СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные: дать понятие о сочинении-рассуждении (в формате ЕГЭ), учить писать сочинение по схеме (алгоритму).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).»

Конспект урока русского языка по теме

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).


Композиция сочинения-рассуждения

Цели:

  • Образовательные: дать понятие о сочинении-рассуждении (в формате ЕГЭ), учить писать сочинение по схеме (алгоритму).

  • Развивающие: развитие письменной речи, оперативной памяти.

  • Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся.

Формирование УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Планируемые результаты:
Предметные:

  • Знать структуру сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ), возможности его написания, знать понятия «тема» и «проблема».

  • Уметь писать сочинение по алгоритму.

  • Уметь правильно оформлять текст сочинения.

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

  • Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя опорный конспект (ОК), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: проблема.

Метапредметные связи: русский язык, литература, обществознание.


Ресурсы.


  • Опорный конспект «Написание сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)».


Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Тип урока: урок открытия нового знания

Дата проведения:


Ход урока


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Уважаемые одиннадцатиклассники, нам предстоит ответственная работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ), которая при ответственном подходе к поставленной задаче позволит вам успешно сдать экзамен по русскому языку. Сегодня мы вспомним характеристику основных частей сочинения, потренируемся в определении проблемы, авторской позиции, подборе литературных произведений для аргументации

2.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.



3. Повторение. Композиция сочинения-рассуждения.

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к проблеме.

3.Позиция автора.

4.Собственное мнение.

5.Аргумент 1.

6.Аргумент 2.

7.Вывод.

4. Решение учебной задачи

Краткая характеристика основных частей сочинения

Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

Основная часть.

а) В основной части должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

б) Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий.

в) Далее необходимо отработать четвёртый критерий – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение. Постарайся подобрать ДВА аргумента – доказательства твоей правоты, опираясь на жизненный опыт и произведения художественной литературы. В качестве аргумента могут быть также приняты пословицы и поговорки, статьи в авторитетных газетах и журналах, примеры из жизни известных людей. Опора на литературные источники должна носить не декларативно-указательный характер (вроде поверхностного упоминания о том, что в известном произведении «тоже» поднимается данная проблема), так как простое упоминание проблемы в привязке к произведению не показывает знания текста и понимания писательской позиции.

3. Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Все части сочинения должны быть логически связаны друг с другом. Не допускайте орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Избегайте многократных повторений одной и той же мысли. Соблюдайте этичность в высказываниях.

5.Работа над материалом по отработке проблемы текста

а/. Ключевые вопросы:

Что такое проблема?

Как выявить проблему текста?

Как сформулировать проблему текста?


б/. Проблема текста.

Что проверяет эксперт?

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

К1

Формулировка проблем исходного текста



Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и

формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из

проблем исходного текста.

0


в/. Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Указывает на основные противоречия действительности,пережитые, осмысленные и поставленные автором в его произведении перед читателями.


г/. Способы формулирования проблемы.

Проблему можно

а/.Сформулировать своими словами (проблема + сущ. в родительном падеже).

б/.Процитировать.

6.Типовые конструкции (клише)

а/.для формулирования проблемы.

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.

И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

б/. для изложение авторской позиции.

Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).

Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…

Автора тревожит (беспокоит, волнует)…

Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

в/. Комментарий к авторской позиции.

Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

Я согласен с… в том, что…

С мнением автора трудно не согласиться, так как…

Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…

Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…

Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…

Краткий вывод.

7. Усвоение новых знаний.

Работа по тексту С.Львова

1.Выразительное чтение текста учителем.

2.Работа по вопросам.

-Какие проблемы поднимает автор в тексте?

3.Работа в парах.

(Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. (Взаимопроверка.))

-Приведите комментарии, опираясь на рассуждение писателя.

-В тексте найдите строки, которые отражают авторскую позицию.

-Определяем круг проблем данного текста и авторскую позицию:

Проблемы

Авторская позиция

1.Проблема бесчувственного отношения человека к окружающим.(Только ли ударом ножа можно нанести рану человеку?)

1.Бесчувственный человек может нанести душевную рану , которую можно сравнить с ударом ножа.

2.Проблема необдуманного обращения со словом.(Как наносятся раны словом?)

2.Раны наносятся не только грубостью,но и необдуманным обращением со словом,глупостью и невежеством.

3.Проблема истинной силы человека.(Что является свидетельством силы: крик и брань или спокойное достоинство?)

3.Свидетельством истинной силы является не крик и брань,а спокойное достоинство.

4.Проблема вежливости.(Что такое вежливость?)

4.Вежливость – проявление внутренней силы и подлинного достоинства человека.

5.Проблема истинного милосердия и сострадания

5. Проявление милосердия и сострадания не должно быть регламентировано временем

Подбираем литературные произведения для аргументации по данному тексту:

Название

Автор

Рассказ «Чудесный доктор»

Куприн Александр Иванович

Стихотворение в прозе «Посвящение Ю.П.Вревской»

Тургенев Иван Сергеевич

Рассказ «Матрёнин двор»

Солженицын Александрович Исаевич

Заметки о русском языке

Лихачёв Дмитрий Сергеевич

Повесть «Солнечное затмение»

Лиханов Альберт Анатольевич

Рассказ «Юшка»

Платонов Андрей Платонович



- Какие проблемы поднимают писатели в своих произведениях?

- Подходят ли названные вами произведения для аргументации собственного мнения к тексту С.Львова?

8. Включение в систему знаний.

- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения основной задачи – проанализировать текст, по которому в итоге мы должны написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. - Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

2. Закончите предложения

Мне интересно было...

Я узнал(а)...

К сожалению, не смог(ла)...

Теперь я буду…

10. Задание на дом:

Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту С.Львова.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!