СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка " Слова-антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме: " Слова-антонимы".Программа " Школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Слова-антонимы"»

Тема урока :  Антонимы.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Программа « Школа 21 века»

Цели урока:

- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:    1) Мультимедийная установка.

                              2) Словари синонимов и антонимов

                              3) Карточки для работы в парах.

                              4)Карточки для работы в группах с заданием.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Успех всегда придёт к тому,

Кто каждый день идёт к нему. ( слайд 1)

- Как вы понимаете эти слова? ( Нужно трудиться.)

Всем желаю плодотворной,успешной работы.

2.  Актуализация знаний. 

1. Чистописание.

А начнём мы с букв,записанных на доске: ц,щ

- Что такое буква? ( Знак для записи звука)

Назовите буквы и звуки,которые они обозначают.( Согласные,непарные,один всегда твёрдый,другой-мягкий)

- Чем по написанию похожи? ( общие элементы)

- Чем отличаются? ( Количеством общих элементов)

Орфографическая зарядка.







Назовите знакомые орфограммы

(Ча-ща пишем только с гласной а, буква ы после ц)

- Назовите суффикс в слове цыплёнок.( ёнок)

- Какое значение он имеет? ( Уменьшительно-ласкательное, принадлежность к детёнышам)

Комментированное письмо

На доске слова.Составьте предложение.

Молодой,на,вырос,щавель,огород

( Молодой щавель вырос на огороде.)

Выделите грамматическую основу, выпишите словосочетания.

(Грамматическая основа : Щавель вырос

Щавель (какой?) молодой,вырос (где?) на огороде)


3. Этап открытия новых знаний.

.Проверка индивидуальной работы со словарём

.Ч.РА, К.СМ.НАВТ, БЫСТР.,СКОР.,С..ОДНЯ,КОСМ.С

( ВЧЕРА,БЫСТРО,КОСМОНАВТ,КОСМОС,СКОРО,СЕГОДНЯ)


Создание проблемной ситуации

Предлагаю вам объединить слова парами.

( космос-космонавт-однокоренные слова, близко-скоро- близки по смыслу (синонимы),вчера-сегодня- указывают на время, являются противоположными)

-Какие из них можно назвать спорщиками?

( вчера-сегодня)

Просмотр видеоматериала « Слова-спорщики»

(Видео остановить после вопроса: « Как называются такие слова?)

-Почему их называют спорщиками? ( Они спорят, говорят наоборот)

4.Формулировка темы урока


Сформулируйте тему урока (: « Слова-антонимы»)),поставьте цели( познакомиться со словами-антонимами,научиться их писать,употреблять в речи,узнать,для чего они нужны и пригодятся ли в будущем)

5.Первичное закрепление нового материала

Пробное действие.

Работа с учебником с.62

Рассмотрите картинки и подберите к ним слова: день,ночь,вход,выход,грустный,веселый.

-Какие слова подойдут к 1 иллюстрации? (день,выход,весёлый)

- Ко второй? ( ночь,вход,грустный)

-Как запишем эти слова? (парами)

- Что объединяет эти слова? ( Противоположны по смыслу)

-Задайте вопрос к каждой паре слов.Назовите часть речи.

( Что? Вход-выход,день-ночь,

Какой? Грустный-весёлый)

Попробуйте сформулировать определение: Антонимы- (это слова, противоположные по смыслу и отвечающие на один и тот же вопрос)

Сравнение данного определения с эталоном в учебнике. Чтение правила вслух.

Заглянем в рубрику « История языка»( рассказывается о том,как появилось слово « антоним»).Читаем в учебнике.

6.Закрепление нового материала


Учебник с.63 упр.1

Работа с пословицами.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

( Всё нужно доводить до конца, сначала всё обдумать,потом делать)

Спишите любую из них, найдите и докажите,что в нём антонимы)

Учебник с.63 упр.2 (устно)


7.Физкульминутка


Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!


8.Работа в парах.

Учебник упр.3 с.63



Рассмотрите иллюстрацию.

- Как называется этот предмет? ( компас)

- Кому нужен? (путешественникам)

- Куда указывает синяя стрелка? ( На север)

-Назовите основные стороны горизонта? ( Север, юг, запад, восток)

-Назовите противоположные стороны? (север-юг, запад-восток)

Поработайте в парах. Самостоятельно прочитайте и выполните задание.

Проверяем. Я называю первое слово, а вы-второе.

( Молодой –старый, весело –грустно, север-юг северный-южный, молодость-старость)

- А какое противоположное слово к слову близкий можно подобрать?( далёкий)

Работа со словосочетанием

Давайте посмотрим, а как работает это слово в словосочетании.

Близкий человек -? (посторонний)

- Кого можно назвать близким? ( Того, кто рядом, родных)

- А если видим человека впервые? ( Чужой, посторонний)

- Как понимаете: прочные знания? ( хорошие, основательные)

- А наоборот? ( Плохие, поверхностные)

Не всегда с ходу можно подобрать противоположное слово.Иногда нужно задуматься, лучше его понять, а если сомневаетесь ,куда можно посмотреть? ( словарь)\

9.Знакомство со словарём антонимов

(на слайде)

10.Работа в группах

Покорим новые высоты. Поработаем с текстом.

Рабочий лист

Прочитайте текст и выполните задание.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень.Жёлтый лист и зелёная травинка…Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет.Песни птиц и тишина. Грустно и радостно!

- Какое время года описывается в тексте? ( Осень)

Докажите ответ предложением из текста.(1)

- Найдите и подчеркните слова- антонимы.

В этом тексте много противоположных слов.Гораздо больше, чем вы пока можете назвать. Они являются контекстными или контекстуальными и будут они противоположны только в данном контексте или отрывке. О таких словах вы узнаете в старших классах,а пока нужно запомнить( читаем ещё раз правило в учебнике) и научиться работать с более лёгкими словами.

11. Рефлексия.


Оцените свою работу на уроке.


- Какое задание показалось самым интересным?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!