Корень. Однокоренные (родственные) слова
Цели и задачи: учить детей находить корень в слове и однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова; корректировать и развивать речь, память, внимание.
Ход урока
Организационный момент.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: юла, люстра, юнга, любимый.
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает звук [у] – это первая группа, в словах юла, юнга – два звука [й’], [y] – это вторая группа.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)
– Начинаем писать цепочки букв.
Ююл Ююб Ююм Ююй …
IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.
1. Знакомство с понятием «родственные слова».
– Образуйте группу слов, связанных со словом лес.
Учитель пишет на доске слово лес, а далее – родственные слова в порядке называния их детьми.
– Прочитайте вслух написанные на доске слова. (Лес, лесок, лесочек, лесник, лесной, …)
– Сравните и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть лес.)
– Как она называется? ( Корень слова).
Корень слова – это значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. |
– Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова сходны по значению.)
– Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными.
– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)
2. Распределение слов по группам.
Работа по учебнику.
Стр. 75 упражнение 132.
– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы.
Физкультминутка
Учитель читает пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет.
– Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
нос – носатый | гусь – гусеница | боль – больница |
час – часовщик | кот – котик | дом – домишки |
циркуль – цирк | врач – доктор | куст – кустик |
дом – дым | обед – стол | река – плот |
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)
– Оцените свою работу на уроке (Смайлики.)
Выставление оценок.
Домашнее задание. Упражнение 133.