Конспект
урока русского языка
Класс: 5 (КРО, 7 вида)
Учитель: Титова Ю. О.
Тема: «Правописание приставок на -з, -с».
Цели:
Обучающие:
познакомить с правилом правописания приставок, оканчивающихся на –з (-с);
учить находить в тексте слова на данное правило и объяснять его правописание графически, соблюдать орфографические нормы;
продолжать формирование умений обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
совершенствовать навык различения согласных звонких и глухих.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся.
Воспитывающие:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Ресурсы: карточки с упражнениями, карточки с ответами (ключи), сводная таблица.
Ход урока
Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
– Прочитайте записанные на доске слова:
беспричинный;
бездельник;
истрепать;
избирать;
воскликнуть;
воздать.
– Выделите приставки. Как вы думаете, почему мы в слове беспричинный пишем приставку бес- , а в слове бездельник приставку без-? От чего это зависит? (От буквы, которая стоит после приставки.)
Графически показываю, как нужно выделять данную орфограмму.
Постановка целей урока.
– Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на –з (-с), учиться находить в тексте слова на данное правило и объяснять его правописание графически)
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
- Откройте учебники и прочитайте правило. Какие у вас вопросы?
2. Устное проговаривание.
- Устно объясните написание следующих слов: бескрайний, разгладить, изгиб, бесшумный, сковал, срезал.
IV. Первичное закрепление (фронтальная работа).
- Я диктую слова, вы записываете и графически объясняете выбор буквы.
Один ученик работает у доски.
Бесполезный, бесцветный, распускается, разросся, раздался, развилка, разлука, рассказ, сбегать, скушал, сделал, испарился.
– Какие у вас вопросы по данному правилу?
V. Отработка нового навыка (самостоятельная работа по карточкам).
Инструктаж.
– Сейчас вы будете закреплять полученные знания. У вас на парте лежат карточки с заданиями. Каждое задание имеет свою цель: 1-е упражнение нацелено на отработку умения находить слова на новое правило и обозначать орфограммы, 2-е и 3-е направлены на отработку навыков правописания слов с приставкой на з -(с-). Сначала вы выполняете 1-е упражнение, затем берете у меня карточку с ответом, проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а уже потом ставите плюс за 1-е задание в сводной таблице и переходите к следующему заданию.
Сводная таблица
Ф.И. ученика | 1 задание | 2 задание | 3 задание |
Акимкин Александр | | | |
Артёмов Дмитрий | | | |
Добровольский Владимир | | | |
Колмыкова Кристина | | | |
Педаш Ольга | | | |
Савин Алексей | | | |
Черепанов Даниил | | | |
Во время самостоятельной работы детей, учитель может поработать индивидуально с каким-либо учеником.
VI. Подведение итогов.
Анализ результатов работы по сводной таблице.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
– Параграф ,правило. Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома. Все остальные выполняют упражнение .
Содержание карточек
1 уровень. Выпишите из текста слова с приставкой на з -(с-). Объясните графически выбор букв.
В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день. Сквозь сероватую мглу чуть видны под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на черных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни.
2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана – бесплановая работа.
Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …
3 уровень. Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения.
Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.
Ключ к 1-му заданию:
Учитель графически объясняет выбор букв карандашом.
К рассвету, разрезаны, расплылись, растаяли, восходит, беззаботно, вспыхивают.
Ключ ко 2-му заданию:
Без заботы – беззаботный мальчик,
без крыльев – бескрылая птица,
без дома – бездомное животное,
без края – бескрайняя равнина,
без конца – бесконечные дела,
без руки – безрукий мужчина,
без хозяйства – бесхозяйственная щетка,
без цели – бесцельный человек,
без работы – безработная женщина,
без толка – бестолковый день.
Ключ к 3-му заданию:
Беззвучный, беспричинный, избавиться, расходиться, распилить, безжалостный, разгром, рассол, бесхитростно, безвкусный.