Модель урока русского языка
«Совершенствование навыка правописания слов с изученными орфограммами», 2 класс
Автор – составитель - Земель Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение – КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка».
Авторская программа разработана в рамках УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (учебно–методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М.: Вентана – Граф, 2011).
Санитарно-гигиенические требования: при использовании информационных и коммуникационных технологий соблюдение САНПИНов осуществляется через чередование различных видов деятельности, использование непродолжительных фрагментов занятия с информационными и коммуникационными технологиями.
Деятельностная цель : сформировать умение находить изученные орфограммы в именах существительных.
Образовательная цель: закрепить навык правописания имён существительных с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы положительное отношение к математике, применению знаний во внеурочной ситуации, интерес к внеучебному материалу;
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- положительное отношение к русскому языку как одному из ведущих предметов изучения в школе;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ориентации на оценку результатов учебной деятельности одноклассников;
- потребности правильно и выразительно говорить по-русски;
- стремление к активному использованию норм поведенческого и речевого этикета;
- опыта сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и в других социальных ситуациях, а также самооценка их результатов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- осуществлять процессуальный контроль (контроль над каждой частью выполняемой работы) в сотрудничестве с учителем;
- по результатам решения практических задач (наблюдений, сравнений, анализа и т. д.) делать самостоятельно выводы относительно фактов языка, сравнивать свои выводы с выводами, данными в учебнике, корректировать самостоятельно сделанные выводы.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (правило).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- осуществлять действия по самоконтролю и взаимоконтролю.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Система языка: фонетика, орфоэпия, графика
Обучающиеся научатся:
- анализировать на слух звучащее слово:
выделять гласные и согласные звуки в слове;
выделять ударные и безударные гласные звуки;
выделять звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки;
выделять парные и непарные согласные звуки, только твёрдые и только мягкие согласные звуки;
- различать слабую и сильную позицию гласных и согласных в корне слова;
- использовать способы проверки (изменение формы слова), обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных, делить слова на слоги;
- списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажения букв.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- слушать, слышать, узнавать звучание русского слова;
- чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков, слова, фразы;
- соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
- использовать знания и практический опыт в области фонетики, орфоэпии и графики как основу орфографически грамотного письма;
- писать под диктовку тексты (40–45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Лексика
Обучающиеся научатся:
- различать лексическое значение изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
Морфология.
Слово
Обучающиеся научатся:
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».
Обучающиеся получат возможность научиться:
Морфемика (состав слова)
Обучающиеся научатся:
- подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
- выделять корень в однокоренных словах;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
- использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
- применять правила проверки безударных гласных в корне слов с сочетаниями жи – ши;
- выделять суффикс и объяснять его семантику в слове;
- выделять приставку и объяснять её роль в слове;
- выделять основу слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
- распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
- использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова»;
- разбирать слово по составу (выделять все морфемы, входящие в слово, на простых случаях).
Синтаксис и пунктуация.
Предложение
Обучающиеся научатся:
- различать предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) с использованием терминов «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение»;
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания);
- составлять и записывать предложения из данных слов, изменяя при необходимости форму слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать взаимосвязь между целью высказывания, интонацией и знаками препинания в предложении;
- использовать знаково-символические средства моделирования.
Речевое развитие
Обучающиеся научатся:
- использовать восклицательную и невосклицательную интонацию при произношении повествовательных и побудительных предложений в зависимости от речевой ситуации (контекста);
- записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
- строить монологические высказывания (по аналитическим планам), вести диалог;
- соблюдать орфоэпические правила.
Орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:
- применять на практике следующие правила правописания:
написание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чн, чк, щн;
общие правила переноса слов, а также переноса слов с буквой й и мягким знаком (ь);
написание прописной (большой) буквы в именах собственных;
правописание слов с непроверяемыми орфограммами, указанными в программе;
- проверять обозначение на письме безударных гласных и парных согласных в конце и середине слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
- писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами.
Обучающиеся учатся получат возможность научиться:
- применять правила правописания суффиксов –ок, -ек, -ик, -ость, - ов, -ев, -лив, -чив;
Средства обучения: компьютер учителя, проектор, индивидуальные раздаточные материалы для учащихся, ручки с цветными пастами, модель новогодней елки с магнитами –шариками красного, синего, желтого цветов.
| Этап | Цель этапа | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы работы |
1. | Организационный | создать готовность школьников к восприятию нового материала, активизировать мыслительную активность | регулятивные личностные | Организует учащихся на работу, создаёт положительный настрой | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность | фронтальная |
2. | Актуализация знаний/ субъектного опыта учащихся | актуализировать прежние знания, непосредственно связанные с темой урока; подготовить учащихся к работе на уроке | личностные коммуникативные познавательные регулятивные | Отгадайте загадку: Возле ёлки змейкой вьётся Разноцветный хоровод – Наступает праздник звонкий, Он зовётся … (Новый год) Работать сегодня мы будем на индивидуальных листах. | Отвечают | фронтальная индивидуальная |
3. | Постановка учебной задачи | создать условия для возникновения внутренней потребности ученика включения в учебную деятельность ("хочу"); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") установить тематические рамки учебной деятельности ("могу"). | личностные коммуникативные познавательные предметные | Рассмотрите внимательно листы с заданиями. Какая тема их объединяет? Сформулируйте цель урока. | Знакомятся с заданием. Обсуждают затруднение. Определяют цель работы. Уточняют цель работы. Выполняют задание на анализ данных, формулируют тему и цель урока. | совместная деятельность работа в парах |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Организация самостоятельной деятельности | коммуникативные познавательные регулятивные предметные | Отгадайте символы Нового года. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная!.. (Ёлка) Чтобы наша ёлочка была нарядная, сделаем разминку для рук и нарисуем гирлянды. Работать можно ручками разных цветов. Задание №1. Задание №2. Прочитайте. Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Выделите орфограммы. Он всегда под Новый го…. Отпр….вляется в похо…, Чтобы праз…ник с нами встретит…., Чтобы радовались дети. Кто же это? Вот в…прос! Ну, конечно, ……..Дед Мороз) -Как правильно написать имя этого сказочного персонажа? Дед Мороз – это имя собственное, как Михаил Петрович, Сергей Сергеевич. По правилам русского языка имена собственные пишутся с большой буквы. Также с большой буквы пишутся имена персонажей – Снегурочка, Баба Яга, Серый Волк. Таким образом, и слово «Дед», и слово «Мороз» пишутся с заглавной буквы. Ни в коем случае нельзя разделять это слово и писать с заглавной буквы первое, а второе со строчной и наоборот. (http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1391752-kak-pravilno-pisat-ded-moroz.html) | Анализируют и выполняют задания | индивидуальная работа в парах совместная деятельность |
5. | Реализация построенного проекта | организовать реализацию применения и добывания знаний в новой ситуации в соответствии с планом | регулятивные логические познавательные коммуникативные предметные | Какие орфограммы встретились? Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) Задание №3. Подберите и запишите однокоренные слова к слову Снегурочка. С | Н | Е | | С | Н | Е | | | | С | Н | Е | | | | | | С | Н | Е | | | | | | С | Н | Е | | | | | | (СНЕГ, СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, СНЕГОВОЙ) | Обсуждают варианты выполнения заданий , вносят коррективы. Сравнивают и анализируют. Заносят данные в маршрутный лист, оценивают степень самостоятельности при выполнении задания. Закрашивают знак оценки выполнения задания. | индивидуальная работа в парах совместная деятельность |
6. | Этап включения в систему знаний и повторения | включить новое знание в систему ранее изученного, по возможности довести полученный навык до автоматизма | познавательные регулятивные предметные | Задание №4. Выполните звуко-буквенный разбор слова СНЕГ. Физкультминутка. Холодно в гостях у Снегурочки! Погреемся? Игра "Греемся" (Проводится под музыку.) А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос!… (Трем носы.) Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши!… (Беремся за уши.) Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели!… (Вертим уши.) У кого не отлетели, С нами дальше полетели!… (Машем руками.) Головою покачали!… (Качаем головой.) По коленками постучали!… (Стучим по коленям.) По плечам похлопали!… (Хлопаем по плечам.) А теперь потопали!… (Топаем.) Задание №5. Диктант. Новый год – самый любимый праздник. В нашей школе нарядили красивую ёлочку. Ученики вместе с учительницей Анной Ивановной на пушистые веточки развесили разноцветные шары. Наш класс готовится к празднику. Таня и Катя нарядились снежинками. Они будут танцевать. Кирилл надел маску волка. А Саша решил стать медведем. Он грозно рычит, но товарищи чувствуют его доброту. На празднике будет весело! -Выпишите 3 слова с уменьшительно – ласкательным значением. Выделите суффиксы. - Выпишите из текста диктанта 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Укажите количество букв и звуков. | Осуществляют самостоятельную работу и работу в парах. Осуществляют поиск необходимой информации, выбор оснований и критериев для сравнения объектов. Применяют полученные ранее знания по правилам работы со схемой задачи. Осуществляют само и взаимопроверку. | индивидуаль-ная работа в парах |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | зафиксировать новое содержание , изученное на занятии, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | личностные | Наш урок подошёл к концу. Какие задания показались вам самими простыми? Какие трудными? Как вы справлялись с трудностями? Украсим ёлочку в классе разноцветными шарами. Прикрепите жёлтый шар, если вы с заданиями справились самостоятельно, синий – если потребовалась помощь товарища больше 1 раза, красный – если вы обращались за помощью к учителю или исправляли свои ошибки с помощью товарища более, чем 3 раза. | Осуществляют проверку правильности выполнения заданий. Делятся впечатлениями и эмоциональными переживаниями, полученными в результате урока. | индивидуальная |
8. | Информация о домашнем задании | отработка знаний, полученных на уроке, систематизация изученного материала | личностные | Рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно» 2 класс (Кузнецова М.И.) с.66 №2,3 | Записывают в дневник домашнее задание | индивидуальная |