СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему:« Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных»(с использованием приёмов ТРКМЧП)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС. Обобщает  и углубляет знания об именах существительных;  развивает умение  распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.Развивает мотивацию к познавательной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему:« Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных»(с использованием приёмов ТРКМЧП)»

Тема « Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных»

Цели урока

1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных;

2. Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.

3. Показать синтаксическую роль существительного в предложении.

4. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты

1. Обучающиеся научатся распознавать морфологические признаки существительного.

2. Научаться различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

3. Пополнят словарный запас.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.



1.Орг.момент

2.Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели, составление плана урока.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большой раздел. Откройте учебники и прочитайте название нового раздела. (СЛОВО.ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.)

Какие вы знаете части речи? На какие две группы их можно разделить?( Самостоятельные и служебные).

Какие части речи мы относим к самостоятельным? Какие к служебным?

Какие вы знаете члены предложения?

Определить тему урока нам поможет след.упражнение :

Карточка №1

Прочитайте слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Д...лжник, гря...ки, , д...чурка, д...брота, крова...ка, г...л...ва, х...лмы, площа...ка, п...ясок, св...стун, яго...ки, мес…ность, пас..бище.

Взаимопроверка по слайду, выставление оценки в оценочном листе. Что общего у этих слов? (Обозначают предмет)

Как называются слова, обозначающие предмет? (Имена существительные).

О чём же пойдёт речь на уроке? (Об имени существительном)

Прочитайте название темы сегодняшнего урока.( Что мы знаем об именах существительных ?) Мы будем узнавать новое? (Нет. Мы обобщим и углубим знания об именах существительных).

Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить все,что мы знаем об имени существительном)

Какие задачи ставим перед собой? Давайте составим план урока. Что нужно вспомнить сначала? Потом?

* Что обозначает?

* На какие вопросы отвечает?

* Какую роль выполняет в речи?

* Признаки имени существительного

* Каким членом предложения бывает?

* Морфологический разбор.

3.Развитие умений. Вспоминаем то, что знаем.

Сегодня мы составим на уроке кластер «Имя Существительное». Я буду составлять на доске , а вы у себя в тетрадях с опорными листами . (По ходу урока составляем кластер).

Итак, мы говорим с Вами сегодня об….

1.Роль имён существительных в речи.

Карточка №2 . (Упр. 101 с.97) Упр. 101 с.97 – развивается умение находить в тексте имена существительные.

1.Прочитайте текст . Что узнали о героях рассказа? Что можно предположить о них? Зачитайте описание избушки. Рассмотрите как художник изобразил эту избушку.

(Работа в парах.) Перечитайте текст, подчеркните им.сущ., посчитайте сколько имен сущ встретилось в отрывке.

Как нам отличить имена существительные от других частей речи? Что они обозначают? (Предмет) (Заполняем кластер на доске и в опорных тетр.)

На какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? что?)

Сколько имён существительных встретилось в тексте?(19).Самопроверка по слайду. Если вы ошиблись, найдите и подчеркните пропущенное слово.

Оцените работу пары в оценочном листе (нахождение имён существительных в тексте).

Какой вывод мы можем сделать? (В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.)

САМАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ, САМАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ- это имя существительное. Почти каждое второе слово в нашей речи – существительное.

О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение? (Роль имён существительных в речи) Имена сущ.- обозначают предметы, явления…

2. Признаки имен существительных.

Упр. 102- выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

2.Прочитайте второе задание на карточке.(Выпиши в 2 столбика по четыре одуш. и неодуш. имен сущ. в начальной форме) .Что такое начальная форма?

Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

У доски 2 чел. Один выписывает одуш. сущ., другой -неодуш. Остальные в тетрадях. Проверка. Самооценка.

Одуш. Неодуш

Охотник-м.р. избушка-ж.р.

Емеля-м.р. лес-м.р.

внучок-м.р. земля-ж.р.

Гришутка-м.р. свет-м.р

окно-ср.р.

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения? (Признаки имён существительных – одушевленность, неодушевленность).

Карточка №3. Слайд. Найди лишнее слово.

В каждой группе слов найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного. Какого рода бывают им.сущ. и как его определить?

1. Чулки, носки, яблоки, дом.

2. Чистота, сапоги, груши, рельсы.

3. Медали, окно, книги, города.

4. Школьники, скрипки, утро, столы.

5. Папа, волны, ключи, перья.

6. Ромашки, ягоды, встреча, огни.

Проверьте, пожалуйста.

Дом(м. р.), чистота (ж. р.),окно(ср. р.), утро (ср. р.), папа (м. р.),встреча (ж. р).

Какие еще мы повторили двекатегории имен существительных ? (Число, род.)

Итак, имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род?

А как определить род всех остальных имен существительных из этого задания? Зачем? (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного.)

Как определить число им.сущ? Изменяются ли имена существительные по числам или имеют постоянное число?

Как вы думаете, какие из перечисленных признаков являются постоянными, а какие - непостоянными?

Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)

Назовите, что относится к постоянным признакам имён существительных? (одушевлённость и неодушевлённость, род).

Какой ещё постоянный признак имен сущ. Вы знаете? (Собственные/нарицательные).Приведите примеры собственных и нарицательных имен сущ.

Какой признак называют «непостоянным признаком»?(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).Что относится к непостоянным признакам? (Число)

3. Синтаксическая функция имён существительных.

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Как Вы думаете,каим членом предложения бывают им.сущ.? Давайте проверим ваше предположение и определим роль имени существительного в предложении.

Обсудите написание, найдите в своих предложениях имена существительные, подпишите. Определите, какими членами предложения они являются? (главными и второстепенными). Подчеркните грам.основы.

Работа в парах : 1 ряд – 1 предложение

2 ряд –2 предложение

3 ряд- 3 предложение

Проверим выполненную вами работу. (Орфограммы, грам. основу, знаки препинания, определяют слова- имена существительные и их роль в предложении). Самооценка. Оценочный лист.

Назовите имена существительные. Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных членов предложения.

Последнее предложение запишем в тетрадях и на доске:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая

бабочка сложила крылышки.

Определить постоянные и непостоянные признаки найденных имён существительных.

Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения? (Члены предложения)

Имена сущ. могут быть как главными членами предложения, так и второстепенными.

4.Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Знакомство с текстом.

Прочитайте отрывок из текста В.Бианки в упражнении 104.

О чём говорится в тексте?С кем ходил на охоту герой текста? В какое время охотиться было особенно трудно? Почему?

Расставьте запятые карандашом в учебнике. Работа в парах. Проверка. Выпишите однокоренные слова , выделите корень. Укажите части речи.

сущ. гл. сущ. прил.

Охота, охотиться, охотник, охотный.

Какой вывод можно сделать? Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи .

Расскажите о имени существительном пользуясь нашей схемой (Кластером).

При выполнении какого вида разбора нам пригодятся все эти знания?

Что такое морфологический разбор? Что вы можете указать?

Рассмотрите образец записи с. 99. Какое слово разобрано как часть речи? (Под ногами)

Работа проходит под руководством учителя (порядок разбора, сокращённая запись слов).

Разберём имена существительные, обозначенные цифрой 3, как часть речи: (на) охоте, (с) деревьев, лист, дичь.

Первое слово совместно с учителем.

Остальные слова – по вариантам (по рядам: 1 ряд – (с) деревьев, 2 ряд – лист, 3 ряд - дичь).

Самопроверка по слайду. Работа с оценочным листом.

Что вспомнили при выполнении этого задания? (Морфологический разбор имён существительных.

Какие признаки имён существительных мы сейчас указывали? Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?

Что относится к постоянным признакам имён существительных?

Что относится к непостоянным признакам? Какой признак называют «непостоянным признаком»?

4. Итог урока. Рефлексия.

Работа в группах. 1.Опираясь на кластер, составьте рассказ об им.сущ. Проверка. Оценка.

2. Составить синквейн «Имя существительное».(Повторить правило составление синквейна).

Рефлексия.

Продолжите мои предложения (слайд).

Д.З.

1.Подготовить рассказ об имени сущ. (Кластер).

2.Индивидуальное задание на карточках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!