СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Восклицательные и невосклицательные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок освоения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Восклицательные и невосклицательные предложения"»

Конспект урока по русскому языку:

"Восклицательные и невосклицательные предложения".

Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения.

Цель: формировать представление учащихся о видах предложений, различных по интонации, об употреблении восклицательного знака; развивать умение распознавать предложения по интонации и правильно их читать; развивать внимание, устную и письменную речь, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.


Оборудование: ноутбук, доска, проектор, карточки.


Ход урока:


1. Организационный момент

Я тетрадь свою открою (дети открывают тетради)

И с наклоном положу (дети кладут тетради с наклоном)

Я друзья от вас не скрою (учитель показывает)

Ручку правильно держу (дети берут ручки)

С чистотою я дружу,

На отлично напишу! - Улыбнитесь друг другу.


2. Мотивация к учебной деятельности.

  • Сегодня у нас урок русского языка. Зачем вам нужны уроки русского языка?( Ответы детей)

  • Напомните, что это значит учиться? (Учиться – это понять, что я не знаю, и постараться узнать и запомнить.)

  • Сегодня на уроке вы продолжите изучать тайны русского языка. Настройтесь на работу.

- Запишите дату. Классная работа.


3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.

- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения?

- А по какому признаку мы их делим? (по цели высказывания)

- Как вы поняли сочетание слов цель высказывания?

- Как можно сказать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)


Прочитайте предложения (слайд 1)

Наступила зима

Выпал пушистый снег

Бери скорее санки

Идём кататься с горки

Мороз на улице сильный

А много выпало снега

Как красиво вокруг

- На какие три группы мы распределим эти предложения? (По цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные)

Учитель вывешивает на доске карточку « ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ».

Прочитайте повествовательные предложения.

Наступила зима

Выпал пушистый снег

- Какой знак поставим в конце предложения? (Точку)

- Прочитайте побудительные предложения?

Бери скорее санки

Идём кататься с горки

- Какой знак поставим в конце предложения? (Точку)

- Прочитайте вопросительные предложения?

Мороз на улице сильный

А много выпало снега

- Какой знак поставим в конце предложения? (Вопросительный знак)

Работа в тетради.

- Учащиеся, сидящие на 1-м ряду, запишите повествовательные предложения.

- Учащиеся, сидящие на 2-м ряду, запишите побудительные предложения.

- Учащиеся, сидящие на 3-м ряду, запишите вопросительные предложения.

 Какое предложение не записали? (Как красиво вокруг)

- Почему? Чем оно не похоже на остальные предложения? (Интонацией)

- Произнесите его с интонацией.

- Когда, для чего мы говорим с особой интонацией? (Когда хотим выразить свои чувства, своё отношение)

Учитель вывешивает на доске карточку « ПО ИНТОНАЦИИ».

  • Т.е. мы восклицаем. Значит, какие это предложения? (Восклицательные!)

  • И какой нужен знак? (Восклицательный)

- Запишите восклицательное предложение (Как красиво вокруг!)

- Так какие же бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

4. Постановка учебной задачи.

Назовите тему урока. (Восклицательные и невосклицательные предложения.)

Тема появляется на доске (слайд 2)

5. Открытие нового. (слайд 3)

- Прочитайте, вставьте пропущенные слова:

Предложения, в которых выражаются сильные чувства (эмоции), называют ……………………….. (восклицательными).

Восклицательное предложение произносится с особой ……………..(восклицательной) интонацией.

В конце ставится …………….. (восклицательный знак) !

  • Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)

  • Откройте учебник на странице 21.

  • Что теперь вы знаете? (Предложения можно распределять и по интонации.)

  • Какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательные предложения произносится с особой интонацией. В конце его ставится восклицательный знак.)

  • Какие чувства выражают восклицательные предложения? (Восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д.)

  • Какие предложения по цели высказывания могут быть восклицательным? (Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания)


  • Работа с учебником с. 21, упр.28. Прочитайте отрывок из произведения А. С. Пушкина. Какие чувства выражаются в нём? (Восхищение, радость)

- Запишите эти предложения.

(слайд 4) - Прочитайте четверостишие.

Тут папа в комнату войдёт,

Войдёт и скажет:

Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!

- Найдите восклицательные предложения. Какое чувство выражают эти строки? (Раздражение)

- Выпишите восклицательные предложения.

  1. Физминутка. Зарядка для глаз.


Работа в парах.

Карточка у детей

Выпиши предложения, которые ребята выкрикивают друг другу. Каким каждое является по интонации? Ставь в конце нужные знаки.


Мишка побежал рядом и кричит:

– Жми педаль, жми давай

Я доехал до Мишки и крикнул:

– Останавливай

Я проехал ещё круг:

– Останови машину, Мишка

Он встречает меня и орёт:

– Жми тормоз

А он:

– Я забыл

– Скорей вспоминай, Мишка

Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу.

  • Кто из вас допустил ошибки?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибки.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какова была цель нашего урока? (Открыть новые знания о восклицательном предложении и об употреблении восклицательного знака).

  • Достигли ли вы цели? Объясните. (Восклицательные предложения произносится с особой интонацией. В конце его ставится восклицательный знак. Восклицательные предложения выражают восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.)

Ребята, я предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (слайд 5)

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…


8. Домашнее задание: с. 21 выуч. правила, упр.32


Что мы скажем друг другу? (Спасибо за урок).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!