Конспект урока по русскому языку:
"Восклицательные и невосклицательные предложения".
Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения.
Цель: формировать представление учащихся о видах предложений, различных по интонации, об употреблении восклицательного знака; развивать умение распознавать предложения по интонации и правильно их читать; развивать внимание, устную и письменную речь, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: ноутбук, доска, проектор, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент
Я тетрадь свою открою (дети открывают тетради)
И с наклоном положу (дети кладут тетради с наклоном)
Я друзья от вас не скрою (учитель показывает)
Ручку правильно держу (дети берут ручки)
С чистотою я дружу,
На отлично напишу! - Улыбнитесь друг другу.
2. Мотивация к учебной деятельности.
-
Сегодня у нас урок русского языка. Зачем вам нужны уроки русского языка?( Ответы детей)
-
Напомните, что это значит учиться? (Учиться – это понять, что я не знаю, и постараться узнать и запомнить.)
-
Сегодня на уроке вы продолжите изучать тайны русского языка. Настройтесь на работу.
- Запишите дату. Классная работа.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.
- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения?
- А по какому признаку мы их делим? (по цели высказывания)
- Как вы поняли сочетание слов цель высказывания?
- Как можно сказать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)
Прочитайте предложения (слайд 1)
Наступила зима
Выпал пушистый снег
Бери скорее санки
Идём кататься с горки
Мороз на улице сильный
А много выпало снега
Как красиво вокруг
- На какие три группы мы распределим эти предложения? (По цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные)
Учитель вывешивает на доске карточку « ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ».
Прочитайте повествовательные предложения.
Наступила зима
Выпал пушистый снег
- Какой знак поставим в конце предложения? (Точку)
- Прочитайте побудительные предложения?
Бери скорее санки
Идём кататься с горки
- Какой знак поставим в конце предложения? (Точку)
- Прочитайте вопросительные предложения?
Мороз на улице сильный
А много выпало снега
- Какой знак поставим в конце предложения? (Вопросительный знак)
Работа в тетради.
- Учащиеся, сидящие на 1-м ряду, запишите повествовательные предложения.
- Учащиеся, сидящие на 2-м ряду, запишите побудительные предложения.
- Учащиеся, сидящие на 3-м ряду, запишите вопросительные предложения.
Какое предложение не записали? (Как красиво вокруг)
- Почему? Чем оно не похоже на остальные предложения? (Интонацией)
- Произнесите его с интонацией.
- Когда, для чего мы говорим с особой интонацией? (Когда хотим выразить свои чувства, своё отношение)
Учитель вывешивает на доске карточку « ПО ИНТОНАЦИИ».
-
Т.е. мы восклицаем. Значит, какие это предложения? (Восклицательные!)
-
И какой нужен знак? (Восклицательный)
- Запишите восклицательное предложение (Как красиво вокруг!)
- Так какие же бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
4. Постановка учебной задачи.
Назовите тему урока. (Восклицательные и невосклицательные предложения.)
Тема появляется на доске (слайд 2)
5. Открытие нового. (слайд 3)
- Прочитайте, вставьте пропущенные слова:
Предложения, в которых выражаются сильные чувства (эмоции), называют ……………………….. (восклицательными).
Восклицательное предложение произносится с особой ……………..(восклицательной) интонацией.
В конце ставится …………….. (восклицательный знак) !
-
Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)
-
Откройте учебник на странице 21.
-
Что теперь вы знаете? (Предложения можно распределять и по интонации.)
-
Какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательные предложения произносится с особой интонацией. В конце его ставится восклицательный знак.)
-
Какие чувства выражают восклицательные предложения? (Восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д.)
-
Какие предложения по цели высказывания могут быть восклицательным? (Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания)
- Запишите эти предложения.
(слайд 4) - Прочитайте четверостишие.
Тут папа в комнату войдёт,
Войдёт и скажет:
Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!
- Найдите восклицательные предложения. Какое чувство выражают эти строки? (Раздражение)
- Выпишите восклицательные предложения.
-
Физминутка. Зарядка для глаз.
Работа в парах.
Карточка у детей
Выпиши предложения, которые ребята выкрикивают друг другу. Каким каждое является по интонации? Ставь в конце нужные знаки.
Мишка побежал рядом и кричит:
– Жми педаль, жми давай
Я доехал до Мишки и крикнул:
– Останавливай
Я проехал ещё круг:
– Останови машину, Мишка
Он встречает меня и орёт:
– Жми тормоз
А он:
– Я забыл
– Скорей вспоминай, Мишка
Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-
Какова была цель нашего урока? (Открыть новые знания о восклицательном предложении и об употреблении восклицательного знака).
-
Достигли ли вы цели? Объясните. (Восклицательные предложения произносится с особой интонацией. В конце его ставится восклицательный знак. Восклицательные предложения выражают восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.)
Ребята, я предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (слайд 5)
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
8. Домашнее задание: с. 21 выуч. правила, упр.32
Что мы скажем друг другу? (Спасибо за урок).