СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка с использованием приемов технологии смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Морфологический разбор причастия"»

Тема урока: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ

Тип урока:изучение нового материала.

ЦЕЛИ:

Обучающий компонент:

Учащиеся в конце урока должны:

  • Знать план морфологического разбора причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическую роль причастия.

  • Уметь разбирать причастие как часть речи.

Развивающий компонент: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания, развивать умение работать в парах, в группах, развитие речи.

Воспитывающий компонент:воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- воспитывать патриотические чувства; (уважение к истории страны

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению


Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.

Наглядность и ЭОР: презентация PowerPoint к уроку


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный


Задачи:Подготовить учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветственное слово учителя


Поверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.


Приветствие учителя. Проверка наличия письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Личностные: формирование положительного отношения к учению

Коммуникативные: управление собственным поведением.





Коррекция знаний.

Проверка домашнего задания.


Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прочитав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.)


Фронтальный опрос «Что я знаю о причастии». (каждый ученик встает и называет одно из правил)


Работа в группах:

Распределите слова в столбики: 1) написание зависит от спряжения; 2) написание зависит от инфинитива. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание.

Высказываются, слушают одноклассников, корректируют их ответы.



Анализируют собственную деятельность.




Работают в группах, проводят отчет о проделанной работе.


Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: адекватно воспринимать ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные:инициативное сотрудничество; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь

Мотивационно- организующий этап.


Задачи:Обеспечить мотивацию учения,

совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

- Мы уже достаточно много знаем о причастии, о его морфологических признаках. Пора подводить промежуточные итоги. Как вы думаете, какая тема нас сегодня ожидает?


- Поставьте цели работы на уроке.


- Давайте вспомним план морфологического разбора частей речи.


Работа в парах.

Составьте план разбора причастия.

Сравните его с записью на доске (презентация). Внесите коррективы в свои записи.



Делают предположения



Ставят цели.




Отвечают, составляют план.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению

Регулятивные: самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения; адекватно воспринимать ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь

Изучение нового материала


Задачи:обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

Прежде чем начать выполнение морфологического разбора причастия по нашему плану, давайте познакомимся с текстом, по которому будем работать в течение урока.


Название текста – «Из жизни слов. Прометеев огонь».


- Как вы думает, о чем будет этот текст? Что вы ожидаете узнать из него.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


- Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух.

- Совпали ли ваши предположения о тексте с его содержанием?

- Какова идея данного текста?

- Как вы поняли значение фразеологизма «прометеев огонь»?

- Какой еще фразеологизм встретился в тексте?

- Разделите текст на микротемы. По какому принципу вы это сделали?


Физминутка. 

Условия физминутки:  я вам буду называть слова: причастия и прилагательные. Назову прилагательное – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши. Причастие –  приседаете.


- Деревянный, пустынный, отправленный,  составленный, песчаный, отданный,  засеянный, серебряный, отдаленный.


Работа с текстом.

- Найдите в тексте причастия (охваченный, горящее, прикованного).


- Выполните морфологический разбор первого причастия, выписав из текста нужное предложение и объяснив орфограммы и пунктограммы.


- Выполните устный разбор этого причастия.


Выполняют задания, отвечают на вопросы.


























Делают зарядку










Выполняют морфологический разбор







Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана решения проблем творческого и поискового характера; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Познавательные: формулировать правила, понятия на основе выделения существенных признаков; выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Закрепление знаний и способов действий


Задачи:обеспечить закрепление знаний и способов действий; коррекция пробелов


Работа в группах.


Выполните разбор оставшихся причастий. Два человека работают у доски.


Сравните записанное в ваших тетрадях с записью на доске. Какие вопросы у вас возникли?



Работают в группах

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; участие в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Контроль знаний.


Задачи: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.

Работа с карточками.

Восстановите недостающую информацию в карточках.


Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 


Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося


Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего


Работают с карточками, сдают работу учителю.

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; волевая саморегуляция; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Подведение итогов


Задачи: сделать выводы об уровне усвоения знаний на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках?

- Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему?

- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Коммуникативные: выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Домашнее задание.


Задачи: подготовка учащихся к работе вне школы.

п. 25 упр.152

Записывают домашнее задание в дневники

Личностные: желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Рефлексия.


Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся .Выяснить уровень эмоционального настроя учащихся после урока.

- Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

- Как оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок)

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.


Высказываются об уроке. Анализируют свою деятельность.


Личностные: положительное отношение к учебе.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.






















Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося

Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося

Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося


Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего


Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего


Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего


Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося

Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося

Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Борющегося –

I. __________(какого?) борющегося

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III. _______________(какого?) борющегося


Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего

Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего

Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. 

Идущего-

I. __________(какого?) идущего

Н.ф.

II. Пост.: _________, ______время, _______вид.

Непост: _____________форма, _____ падеж, ______ число, ____род.

III.__________(какого?) идущего



Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.


Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.

Из жизни слов. Прометеев огонь.

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче(н,нн)ый жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве(н,нн)ое пламя горящее в чертогах бо­гов на Олимпе и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш­ную казнь: титана, прикованного к скалам на вершине Кавказа, каждый день терзал гигантский орел. Каждую ночь птица клевала его печень, которая ежедневно зажи­вала для новых мук.

...Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные стра­дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух бла­городства, мужества и таланта.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!