Тема урока | Распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных. |
Цель | формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных |
Задачи | - познакомить с особенностями имен существительных; - развивать внимание, наблюдательность, речь; - воспитывать коллективизм. |
УУД | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Планируемый результат | находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; соотносить произношение и написание; понимать лексическое значение слов, пользуясь толковым словарём. |
Основные понятия | части речи, существительное, одушевленные, неодушевленные. |
Межпредметные связи | окружающий мир, литературное чтение |
Ресурсы: -основные - дополнительные | мультимедийный экран, проектор, колонки; презентация «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Т.Г.Рамзаева «Русский язык 2 класс», 14-е издание – М.: Дрофа, 2013 г, тетрадь. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технологи Этапы урока | Деятельность Деятельность учителя | Деятельность Деятельность обучающихся | Задания Формы организации работы на уроке | |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Учитель организует, проверяет готовность учащихся к уроку. – Прозвенел опять звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем. | Подготовка учащихся к уроку. Хоровое чтение четверостишия. | Коллективная | Регулятивные: способность мобилизации сил и энергии к волевому усилию. Личностные: осознание необходимости учения. |
Формулирование темы урока, постановка цели. | Загадывает загадку. Дел у меня немало, Я белым одеялом, Всю землю укрываю. В лед реки убираю. Белю поля, дома Зовуся я… (зима). -Ребята, а вы любите зиму? -А гулять зимой любите? -Посмотрите, каких красивых снежинок намела нам зима, а мы сейчас с вами отправимся на зимнюю прогулку со снеговиком, который приготовил вам интересные задания. Флипчарт 1 стр. -На какие две группы можно разделить данные слова? Снег, иней, дети, ветер, снегирь, учитель -Как называются эти слова? (имена существительные) Уточняет понимание обучающихся поставленных целей урока - Сформулируйте тему и цель урока. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Работают с информацией, представленной на флипчарте. | Фронтальная | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, Анализ, классификация объектов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание |
Чистописание | Флипчарт 2 стр. -Какая орфограмма пропущена? -Дайте характеристику звукам. З-ма [ з‘и м а] -Пропишите красиво, соблюдая высоту, буквосочетания и слова. Зз за зе зо зл зя зм зу зима зимы зимушка | Отвечают на вопросы, выполняют задание. | | |
Орфографическая минутка. | Объясняет задание. -Напишем предложение под диктовку. Под ногами хрустит пушистый снег. -Выделите грамматическую основу. -Найдите имена существительные. | Объясняют орфограммы, один ученик работает у доски, пишут предложение | Индивидуальная | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы, уметь строить речевое высказывание |
Словарная работа | Флипчарт 3 стр. Задаёт вопросы для словарной работы. Р-бята, м-роз, л-сица, в-рона, за-ц, м-дведь, к-ньки. -Поставьте вопросы к словам? -Напишите по группам. Запись под диктовку. | Отвечают на вопросы учителя, объясняя написание слов. Работают у доски. | Индивидуальная | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: осуществлять анализ объектов, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
Изучение нового материала | Направляет и организует деятельность уч-ся по изучению новой темы. Флипчарт 4 стр. -Ребята, давайте вспомним, как называются слова, которые называют предметы? (имена существительные) Приведите примеры. -На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?) -Какие слова отвечают на вопрос кто? (слова, которые называют людей и животных) -Какие слова отвечают на вопрос что? (слова, которые называют все остальные предметы) -Как называются слова, которые называют людей и животных? (одушевленные) -Как называются все остальные имена существительные? (неодушевленные) - Сформулируйте тему и цель урока. -Итак, сегодня мы будем определять, какие имена существительные одушевленные, а какие –неодушевленные. Сведения из истории. - Почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?! Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным. | Слушают, отвечают, запоминают. Выполняют задание учителя. Проверяют по образцу учителя на флипчарте. | | Познавательные: восприятие новой информации. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать выполнение задания. |
Физкультминутка | Организует к выполнению физминутки Музыкальная физминутка «Зимняя» | Выполняют танцевальные движения под музыку. | | |
Первичное закрепление | Контролирует и помогает уч-ся при выполнении упражнения. Знакомятся с правилом. (таблица) Флипчарт стр 5. Работа по учебнику: стр. 7 № 230. | Выполняют упражнение по заданию учебника с комментированием. (Коллективная работа) | | Регулятивные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, понимать прочитанное; сотрудничать с одноклассниками и учителем. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы, уметь строить речевое высказывание. |
Закрепление изученного материала | Организует самостоятельную работу, контролирует и проверяет правильность написания. Работа с деформированными предложениями. Флипчарт стр.6 Где ночуют птицы? в, ноч-ют, парках, в-роны, и, рощ-х ч-сто, под, укрываются, синицы, крышами глухари, в, ныряют, снег -Напишите предложения. -Подчеркните слова, отвечающие на вопрос кто? -Как они называются? Электронное приложение к учебнику. Задание «Распредели существительные в корзины». | Работа в парах. Проверка фронтальная. | | Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике и в словарях. Регулятивные: осознание алгоритма своего действия; соотносить выполненное задание с образцом, корректировать задание в дальнейшем. Оценка своей работы. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: способность к самооценке. |
Рефлексия деятельности. | Организует итоговую работу по осознанию темы. Флипчарт стр.7 - Выпишите им. существительные: I вариант – одушевленные, II вариант – неодушевленные. (Комар , одежда, снег, картина, , пилот, друг, клест, девочка.) Флипчарт стр.8. -Я научился… -Я похвалю себя… - Оцените свою деятельность на уроке (нарисуйте улыбку снеговику, которая соответствует вашему настроению от урока). - Удалось ли вам всё сделать? - Кому нужна помощь учителя или одноклассников? -А на снежинке поставьте себе отметку за работу на уроке. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Оценивают себя с помощью смайликов. | | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Подведение итогов урока.
Домашнее задание | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? Флипчарт стр.9 Д/з – стр.9 №.234 . Дает комментарий к домашнему заданию Флипчарт стр.10 СПАСИБО ЗА УРОК! | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |