Уч-ль: Откройте учебник русского языка 2 ч. на стр. 104. Найдите в «Музейном Доме» и рассмотрите картину Готфрида Минда «Кошка в клетке». (Беседа по картине). Уч-ль: Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Уч-к: Нет. Уч-ль: Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине не так? Уч-к: Кошка сильней, а мышки слабее. Уч-ль: Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему? Уч-ль: Да, потому что кошки охотятся на мышей. Уч-ль: Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Найдите мышей, которые рассматривают кошку. Уч-к: Да. Уч-ль: Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.) Уч-к: Она хочет поймать мышей. Уч-ль: Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе? Уч-к: Она бы стала ловить мышей, у неё хищный взгляд. Уч-ль: Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница? (Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс, стр.106-107.) Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ». Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней. Уч-ль: Вам понравилась сказка? Уч-к: Да. Уч-ль: Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается? Уч-к: Ответы детей. Уч-ль: Какие герои чаще всего действуют в басне? Уч-к: Кошка и мыши. Уч-ль: Только ли о животных говорится в басне? Уч-к: Нет. Уч-ль: Из каких частей обычно состоит басня? Уч-к: Из двух частей: повествования и морали. Уч-ль: Можно ли на основе этой сказки сочинить басню? Уч-к: Да. Уч-ль: Предлагаю в качестве морали к басне использовать пословицу. Прочитайте пословицы: 1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость. 2. Видит око, да зуб неймёт. 3. Близко локоть, да не укусишь. 4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи. 5. Отольются кошке Мышкины слёзки. 6. И через золото слёзки текут. 7. Не всё коту масленица!.. 8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь. Уч-ль: Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»? Уч-к: 1, 4, 6. Уч-ль: Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу. Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом? Уч-ль: Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории? Уч-к: Да. |