СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка (обучения грамоте) в 1 классе. Тема: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются различные формы работы, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Урок направлен на формирование понятия ударения, его роли в русском языке.

В течение урока обучающиеся под руководством учителя раскрывают смысл ударения; используя новые знания, работают в парах; делают выводы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка (обучения грамоте) в 1 классе. Тема: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».»

Тема урока: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: Закрепить  умение учащихся  делить слово  на  слоги, определять количество слогов, находить среди них  ударный  слог; рассмотреть смыслоразличительную роль ударения; познакомить со  слогообразующей  ролью  гласных  звуков.

Метапредметные:

  1. Регулятивные: формулировать цель и задачи урока вместе с учителем.

  2. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в доступной каждому форме, владеть диалогической формой речи, слушать и слышать своих одноклассников.

Тип урока: урок  формирования  первоначальных   навыков.



Ход урока

  1. Организационный момент

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка

  • Дыхательное упражнение «Свеча» 

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  • «Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки.

  • «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).

  • «Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)

– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).

– Как мычит корова? (Му-у-у).

– Как рычит собака? (Р-р-р).


3. Актуализация опорных знаний

- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.

Ну, что же согласны? Решили? Плывем!

- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.

Помогите мне закончить фразы:

  • Наша речь состоит из … (предложений).

  • Предложение выражает … (законченную мысль).

  • Предложения состоят из … (слов).

Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме.

- посчитайте количество слов в предложении.

- А из чего состоят слова?

Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги;

- сколько слогов?

- Подерите из данных слов те, которые подходят к этой схеме.

Море, капитан, чайка, шторм.

  1. Самоопределение к деятельности на уроке.

- Вот мы с вами и на таинственном острове. Посмотрите, какой большой и красивый замок перед нами! Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.

ЗАМОК ЗАМОК

- Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова?

- Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (2 удоски)

- Что вы заметили? 

- Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова, кто знает? (- А хотите узнать?).

  1. Изучение нового материала

- Сейчас попробуем открыть тайну.

- Будьте внимательными . Послушайте, что замечваете? Какой слог громче произношу в 1-м слове? – А во втором?

- Это ударение. Что же такое ударение, кто как понял? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)

- Какой вывод можем с вами сделать: для чего нужно ударение? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении?

- Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: / .

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем.


Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)



  1. Закрепление изученного .

- Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.

Картинки: лиса, собака, кот.

Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)

2. постановка ударения, определение ударного слога.

- Сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?

- Сколько слогов может быть в слове?

- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)

Учебник.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.

- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!