СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 3 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 3 класс.»

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Программа: «Школа России»

Составитель: Серышева Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Тип урока: изучение нового материала


Ресурсы:

- учебник «Русский язык» 3 класс,

автор-составитель Канакина В.П., Горецкий В.Г..

Москва «Просвещение» 2012;

«Школа России»



Тема урока:

«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»


Цель: ознакомление с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.


Задачи: 

Коррекционно-дидактические: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих»; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, критическое мышление, память учащихся, навыки самоконтроля и оценки собственных результатов; развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать  самостоятельность,  умение  понимать  учебную  задачу  и  выполнять  ее  самостоятельно, толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Специальные: соблюдение санитарно -гигиенических требований специальной школы:

  • провести гимнастику для глаз,

  • провести динамическую паузу,

  • следить за ношением очков,

  • использовать тифлоприборы.


       Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;

  • приборы прямого чтения;

  • презентация;

  • опорная таблица с алгоритмом.

   













Ход урока



I.Орг. момент.

-Сегодня у нас гости. Поприветствуем их улыбкой.

- Итак, внимание, ребята, начинаем урок Русского языка.

-Какую большую тему мы сейчас изучаем? (мы изучаем тему « Имя существительное» )

-Что вы уже узнали об этой части речи? Повторим «ЦЕПОЧКОЙ»:

Имя существительное - это…(часть речи),

отвечает на вопросы…(кто? что?),

обозначает…(предмет),

изменяется по …(числам, по вопросам (или по падежам –об этом вы скоро узнаете),

не изменяется по …(родам).



- Сегодня мы с вами продолжим исследовать эту часть речи.

И как исследователям, нам нужно быть очень внимательными, активными, старательными. А начнём мы с планирования.

Составим ПЛАН нашего УРОКА:

1. Повторение

2.Изучение нового материала.

3.Закрепление

4. Итог, оценка результатов

5. Домашнее задание



II. Повторение. Словарная работа. Чистописание. Работа в тетрадях.

(Включить доску..

1 страница… Дата. Классная работа. Показ

2 страница…Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих

- Как всегда, начинаем урок с ЧИСТОПИСАНИЯ, откройте тетради, запишите дату, Классная работа. Прочитайте, какие буквы мы сегодня повторяем. (строчные Ж,Ш,Ч,Щ).

Выполните показ, пока пишите, обращайте внимание на элементы букв.

-Ребята, что вы можете сказать об этих буквах? (они обозначают согласные и шипящие звуки)

- Какое ещё сходство или различие есть между этими буквами? (Ж и Ш – парные)

-Какое различие между ними? (Ж и Ш –обозначают твёрдые, а Ч и Щ – мягкие)

-Очень хорошо!

- Дайте характеристику этим звукам: ж, ш, ч, щ

( ш - согл., глух., твёрдый; ж- согл., звонк., твёрдый; ч- согл., глух., мягкий;

щ - согл., глух., мягкий) – если забыли , ОБРАТИТЕ внимание на ЛЕНТУ букв.



Вспомним орфограммы с этими согласными.

-У вас на столах есть схемы слогов слияния, выберите схему, для сочетания ЖИ – ШИ, положите перед собой (твёрдый слог слияния). Вспомним рифмовку к правилу:

Жи-ши пиши с буквой И.

Теперь положите перед собой схему для сочетания ЧА –ЩА (мягкий слог слияния):

ЧА-ЩА пиши с буквой А.

- Молодцы! Давайте применим эти знания.


III. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки во множественном числе в столбик, используя эти знания, и подчеркните орфограммы.


1)Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу,
Но аккуратнее со мной
Порезать пальчик я могу. (Ножи) – составьте звуковую схему к этому слову.


2)Что за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал… (Мыши)- составьте звуковую схему к этому слову.

Проверяем. (Один ученик работает у доски)

-Что вы заметили в этих словах? Эти слова относятся к какой части речи? Докажите..

(Это имена существительные, т.к. они отвечают на вопрос кто? или что?

И обозначают предметы)

-Можем ли мы у них определить род? Что для этого нужно сделать?

(Поставить существительное в начальную форму – ед.ч.)

Допишите к ним во второй столбик эти же существительные в ед.ч и определите род.:

Ножи – нож (м.р.)

Мыши – мышь(ж.р).

- Что заметили? Как вы думаете, как пишется слово МЫШЬ? Мы можем это проверить?

- Ребята, у нас возникла ПРОБЛЕМА, мы ещё не знаем эту ТАЙНУ имени существительного. Вы хотите её узнать?

Немного из истории языка…

Оказывается в древности Ъ ставили на конце имён существительных и других частей речи, которые оканчивались на согласный, а другие имена существительные оканчивались на Ь. После Октябрьской Социалистической революции в 1918 году на конце слов Ъ отменили, а Ь остался…

Ребята, и вам сегодня предстоит узнать, у каких имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак – это ЦЕЛЬ нашего урока.


-Кто может сформулировать ТЕМУ урока? («Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»), прочтите в учебнике на стр. 31


2. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

-Вам предстоит сделать ОТКРЫТИЕ и ответить на вопрос: У каких имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?

-Как вы предлагаете это сделать?

-Рассмотрите схемы, которые вы составили. Какой звук на конце слова НОЖ?

(твёрдый согласный), а на конце слова МЫШЬ?(тоже твёрдый согласный)

-Но мы решили, что на конце слова МЫШЬ пишется Ь. Какую работу выполняет этот знак в слове МЫШЬ? Он показывает мягкость? (НЕТ) Он что –то разделяет? (нет)

Так какова его функция?....


-Хорошо, давайте понаблюдаем за другими словами с шипящими на конце.


У вас на столах лежат карточки со словами, которые помогут нам сделать открытие. Прочитайте эти слова.


Тиш…, малыш…, вещ…, плащ…, луч…, реч…


Подумайте и поделите их на две группы.
запишите в два столбика.

Разноуровневый вариант : Ярославу это задание с подсказками

Тиш(ь), малыш(ь), вещ(ь), плащ(ь), луч(ь), реч(ь).


Вам поможет этот АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Алгоритм исследования                                                                                                                                                                                                                        

  1. Прочитайте слово.

  2.  Определите часть речи.

  3.  Какие звуки слышатся на конце слова?

  4.  Определите грамматические значения слов.

  5.  Определите, на какие группы можно распределить слова.

  6.  Запишите слова, распределив их в группы.

  7.  Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.

  8.  Сделайте вывод.


По каким признакам составили группы? (м.р. и ж.р.)

Прочтите слова из первого столбика (Тишь, вещь, речь).

Что можете о них сказать? (это сущ. женского рода с шипящим на конце)

Есть какое-то предположение, как нужно писать эти существительные?

(с ь знаком после шипящих) Запишите Ь в этих трёх словах, подчеркните его вместе с шипящим. (Тишь, вещь, речь).

Хорошо, а что записали во второй столбик?

(малыш, плащ, луч)

-Что можете о них сказать? (это сущ. мужского рода с шипящим на конце)

Предположите, как будем писать эти слова?

(без Ь после шипящих)

Где мы можем проверить нашу ГИПОТЕЗУ? (в учебнике, в энциклопедии, в интернете)

-Найдите правило в учебнике (с.31) проверьте наше предположение.

Какой вывод можно сделать? (авторы учебника подтвердили выдвинутую нами ГИПОТЕЗУ)

- Вы только что сделали открытие! Запомните, это ОРФОГРАММА.


3. Коррекция зрения: Следим за цветком только глазами, не поворачивая головы.

Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.

7. Физминутка (стоя)

!!! Мы немножко отдохнём, физминутку проведём!

И проверим как вы поняли новый материал.

Я буду называть ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ с шипящим на конце, вы должны определить нужен ли в этом слове Ь.

- если это ж.р.- девочки руки вверх + «нужен»

- если это м.р.- приседают мальчики + «не нужен»

Постарайтесь запомнить как можно больше услышанных слов, проверим вашу память.

Ерш, полночь, клич, врач, мышь, карандаш, чиж, ложь, дочь.


- Вы отдохнули и готовы работать.

VI. Закрепление.

а) Задание на тренировку памяти (устно):

Проверим вашу память, назовите слова с ь на конце, которые были названы во время физминутки.



б) Презентация-тренажёр «Мягкий знак после шипящих у Им.существительного»


в) Работа по учебнику: стр. 31, упр51.


V. Рефлексия. Разноцветные фигуры (Из набора схем)

Оцените свою работу на уроке.

Если всё понял, работал без ошибок –зелёный квадратик,

Если допускал ошибки, но понял – синий квадратик.

Если тему не понял, необходимо ещё заниматься над этой темой - кружок красный.

Молодцы, я согласна с вашими оценками!



IV.Итог урока.



Отгадайте слова:



2. Летучая _____________(мышь)

4.Оказать скорую _____________(помощь).

5.Найти в лесу душистый ___________(ландыш)

6.Взять цветной ____________(карандаш)



- Какую орфограмму открыли сегодня на уроке?

- Кому было трудно на уроке ------------

- Кому было интересно -------------------

Кто продолжит: я научился_______________ (писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)



- Кого могли бы отметить на уроке? (Оценки)



9. Домашнее задание:



- учебник стр. 32, упр. 55, прочитать




Карточки на столах:


                                                                                                            Алгоритм исследования                                                                                                                                                                          

  1. Прочитайте слово.

  2.  Определите часть речи.

  3.  Какие звуки слышатся на конце слова?

  4.  Определите грамматические значения слов.

  5.  Определите, на какие группы можно распределить слова. 

  6. Запишите слова, распределив их в группы.

  7.  Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.

  8.  Сделайте вывод.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя