учителя начальных классов Воликовой Д.В.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивирование к учебной деятельности | 1.Приветствие. Знакомство с классом 2.Эмоциональный, психологический настрой на работу | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, меня зовут Диана Валерьевна, я учитель второго класса средней школы 2 города Суража. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг друга и стали добрее. Чтение стихотворения Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем сами рассуждать И друг другу помогать. -Найдите здесь главное ключевое слово. А для этого всем надо быть очень внимательными и работать активно. | Проверка готовности к уроку Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу |
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | 1. Продолжите цепочку. | - Какое это время года?/Летят снежинки в класс/ (зима) Ой, смотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели?! А что там? (Это буквы.) - Буквы мы видим и _________. -А во что они превращаются, когда мы начинаем читать? (В звук) -Звуки бывают гласные и _____________. -Гласные звуки бывают ударными и ______. -Звуки слышим и __________. -Буквы ___________ и __________. -Сколько гласных звуков в русском языке?(6) -А гласных букв? (10) -Сколько согласных букв? -Чего больше согласных звуков или букв? | Структурирование знания Построение своих высказываний Учиться строить монологическое высказывание Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами |
| 2. Минутка чистописания. | Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, так же красиво и аккуратно, как эти снежинки. Молодцы. (Слайд) Выберите элемент, который вам больше всего понравился. Оцените свою работу. Если все получилось +,если были недочеты, возникли трудности ?. Сегодня эти гласные будут верными помощниками на протяжении всего урока. | Выполняют письмо по образцу Оценивают себя в листы самооценки 3адание 1. |
| 3.Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Я хочу познакомить вас с гостями, которые приехали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадаете, внимательно послушав меня. Могут сделать что угодно Замок выстроят за ночь Злые силы победят Чудеса творят любые И совсем они не злые Им не нужны учебники Ведь их зовут вол-ше-_____ -Этих волшебников зовут Тим и Том. -Вслушайтесь внимательно, какой первый звук вы слышите в имени Тим? -Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит он все, что начинается на мягкий согласный звук. Например: любит он Тефтели, обожает Мед, и рисует только кисточкой. А Том его полная противоположность. Какой же он? (Твердый) -Знаете, он даже согласные любит только… ( твердые) -А Тим какие согласные любит? (Только мягкие) -Вы догадались кто из них Том, а кто Тим? -Почему? (По цвету: мягкие- зеленые, твердые- синие) -Так, чем же мы будем заниматься на уроке? Какую цель поставим? (Учиться различать твердые и мягкие согласные) - Правильно, тема нашего урока, Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | Дети пытаются сформулировать тему и цель урока |
| 4.Работа над словарными словами (Работа по вариантам) | Тим и Том вчера играли Разбросали все кругом: Книги, ручки, покрывало- Дом сегодня весь верх дном. Чтоб на место все сложить: Мячик, чашки и цветы Нам придется вспомнить: Первый звук,- «Какой же ты?» И так. Давайте поможем Тиму Тому убираться в квартире. Те предметы, первый звук в названии которых твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму. Слова: карандаш, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, тетрадь. -Кто из вас ребята догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная). А, как мы называем такие слова? (Словарные) -А какая еще есть орфограмма с безударной гласной?(Проверяемая) Как проверить? | Взять картинку, назвать, и положить в кармашек Тиму слова с мягкими согласными, а к Тому положить слова с твердыми согласными. |
Р | Немой диктант ( картинный диктант) | Давайте запишем их в тетрадь в столбик . 1в. Слова Тима 2в.Слова Тома Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму. А теперь проверьте, если имеются ошибки, исправьте. - Возьмите карандаш в руки, и если сосед не допустил не одной ошибки поставите «+», а если возникли трудности ? Поменяйтесь обратно тетрадями, поднимите руку, кто не допустил не одной ошибки, а теперь кто допустил ошибки. | Пишут диктант самостоятельно По образцу исправляют ошибки (Слайд) Взаимопроверка |
с V. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа | Работа по учебнику | стр.120 упр. 192 -Что здесь изображено? - Рассмотрите, жильцов первого многоэтажного дома. - Произнесите каждый согласный звук. - Что вы можете сказать о них? - Рассмотрите жильцов второго дома? - Произнесите их. - Что вы заметили? А чем они особенные? - Рассмотрите жильцов третьего дома? - Произнесите их. - Что вы заметили? - Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.) - Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.) 2) Работа в группе(памятка по работе в группе) стр.120 упр 193. Прочитайте все задания. -Выберите любое и подготовьте ответ. Выступление каждой группы Оценивание группы | Работают самостоятельно -Город согласных букв |
| | | |
6.Физкультминутка | Осуществляют профилактику утомления | Электронная | |
7. Постановка учебной задачи | Анализирует знание учащихся. Создать проблемную ситуацию. | - Посмотрите на желтую карточку, здесь записаны слова : пальто, платок, платье, шляпа. -Читаем первое слово. Какой звук обозначает буква «л» в этом слове? Читаем следующее слово. Какой звук обозначает буква «л» в этом слове - А почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук? - А как вы думаете, что нам помогает делать согласные звуки мягкими или твёрдыми? Пальто,платок, платье, шляпа. Самооценка в листах | Записывают слова Подчеркивают твердый л синим, а мягкий л-зеленым. |
8. Построение проекта выхода из затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем правил, на странице 121. - Кто прочитает нам правило? - Какими гласными буквами обозначается мягкость на письме? -Приведите примеры - А какими гласными буквами обозначается твердость на письме? - Приведите примеры. -Теперь мы можем ответить на вопрос почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук? - Теперь самостоятельно прочтите это правило. - Кто нам расскажет, это правило? - Запомните ребят. Гласные е, ё, ю, я, и, буква ь, дружат с волшебником Тимом. - А гласные а, о, у, ы, э, дружат с Томом. | Работа с упражнением с опорой на правила - е, ё, ю, я, и - мел, ключ, мел ,лёд - ответы детей |
8.Закрепление изученного материала | Исправь ошибки | -Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны вернуть гласные на место. (Меняем гласные, исправляем ошибки) /на ватмане написаны предложения, дети читают и исправляют ошибки/. На берозах стучат датлы. Ката грела утуг. -Сколько ошибок исправили? - В чем смысл замены этих гласных букв? - На что хотели обратить внимание поменявшийся гласными буквы? - Какой звук обозначает буквы Я Е Ё Ю, после согласных Смотрите, какие красивые предложения у нас получились. Давайте, запишем первое предложение в тетрадь. (1 ученик работает у доски)) Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Самооценка | Читают, исправляют ошибки. 4. - буквы могут обозначать другие звуки [а] [э] [о] [у] Написать предложение в тетрадке, подчеркнуть главные члены. |
Дифференцированная работа | Порядок мы навели, теперь осталось только поблагодарить волшебников и убедиться, что наш урок прошел не зря. Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки в цветных конвертиках. В красном конверте сложное задание, в синем конверте - средней сложности, а в зеленом - легкое задание. Выберите задание, посоветовавшись с другом, разберите задание, помогая друг другу. А теперь давайте проверьте правильность выполненных работ.( слайд) 1.Спиши слова и подчеркни мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые синим. Олень, слон, суп, зима, ребята. 2.Вставьте слова по смыслу в предложения. Подчеркните мягкий согласный зеленым карандашом, твердый согласный – синим в первом предложении . Ученик (рад – ряд) хорошей оценке. Выкопали глубокий (ров – рёв) . 3. Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные – синим карандашом, а мягкие зеленым в 1 предложении. Зима, наступила, холодная. Льдом, реки, покрылись. Проверка по слайду Самооценка | Работают в парах. Проверяют работу по слайду |
9.Итоги урока 10.Рефлекция учебной деятельности | | К концу подходит наш урок – Пора нам подвести итог.- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?- Какие гласные обозначают мягкость согласного? -А какие твёрдость? Самооценка за урок по листу достижений. 5+ отметка 5. 4+отметка 4. 3+отметка 3. А теперь, оцените свою работу, поднимая большую или маленькую снежинку. Те кто считают, что отлично поработал на уроке поднимает большую снежинку, а те кто считает что хорошо поработал, но мог бы и лучше- поднимает маленькие снежинки | Отвечают на вопросы Делают выводы, определяют свое эмоциональное состояние - я, е, е, ю, и - а, о, у, ы, э |
11.Домашнее задание | | -Молодцы, ребята. Сейчас у нас осталось совсем немного времени. Так давайте узнаем домашнее задание. Тим и Том приготовили нам опять конвертики. В красном конверте сложное задание, в синем конверте - средней сложности, а в зеленом - легкое задание.Подумайте и самостоятельно выберите конверт. 1.Страница 122. Задание 195, 2.Упражнение 196 3.Написать мини-сочинение 5-6 предложений на тему «Пришла зима».Подчеркнуть твердые и мягкие согласные. Я, с Тимом и Томом благодарю вас за работу, я очень довольна вами. | Принимают учебное задание |
12.Резерв | | Игра «Превращение»(работа в парах) - Наши герои - волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение» Вы должны слова с твердым согласным заменить словом с парным ему мягким согласным и наоборот. Нос-нёс, лук-люк, , мышка-мишка, мал-мял. | |