Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Программа: «Школа России»
Составитель: Серышева Лариса Александровна,
учитель начальных классов
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы:
- учебник «Русский язык» 3 класс,
автор-составитель Канакина В.П., Горецкий В.Г..
Москва «Просвещение» 2012;
«Школа России»
Тема урока:
«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Коррекционно-дидактические: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих»; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, критическое мышление, память учащихся, навыки самоконтроля и оценки собственных результатов; развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Специальные: соблюдение санитарно -гигиенических требований специальной школы:
-
провести гимнастику для глаз,
-
провести динамическую паузу,
-
следить за ношением очков,
-
использовать тифлоприборы.
Оборудование:
Ход урока
I.Орг. момент.
-Сегодня у нас гости. Поприветствуем их улыбкой.
- Итак, внимание, ребята, начинаем урок Русского языка.
-Какую большую тему мы сейчас изучаем? (мы изучаем тему « Имя существительное» )
-Что вы уже узнали об этой части речи? Повторим «ЦЕПОЧКОЙ»:
Имя существительное - это…(часть речи),
отвечает на вопросы…(кто? что?),
обозначает…(предмет),
изменяется по …(числам, по вопросам (или по падежам –об этом вы скоро узнаете),
не изменяется по …(родам).
- Сегодня мы с вами продолжим исследовать эту часть речи.
И как исследователям, нам нужно быть очень внимательными, активными, старательными. А начнём мы с планирования.
Составим ПЛАН нашего УРОКА:
1. Повторение
2.Изучение нового материала.
3.Закрепление
4. Итог, оценка результатов
5. Домашнее задание
II. Повторение. Словарная работа. Чистописание. Работа в тетрадях.
(Включить доску..
1 страница… Дата. Классная работа. Показ
2 страница…Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
- Как всегда, начинаем урок с ЧИСТОПИСАНИЯ, откройте тетради, запишите дату, Классная работа. Прочитайте, какие буквы мы сегодня повторяем. (строчные Ж,Ш,Ч,Щ).
Выполните показ, пока пишите, обращайте внимание на элементы букв.
-Ребята, что вы можете сказать об этих буквах? (они обозначают согласные и шипящие звуки)
- Какое ещё сходство или различие есть между этими буквами? (Ж и Ш – парные)
-Какое различие между ними? (Ж и Ш –обозначают твёрдые, а Ч и Щ – мягкие)
-Очень хорошо!
- Дайте характеристику этим звукам: ж, ш, ч, щ
( ш - согл., глух., твёрдый; ж- согл., звонк., твёрдый; ч- согл., глух., мягкий;
щ - согл., глух., мягкий) – если забыли , ОБРАТИТЕ внимание на ЛЕНТУ букв.
Вспомним орфограммы с этими согласными.
-У вас на столах есть схемы слогов слияния, выберите схему, для сочетания ЖИ – ШИ, положите перед собой (твёрдый слог слияния). Вспомним рифмовку к правилу:
Жи-ши пиши с буквой И.
Теперь положите перед собой схему для сочетания ЧА –ЩА (мягкий слог слияния):
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
- Молодцы! Давайте применим эти знания.
III. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки во множественном числе в столбик, используя эти знания, и подчеркните орфограммы.
1)Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу,
Но аккуратнее со мной
Порезать пальчик я могу. (Ножи) – составьте звуковую схему к этому слову.
2)Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал… (Мыши)- составьте звуковую схему к этому слову.
Проверяем. (Один ученик работает у доски)
-Что вы заметили в этих словах? Эти слова относятся к какой части речи? Докажите..
(Это имена существительные, т.к. они отвечают на вопрос кто? или что?
И обозначают предметы)
-Можем ли мы у них определить род? Что для этого нужно сделать?
(Поставить существительное в начальную форму – ед.ч.)
Допишите к ним во второй столбик эти же существительные в ед.ч и определите род.:
Ножи – нож (м.р.)
Мыши – мышь(ж.р).
- Что заметили? Как вы думаете, как пишется слово МЫШЬ? Мы можем это проверить?
- Ребята, у нас возникла ПРОБЛЕМА, мы ещё не знаем эту ТАЙНУ имени существительного. Вы хотите её узнать?
Немного из истории языка…
Оказывается в древности Ъ ставили на конце имён существительных и других частей речи, которые оканчивались на согласный, а другие имена существительные оканчивались на Ь. После Октябрьской Социалистической революции в 1918 году на конце слов Ъ отменили, а Ь остался…
Ребята, и вам сегодня предстоит узнать, у каких имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак – это ЦЕЛЬ нашего урока.
-Кто может сформулировать ТЕМУ урока? («Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»), прочтите в учебнике на стр. 31
2. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
-Вам предстоит сделать ОТКРЫТИЕ и ответить на вопрос: У каких имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?
-Как вы предлагаете это сделать?
-Рассмотрите схемы, которые вы составили. Какой звук на конце слова НОЖ?
(твёрдый согласный), а на конце слова МЫШЬ?(тоже твёрдый согласный)
-Но мы решили, что на конце слова МЫШЬ пишется Ь. Какую работу выполняет этот знак в слове МЫШЬ? Он показывает мягкость? (НЕТ) Он что –то разделяет? (нет)
Так какова его функция?....
-Хорошо, давайте понаблюдаем за другими словами с шипящими на конце.
У вас на столах лежат карточки со словами, которые помогут нам сделать открытие. Прочитайте эти слова.
Тиш…, малыш…, вещ…, плащ…, луч…, реч…
Подумайте и поделите их на две группы.
запишите в два столбика.
Разноуровневый вариант : Ярославу это задание с подсказками
Тиш(ь), малыш(ь), вещ(ь), плащ(ь), луч(ь), реч(ь).
Вам поможет этот АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Алгоритм исследования
-
Прочитайте слово.
-
Определите часть речи.
-
Какие звуки слышатся на конце слова?
-
Определите грамматические значения слов.
-
Определите, на какие группы можно распределить слова.
-
Запишите слова, распределив их в группы.
-
Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
-
Сделайте вывод.
По каким признакам составили группы? (м.р. и ж.р.)
Прочтите слова из первого столбика (Тишь, вещь, речь).
Что можете о них сказать? (это сущ. женского рода с шипящим на конце)
Есть какое-то предположение, как нужно писать эти существительные?
(с ь знаком после шипящих) Запишите Ь в этих трёх словах, подчеркните его вместе с шипящим. (Тишь, вещь, речь).
Хорошо, а что записали во второй столбик?
(малыш, плащ, луч)
-Что можете о них сказать? (это сущ. мужского рода с шипящим на конце)
Предположите, как будем писать эти слова?
(без Ь после шипящих)
Где мы можем проверить нашу ГИПОТЕЗУ? (в учебнике, в энциклопедии, в интернете)
-Найдите правило в учебнике (с.31) проверьте наше предположение.
Какой вывод можно сделать? (авторы учебника подтвердили выдвинутую нами ГИПОТЕЗУ)
- Вы только что сделали открытие! Запомните, это ОРФОГРАММА.
3. Коррекция зрения: Следим за цветком только глазами, не поворачивая головы.
Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
7. Физминутка (стоя)
!!! Мы немножко отдохнём, физминутку проведём!
И проверим как вы поняли новый материал.
Я буду называть ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ с шипящим на конце, вы должны определить нужен ли в этом слове Ь.
- если это ж.р.- девочки руки вверх + «нужен»
- если это м.р.- приседают мальчики + «не нужен»
Постарайтесь запомнить как можно больше услышанных слов, проверим вашу память.
Ерш, полночь, клич, врач, мышь, карандаш, чиж, ложь, дочь.
- Вы отдохнули и готовы работать.
VI. Закрепление.
а) Задание на тренировку памяти (устно):
– Проверим вашу память, назовите слова с ь на конце, которые были названы во время физминутки.
б) Презентация-тренажёр «Мягкий знак после шипящих у Им.существительного»
в) Работа по учебнику: стр. 31, упр51.
V. Рефлексия. Разноцветные фигуры (Из набора схем)
Оцените свою работу на уроке.
Если всё понял, работал без ошибок –зелёный квадратик,
Если допускал ошибки, но понял – синий квадратик.
Если тему не понял, необходимо ещё заниматься над этой темой - кружок красный.
Молодцы, я согласна с вашими оценками!
IV.Итог урока.
Отгадайте слова:
2. Летучая _____________(мышь)
4.Оказать скорую _____________(помощь).
5.Найти в лесу душистый ___________(ландыш)
6.Взять цветной ____________(карандаш)
- Какую орфограмму открыли сегодня на уроке?
- Кому было трудно на уроке ------------
- Кому было интересно -------------------
Кто продолжит: я научился_______________ (писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
- Кого могли бы отметить на уроке? (Оценки)
9. Домашнее задание:
- учебник стр. 32, упр. 55, прочитать
Карточки на столах:
Алгоритм исследования -
Прочитайте слово. -
Определите часть речи. -
Какие звуки слышатся на конце слова? -
Определите грамматические значения слов. -
Определите, на какие группы можно распределить слова. -
Запишите слова, распределив их в группы. -
Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется. -
Сделайте вывод. |