СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки"»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Технологическая карта урока русского языка

учителя начальных классов Воликовой Д.В.

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения


Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)


Цель

Создать условия для ознакомления учащихся со способами обозначения мягких и твердых согласных на письме


Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД


-учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

-закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

-закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

-расширять и активизировать словарный запас;

-уточнять ориентировки в пространстве и времени;

-развивать мелкую и общую моторику;

-развивать внимание, память, мышление.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные:

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

Познавательные:

Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Твердые, мягкие согласные звуки, гласные буквы


Межпредметные связи

Русский язык –музыка– литературное чтение


Ресурсы

-основные

-дополнительные

В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

Мультимейдиное оборудование: презентация, электронная физминутка для глаз

Ноутбук, экран, снежинки, карточки, раздаточный материал


Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа.




Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

1.Приветствие. Знакомство с классом

2.Эмоциональный, психологический  настрой на работу

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.


Здравствуйте, меня зовут Диана Валерьевна, я учитель второго класса средней школы 2 города Суража. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка.

Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг друга и стали добрее.

Чтение стихотворения

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем сами рассуждать

И друг другу помогать.

-Найдите здесь главное ключевое слово.

А для этого всем надо быть очень внимательными и работать активно.

        

Проверка готовности к уроку

 

Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

1. Продолжите цепочку.

- Какое это время года?/Летят снежинки в класс/ (зима)

Ой, смотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели?!  А что там? (Это буквы.)

- Буквы мы видим и _________.

-А во что они превращаются, когда мы начинаем читать? (В звук)

-Звуки бывают гласные и _____________.

-Гласные звуки бывают ударными и ______.

-Звуки слышим и __________.

-Буквы ___________ и __________.

-Сколько гласных звуков в русском языке?(6)

-А гласных букв? (10)

-Сколько согласных букв?

-Чего больше согласных звуков или букв?

 Структурирование знания

Построение своих высказываний

Учиться строить монологическое высказывание

Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами


2. Минутка чистописания.

 Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, так же красиво и аккуратно, как эти снежинки. Молодцы. (Слайд)

Выберите элемент, который вам больше всего понравился.

Оцените свою работу.

Если все получилось +,если были недочеты, возникли трудности ?.

Сегодня эти гласные будут верными помощниками на протяжении всего урока.

Выполняют письмо по образцу





Оценивают себя в листы самооценки 3адание 1.


3.Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

   Я хочу познакомить вас с гостями, которые приехали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадаете,  внимательно послушав меня.

Могут сделать что угодно

Замок выстроят за ночь

Злые силы победят

Чудеса творят любые

И  совсем они не злые

Им не нужны учебники

Ведь их зовут вол-ше-_____

-Этих волшебников зовут Тим и Том.

-Вслушайтесь внимательно, какой первый звук вы слышите в имени Тим? 

-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий)

           И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит он все, что начинается на мягкий согласный звук.

Например: любит он Тефтели, обожает Мед, и рисует только кисточкой.

           А Том его полная противоположность. Какой же он? (Твердый)

-Знаете, он даже согласные любит только…   ( твердые)

-А Тим какие согласные любит? (Только мягкие)

-Вы догадались кто из них Том, а кто Тим?

 -Почему? (По цвету: мягкие- зеленые, твердые- синие)

-Так, чем же мы будем заниматься на уроке?

Какую цель поставим? (Учиться различать твердые и мягкие согласные)

- Правильно, тема нашего урока, Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения








Дети пытаются сформулировать тему и цель урока


4.Работа над словарными словами (Работа по вариантам)

                 Тим и Том вчера играли

                 Разбросали все кругом:

                 Книги, ручки, покрывало-

                 Дом сегодня весь верх дном.

                 Чтоб  на место все сложить:

                 Мячик, чашки и цветы

                 Нам придется вспомнить:

                 Первый звук,- «Какой же ты?»

И так. Давайте поможем Тиму Тому убираться в квартире. Те предметы, первый звук в названии которых твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, тетрадь.

-Кто из вас ребята догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная). А, как мы называем такие слова? (Словарные)

-А какая еще есть орфограмма с безударной гласной?(Проверяемая)

Как проверить?

Взять картинку, назвать, и положить в кармашек Тиму слова с мягкими согласными,  а к Тому положить слова с твердыми согласными.

Р

Немой диктант

( картинный диктант)

Давайте запишем их в тетрадь в столбик .

1в. Слова Тима

2в.Слова Тома

Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

А  теперь проверьте, если имеются ошибки, исправьте.

- Возьмите карандаш в руки, и если сосед не допустил не одной ошибки поставите «+», а если возникли трудности ? Поменяйтесь обратно тетрадями, поднимите руку, кто не допустил не одной ошибки, а теперь кто допустил ошибки.


Пишут диктант самостоятельно

По образцу исправляют ошибки

(Слайд)

Взаимопроверка

с

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.



Работа

Работа по учебнику


  1. стр.120 упр. 192

-Что здесь изображено?

- Рассмотрите, жильцов первого многоэтажного дома.

- Произнесите каждый согласный звук.

- Что вы можете сказать о них?

- Рассмотрите жильцов второго дома?

- Произнесите их.

- Что вы заметили? А чем они особенные?

- Рассмотрите жильцов третьего дома?

- Произнесите их.


- Что вы заметили?

Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные  буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

- Всегда ли действует это правило?  (Нет. Непарные  твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)

2) Работа в группе(памятка по работе в группе)


стр.120 упр 193.

Прочитайте все задания.

-Выберите любое и подготовьте ответ.

Выступление каждой группы

Оценивание группы



Работают самостоятельно

-Город согласных букв





6.Физкультминутка

Осуществляют  профилактику утомления

Электронная


7. Постановка учебной задачи














Анализирует знание учащихся.

Создать проблемную ситуацию.


- Посмотрите на желтую карточку, здесь записаны слова : пальто, платок, платье, шляпа.

-Читаем первое слово.

Какой звук обозначает буква «л» в этом слове? Читаем следующее слово.

Какой звук обозначает буква «л» в этом слове

- А почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

- А как вы думаете, что нам помогает делать согласные звуки мягкими или твёрдыми?

Пальто,платок, платье, шляпа.

Самооценка в листах


Записывают слова

Подчеркивают твердый л синим, а мягкий л-зеленым.




















8. Построение проекта выхода из затруднения




















Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.




- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем правил, на странице 121.

- Кто прочитает нам правило?

- Какими гласными буквами обозначается мягкость на письме?

-Приведите примеры

- А какими гласными буквами обозначается твердость на письме?

- Приведите примеры.

-Теперь мы можем ответить на вопрос почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

- Теперь самостоятельно прочтите это правило.

- Кто нам расскажет, это правило?

- Запомните ребят. Гласные е, ё, ю, я, и, буква ь, дружат с волшебником Тимом.

- А гласные а, о, у, ы, э, дружат с Томом.





Работа с упражнением с опорой на правила




- е, ё, ю, я, и

- мел, ключ, мел ,лёд



- ответы детей














8.Закрепление изученного материала

Исправь ошибки


-Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны  вернуть гласные на место. (Меняем гласные, исправляем ошибки) /на ватмане написаны предложения, дети читают и исправляют ошибки/.

                     На берозах стучат датлы.

   

                   Ката грела утуг.

-Сколько ошибок исправили?

- В чем смысл замены этих гласных букв?

- На что хотели обратить внимание поменявшийся гласными буквы?

- Какой звук обозначает буквы

Я

Е

Ё

Ю, после согласных



Смотрите, какие красивые предложения у нас получились. Давайте, запишем первое предложение в тетрадь. (1 ученик работает у доски)) Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

Самооценка









Читают, исправляют ошибки.

4.

- буквы могут обозначать другие звуки



[а]

[э]

[о]

[у]


Написать предложение в тетрадке, подчеркнуть главные члены.

Дифференцированная работа

Порядок  мы навели, теперь осталось только поблагодарить волшебников и убедиться, что наш урок прошел не зря.

Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки

в цветных конвертиках. В красном конверте сложное задание, в синем конверте - средней сложности, а в зеленом - легкое задание. Выберите задание, посоветовавшись с другом, разберите задание, помогая друг другу. А теперь давайте проверьте правильность выполненных  работ.( слайд)

1.Спиши слова и подчеркни мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые синим.

Олень, слон, суп, зима, ребята.


2.Вставьте слова по смыслу в предложения. Подчеркните мягкий согласный зеленым карандашом, твердый согласный – синим в первом предложении .

Ученик (рад – ряд) хорошей оценке.
Выкопали глубокий (ров – рёв) .

3. Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные – синим карандашом, а мягкие зеленым в 1 предложении.

Зима, наступила,  холодная.  Льдом, реки, покрылись.  

Проверка по слайду

Самооценка

Работают в парах.

Проверяют  работу по слайду

9.Итоги урока









10.Рефлекция учебной деятельности



К концу подходит наш урок –

Пора нам подвести итог.-

Достигли вы цели, поставленной в начале урока?-

Какие гласные обозначают мягкость согласного? -А какие твёрдость?

Самооценка за урок по листу достижений.

5+ отметка 5.

4+отметка 4.

3+отметка 3.




А теперь, оцените свою работу, поднимая большую или маленькую снежинку.  Те кто считают, что  отлично поработал на уроке поднимает большую снежинку, а те кто считает что хорошо поработал, но мог бы и лучше- поднимает маленькие снежинки

Отвечают на вопросы

Делают выводы, определяют свое эмоциональное состояние

- я, е, е, ю, и

- а, о, у, ы, э

11.Домашнее задание


-Молодцы, ребята. Сейчас у нас осталось совсем немного времени. Так давайте узнаем домашнее задание.

Тим и Том приготовили нам опять конвертики. В красном конверте сложное задание, в синем конверте - средней сложности, а в зеленом - легкое задание.Подумайте и самостоятельно выберите конверт.

1.Страница 122. Задание 195,

2.Упражнение 196

3.Написать мини-сочинение 5-6 предложений на тему «Пришла зима».Подчеркнуть твердые и мягкие согласные.


Я, с Тимом и Томом благодарю вас за работу, я очень довольна вами.

Принимают учебное задание








12.Резерв


Игра «Превращение»(работа в парах)

- Наши герои - волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слова с твердым согласным заменить словом с парным ему мягким согласным и наоборот. Нос-нёс, лук-люк, , мышка-мишка, мал-мял.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!