | | | Работа со словом: Выпал первый снег. Составляют кластер «Снег» по ходу работы. | Л: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании М: • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; П: определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе |
Рефлексия | Рефлексия И так подводя итоги, давайте вспомним с какой темой мы сегодня работали? Молодцы! Проанализируйте, пожалуйста, свою работу на уроке, заполнив таблицу. ИНСЕРТ + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста | Имя существительное. . | Л: первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. М: самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации • оценивать свой вклад в общий результат; Оценка собственной деятельности. |