Тема урока : Антонимы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Программа « Школа 21 века»
Цели урока:
- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
- расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Метапредметные:
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: 1) Мультимедийная установка.
2) Словари синонимов и антонимов
3) Карточки для работы в парах.
4)Карточки для работы в группах с заданием.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Успех всегда придёт к тому,
Кто каждый день идёт к нему. ( слайд 1)
- Как вы понимаете эти слова? ( Нужно трудиться.)
Всем желаю плодотворной,успешной работы.
2. Актуализация знаний.
1. Чистописание.
А начнём мы с букв,записанных на доске: ц,щ
- Что такое буква? ( Знак для записи звука)
Назовите буквы и звуки,которые они обозначают.( Согласные,непарные,один всегда твёрдый,другой-мягкий)
- Чем по написанию похожи? ( общие элементы)
- Чем отличаются? ( Количеством общих элементов)
Орфографическая зарядка.
Назовите знакомые орфограммы
(Ча-ща пишем только с гласной а, буква ы после ц)
- Назовите суффикс в слове цыплёнок.( ёнок)
- Какое значение он имеет? ( Уменьшительно-ласкательное, принадлежность к детёнышам)
Комментированное письмо
На доске слова.Составьте предложение.
Молодой,на,вырос,щавель,огород
( Молодой щавель вырос на огороде.)
Выделите грамматическую основу, выпишите словосочетания.
(Грамматическая основа : Щавель вырос
Щавель (какой?) молодой,вырос (где?) на огороде)
3. Этап открытия новых знаний.
.Проверка индивидуальной работы со словарём
.Ч.РА, К.СМ.НАВТ, БЫСТР.,СКОР.,С..ОДНЯ,КОСМ.С
( ВЧЕРА,БЫСТРО,КОСМОНАВТ,КОСМОС,СКОРО,СЕГОДНЯ)
Создание проблемной ситуации
Предлагаю вам объединить слова парами.
( космос-космонавт-однокоренные слова, близко-скоро- близки по смыслу (синонимы),вчера-сегодня- указывают на время, являются противоположными)
-Какие из них можно назвать спорщиками?
( вчера-сегодня)
Просмотр видеоматериала « Слова-спорщики»
(Видео остановить после вопроса: « Как называются такие слова?)
-Почему их называют спорщиками? ( Они спорят, говорят наоборот)
4.Формулировка темы урока
Сформулируйте тему урока (: « Слова-антонимы»)),поставьте цели( познакомиться со словами-антонимами,научиться их писать,употреблять в речи,узнать,для чего они нужны и пригодятся ли в будущем)
5.Первичное закрепление нового материала
Пробное действие.
Работа с учебником с.62
Рассмотрите картинки и подберите к ним слова: день,ночь,вход,выход,грустный,веселый.
-Какие слова подойдут к 1 иллюстрации? (день,выход,весёлый)
- Ко второй? ( ночь,вход,грустный)
-Как запишем эти слова? (парами)
- Что объединяет эти слова? ( Противоположны по смыслу)
-Задайте вопрос к каждой паре слов.Назовите часть речи.
( Что? Вход-выход,день-ночь,
Какой? Грустный-весёлый)
Попробуйте сформулировать определение: Антонимы- (это слова, противоположные по смыслу и отвечающие на один и тот же вопрос)
Сравнение данного определения с эталоном в учебнике. Чтение правила вслух.
Заглянем в рубрику « История языка»( рассказывается о том,как появилось слово « антоним»).Читаем в учебнике.
6.Закрепление нового материала
Учебник с.63 упр.1
Работа с пословицами.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
( Всё нужно доводить до конца, сначала всё обдумать,потом делать)
Спишите любую из них, найдите и докажите,что в нём антонимы)
Учебник с.63 упр.2 (устно)
7.Физкульминутка
Физминутка ,конечно, с антонимами.
- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.
Встать – сесть
Руки вверх – вниз
Наклон вперёд – наклон назад
Наклон вправо – влево
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко
( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол
Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!
8.Работа в парах.
Учебник упр.3 с.63
Рассмотрите иллюстрацию.
- Как называется этот предмет? ( компас)
- Кому нужен? (путешественникам)
- Куда указывает синяя стрелка? ( На север)
-Назовите основные стороны горизонта? ( Север, юг, запад, восток)
-Назовите противоположные стороны? (север-юг, запад-восток)
Поработайте в парах. Самостоятельно прочитайте и выполните задание.
Проверяем. Я называю первое слово, а вы-второе.
( Молодой –старый, весело –грустно, север-юг северный-южный, молодость-старость)
- А какое противоположное слово к слову близкий можно подобрать?( далёкий)
Работа со словосочетанием
Давайте посмотрим, а как работает это слово в словосочетании.
Близкий человек -? (посторонний)
- Кого можно назвать близким? ( Того, кто рядом, родных)
- А если видим человека впервые? ( Чужой, посторонний)
- Как понимаете: прочные знания? ( хорошие, основательные)
- А наоборот? ( Плохие, поверхностные)
Не всегда с ходу можно подобрать противоположное слово.Иногда нужно задуматься, лучше его понять, а если сомневаетесь ,куда можно посмотреть? ( словарь)\
9.Знакомство со словарём антонимов
(на слайде)
10.Работа в группах
Покорим новые высоты. Поработаем с текстом.
Рабочий лист
Прочитайте текст и выполните задание.
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень.Жёлтый лист и зелёная травинка…Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет.Песни птиц и тишина. Грустно и радостно!
- Какое время года описывается в тексте? ( Осень)
Докажите ответ предложением из текста.(1)
- Найдите и подчеркните слова- антонимы.
В этом тексте много противоположных слов.Гораздо больше, чем вы пока можете назвать. Они являются контекстными или контекстуальными и будут они противоположны только в данном контексте или отрывке. О таких словах вы узнаете в старших классах,а пока нужно запомнить( читаем ещё раз правило в учебнике) и научиться работать с более лёгкими словами.
11. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
- Какое задание показалось самым интересным?