СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка"Корень слова. Однокоренные (родственные) слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: учить детей находить корень в слове и  однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова; корректировать и развивать речь, память, внимание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка"Корень слова. Однокоренные (родственные) слова".»

Корень. Однокоренные (родственные) слова

Цели и задачи: учить детей находить корень в слове и однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова; корректировать и развивать речь, память, внимание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: юла, люстра, юнга, любимый.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает звук [у] – это первая группа, в словах юла, юнга – два звука [й’], [y] – это вторая группа.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)

– Начинаем писать цепочки букв.

Ююл Ююб Ююм Ююй …


IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.

1. Знакомство с понятием «родственные слова».

– Образуйте группу слов, связанных со словом лес.

Учитель пишет на доске слово лес, а далее – родственные слова в порядке называния их детьми.

– Прочитайте вслух написанные на доске слова. (Лес, лесок, лесочек, лесник, лесной, …)

– Сравните и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть лес.)

– Как она называется? ( Корень слова).


Корень слова – это значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


– Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова сходны по значению.)

– Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными.

– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)

2. Распределение слов по группам.

Работа по учебнику.

Стр. 75 упражнение 132.


– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы.


Физкультминутка

Учитель читает пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет.

– Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

нос – носатый

гусь – гусеница

боль – больница

час – часовщик

кот – котик

дом – домишки

циркуль – цирк

врач – доктор

куст – кустик

дом – дым

обед – стол

река – плот

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)

–  Оцените свою работу на уроке (Смайлики.)


Выставление оценок.


Домашнее задание. Упражнение 133.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!