- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Задачи:Подготовить учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветственное слово учителя Поверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. | Приветствие учителя. Проверка наличия письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Личностные: формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: управление собственным поведением. |
Коррекция знаний. | Проверка домашнего задания. Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я как прилагательное, На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. - О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прочитав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.) Фронтальный опрос «Что я знаю о причастии». (каждый ученик встает и называет одно из правил) Работа в группах: Распределите слова в столбики: 1) написание зависит от спряжения; 2) написание зависит от инфинитива. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание. | Высказываются, слушают одноклассников, корректируют их ответы. Анализируют собственную деятельность. Работают в группах, проводят отчет о проделанной работе. | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания». Регулятивные: адекватно воспринимать ответы одноклассников Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные:инициативное сотрудничество; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь |
Мотивационно- организующий этап. Задачи:Обеспечить мотивацию учения, совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | - Мы уже достаточно много знаем о причастии, о его морфологических признаках. Пора подводить промежуточные итоги. Как вы думаете, какая тема нас сегодня ожидает? - Поставьте цели работы на уроке. - Давайте вспомним план морфологического разбора частей речи. Работа в парах. Составьте план разбора причастия. Сравните его с записью на доске (презентация). Внесите коррективы в свои записи. | Делают предположения Ставят цели. Отвечают, составляют план. | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению Регулятивные: самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения; адекватно воспринимать ответы одноклассников Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь |
Изучение нового материала Задачи:обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | Прежде чем начать выполнение морфологического разбора причастия по нашему плану, давайте познакомимся с текстом, по которому будем работать в течение урока. Название текста – «Из жизни слов. Прометеев огонь». - Как вы думает, о чем будет этот текст? Что вы ожидаете узнать из него. Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. - Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух. - Совпали ли ваши предположения о тексте с его содержанием? - Какова идея данного текста? - Как вы поняли значение фразеологизма «прометеев огонь»? - Какой еще фразеологизм встретился в тексте? - Разделите текст на микротемы. По какому принципу вы это сделали? Физминутка. Условия физминутки: я вам буду называть слова: причастия и прилагательные. Назову прилагательное – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши. Причастие – приседаете. - Деревянный, пустынный, отправленный, составленный, песчаный, отданный, засеянный, серебряный, отдаленный. Работа с текстом. - Найдите в тексте причастия (охваченный, горящее, прикованного). - Выполните морфологический разбор первого причастия, выписав из текста нужное предложение и объяснив орфограммы и пунктограммы. - Выполните устный разбор этого причастия. | Выполняют задания, отвечают на вопросы. Делают зарядку Выполняют морфологический разбор | Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана решения проблем творческого и поискового характера; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Познавательные: формулировать правила, понятия на основе выделения существенных признаков; выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Закрепление знаний и способов действий Задачи:обеспечить закрепление знаний и способов действий; коррекция пробелов | Работа в группах. Выполните разбор оставшихся причастий. Два человека работают у доски. Сравните записанное в ваших тетрадях с записью на доске. Какие вопросы у вас возникли? | Работают в группах | Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; участие в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Контроль знаний. Задачи: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. | Работа с карточками. Восстановите недостающую информацию в карточках. Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего | Работают с карточками, сдают работу учителю. | Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания Регулятивные: определять степень успешности своей работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; волевая саморегуляция; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него. Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Подведение итогов Задачи: сделать выводы об уровне усвоения знаний на уроке. | - Что нового вы узнали на уроке? - Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках? - Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему? - Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Домашнее задание. Задачи: подготовка учащихся к работе вне школы. | п. 25 упр.152 | Записывают домашнее задание в дневники | Личностные: желание совершенствовать имеющиеся знания Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия. Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся .Выяснить уровень эмоционального настроя учащихся после урока. | - Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их? - Что мешало и что помогало достичь цели? - Как оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок) - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. | Высказываются об уроке. Анализируют свою деятельность. | Личностные: положительное отношение к учебе. Регулятивные: определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося |
Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего |
Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Борющегося – I. __________(какого?) борющегося Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III. _______________(какого?) борющегося |
Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего | Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Идущего- I. __________(какого?) идущего Н.ф. II. Пост.: _________, ______время, _______вид. Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род. III.__________(какого?) идущего |
Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. | Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. |
Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. | Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. |
Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. | Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. |
Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. | Из жизни слов. Прометеев огонь. Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах богов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно заживала для новых мук. ...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. |