СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Неопределенно-личные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока объяснения нового с использованием методов и приемов технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Неопределенно-личные предложения»

Конспект

урока русского языка в 8 классе

«Неопределенно-личные предложения»


Аристова Марина А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»


Цель урока: создать условия для формирования умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), карточка-задание (Приложение 2), карточки для групповой работы (Приложение 3).


Ход урока.


I

Слайд 1

этап. Повторение пройденного.

  1. Посмотрите внимательно на экран. Попытайтесь восстановить схему, для этого вспомните материал прошлого урока. (Схема односоставных предложений) Слайд 1, Слайд 2




Слайд 2









  1. С каким видом односоставных предложений вы знакомы? Расскажите о них. (Определенно-личные предложения)


II этап. Проверка домашнего задания.

  1. Дома вам нужно было выписать 5-6 определенно-личных предложений из стихотворения А.С. Пушкина со сказуемыми в разных формах. Прочитайте предложения. (Класс оценивает)

Слайд 3

Слайд 4


  1. Перед вами предложения выбранные учащимися 8г класса. Слайд 3 Все ли у них получилось правильно? Укажите на замеченные ошибки. (В первых двух предложениях не выделены обращения, третье предложение не определенно-личное) Слайд 4














III этап. Самостоятельное формулирование темы урока.

  1. Что нужно сделать, чтобы определить вид этого односоставного предложения? (Найти глагол-сказуемое и определить, в какой форме оно употреблено.)

  2. З

    Слайд 5

    апишем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа». Спишите с экрана предложение, найдите глагол-сказуемое и определите его форму. (Сказуемое «напишут» - 3 лицо, множественное число, будущее время) Слайд 5



  1. Можно ли к этому сказуемому подставить местоимение? (Они)

А

Слайд 6

они это кто? Это какое-то определенное лицо или его нельзя определить? (Лицо определить нельзя, им могут быть многие.)

  1. Попробуйте теперь сформулировать тему урока. (Неопределенно-личные предложения.) Слайд 6

Запись темы в тетрадь.


IV этап. Исследование теоретического материала.

  1. Все ли мы знаем о неопределенно-личных предложениях?


  1. Обратите внимание на форму глагола-сказуемого. Может ли этот глагол иметь форму настоящего времени, 3 лица, множественного числа? (Может.)


  1. Может ли этот глагол иметь форму прошедшего времени? (Может.)


  1. Какие предложения называются неопределенно-личными? (учащиеся делают вывод.)


  1. Все ли мы сказали о неопределенно-личных предложениях? Обратимся к учебнику. Чтение теоретического материала учебника под редакцией М.М. Разумовской §19 стр. 79.


  1. С

    Слайд 7

    лайд 7
    Итак, Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.


  1. С

    Слайд 8

    лайд 8
    Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.



V

Слайд 9

этап. Формулирование учащимися задач урока.

  1. Попробуйте теперь сформулировать задачи урока. Сделать это вам поможет опорная запись. Слайд 9, Слайд 10












V

Слайд 10

I
этап. Закрепление.

С

Слайд 11

лайд 11

  1. Попробуйте последовательно сформулировать задания к этому упражнению. (Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, поставить знаки препинания, найти неопределенно-личные, определенно-личные, двусоставные предложения.)

Задание выполняется на карточках. Проверка.



  1. Каждому ряду предлагается свой вариант следующего задания на карточке. Откуда взяты эти предложения? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

  2. С

    Слайд 12

    формулируйте задание к этому упражнению, используя односоставные предложения. (Выпишите односоставные предложения, подчеркните глаголы-сказуемые, определите их форму и вид односоставного предложения.)

  3. После выполнения задания учащимся предлагается проверить себя, сравнив свою работу с решением на экране. Слайд 12, Слайд 13, Слайд 14






Слайд 13





Слайд 14








Слайд 15


  1. Сегодня на уроке мы говорили об односоставных предложениях. А нужны ли они нам? Может, достаточно двусоставных? Я взяла на себя смелость поправить некоторые стихотворные строки, но, по-моему, не очень хорошо получилось. Попробуйте внести поправки, не забывая о теме урока. Слайд 15



  1. А

    Слайд 16

    вот как выглядят авторские строчки. Слайд 16







  1. Вы были близки к истине. Что стало с предложениями? (Из двусоставных они превратились в односоставные.)

  2. Какой вариант по-вашему лучше? (Второй.)

  3. Для чего нужны односоставные предложения? (Они делают нашу речь более четкой, стройной, непринужденной, живой, динамичной.)


VII этап. Итог урока.

  1. А

    Слайд 17

    теперь давайте вспомним задачи урока. Чему научились сегодня на уроке? Слайд 17






VIII этап. Домашнее задание.

  1. Попытайтесь дома, используя разные виды односоставных предложений, написать небольшое стихотворение. Если муза не посетит вас, не расстраивайтесь.

  2. З

    Слайд 18

    адание, обязательное для всех: §19 упражнение 124. Слайд 18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!