СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:

"Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

УМК « Школа России»

Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» УМК Школа России ФГОС - М.: Просвещение, 2013 г.

Данный урок соответствует тематическому планированию рабочей программы по предмету «Русский язык». Программный материал изучения «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» рассчитан на 7 часов. 

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Результаты педагогической и психологической диагностики учащихся 4 Б класса показывают, что из 26 учащихся  18 человек с высокой мотивацией учебной деятельности. В классе есть ребята (4 ученика) с неустойчивым, рассеянным вниманием, с недостаточным сформированным восприятием, недостаточно сформированным уровнем мышления,  низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока:  урок-исследование.

Дидактическая цель урока для детей: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.

 

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»; упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;

 

Деятельностная цель: формировать способность учащихся к новому способу действия.

 

Цель: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных», упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка УМК "Школа России" "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»»

Сикерина Светлана Владимировна


Тема:

"Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

УМК « Школа России»

Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» УМК Школа России ФГОС - М.: Просвещение, 2013 г.

Данный урок соответствует тематическому планированию рабочей программы по предмету «Русский язык». Программный материал изучения «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» рассчитан на 7 часов.

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
Результаты педагогической и психологической диагностики учащихся 4 Б класса показывают, что из 26 учащихся 18 человек с высокой мотивацией учебной деятельности. В классе есть ребята (4 ученика) с неустойчивым, рассеянным вниманием, с недостаточным сформированным восприятием, недостаточно сформированным уровнем мышления, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Дидактическая цель урока для детей: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.


Дидактическая цель для учителя: создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»; упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;


Деятельностная цель: формировать способность учащихся к новому способу действия.


Цель: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных», упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных).

Задачи:

предметные


– создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»;


– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;


– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

обучающие

метапредметные:


– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;


– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).


Тип урока: изучение нового, проблемное изучение нового материала


Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные -

Общеучебные универсальные действия

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • структурирование знания.

Логические учебные действия

  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы;

  • Самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные -

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • уметь контролировать действия партнера;

  • уметь использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные -

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • различать способ и результат действия;

  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Личностные

  • развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

  • формирования мотивов достижения и социального признания.

  • формирования границ собственного знания и «незнания»


Применяемые педагогические технологии: технология деятельностного подхода, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, дифференцированная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока. цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация

(1 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

- Ребята, сегодня мы начнём урок со слов педагога Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

- Вижу, что все настроились на плодотворную работу.












Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других детей.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель:  готовность и осознание потребности к усвоению учебного материала

Блиц-опрос:

Какую часть речи мы изучаем?

Назовите постоянные признаки существительного?

Назовите нарицательное существительное?

Назовите имя собственное?

Определите склонение слова огонь?

Определите род сущ кино?

Назовите род сущ друзья?

Назовите непостоянные признаки сущ-ного?

Подберите форму ед. числа к слову брюки?

- Открыли тетради и записали число, классная работа.

Отвечают на вопросы и садятся за парты









Руки? На месте. Ноги? На месте.- Локти? У края. Спина? Прямая.



Коммуникативные;

-формулирование собственного мнения и позиции.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.



Познавательные:

-осуществление сравнения и классификации по заданным критериям;

-построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Словарная работа

3 мин


Слайд








Слайд






Слайд





слайд

1) Словарная работа

Прочитайте написанные пары слов.

Улей - пчелы

Конура - собака

Тропинка - пешеход

? - транспорт.

Новое словарное слово вы узнаете, если определите смысловую связь в данных парах слов.

Узнаем значение слова дорога, используя толковый словарь.

Ученые утверждают, что слово дорога происходит от слова дорга и является однокоренным к слову дергать. Поэтому дорогой может быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев.

Что можно сказать о написании слова?

Чтобы лучше запомнить правописание слова дорога можно использовать ассоциации. (Дорога-машина-колеса, руль - форма буквы о.)

Прочитайте пословицы и фразеологические обороты:

Всякая дорог… вдвоем веселей.

Пробить себе дорог…..

Идти по плохой дорожк….

Как вы понимаете смысл оборота «Пробить себе дорогу». Обратимся к словарю.


В каждой паре предмет, обозначенный первым словом, предназначен для предмета, обозначенного вторым словом.

Улей – для пчелы, конура для собаки, тропинка для пешехода, дорога для транспорта.

Вывод: слово -дорога

Читают: это полоса земли со специальным покрытием или без него, предназначенная для движения транспорта.



В слове дорога непроверяемая гласная 0



Записывают слово, выделяют орфограмму.



Работают со словарем фразеологизмов русского языка

«Настойчиво, упорно, ценой больших усилий добиваться успеха в жизни»

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

(2-3 мин.)






слайд


Обратите внимание на выделенное сущ. дорога. Что вы можете сказать о записанном слове?

- Исходя из этого, скажите, тему урока?



Сравните слова: к доске – к дороге



- Какую цель себе поставим?

- слово дорога употреблено в разных падежах Д, П, И. п. с безударным окончанием.

Моделируют тему урока: Правописание безударных окончаний существительных.

В слове к доске окончание ударное, в слове к дороге окончание безударное.


Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.


Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-различать способ и результат действия;

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

-уметь оценивать правильность выполнения действий

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(10-11 мин.)

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.


Исследовательская работа в группах.

Давайте просклоняем существительные: роща, луна, окно, степь, озеро, морковь. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. На основе исследования каждая группа заполняет таблицу.

Ударное или безударное падежное окончание сущ. представляет трудность для написания?


Попробуем составить алгоритм написания безударного окончания существительных? Сделайте вывод, как можно проверить безударное окончание имени существительного.

Заполните индивидуальную таблицу – памятку в тетрадях для правил.

- Посмотрите внимательно на слова 2 столбика. Могут ли слова 2 столбика помочь при проверке написания слов 1 столбика? Почему?

- В каждом склонении есть слова с ударным окончанием. Назовём их опорными словами.

- Попробуем построить алгоритм использования опорных слов для проверки безударных окончаний.

Из избушк. – н.ф. – избушка – 1 скл. – из земли – И – из избушкИ

Групповая работа: 1 ряд – роща, луна

2 ряд – озеро, окно 3 ряд – морковь, степь

Вывод:

1 скл. - Р. п.- и, Д. п., П. п. – е.;

2 скл.- Р. п.- а, Д. п. - у, П. п. – е.;

3 скл.- Р. п., Д. п., П. п. – и.






Составляем алгоритм.





Сравнивают слова.

- Безударное окончание имени существительного можно проверить ударным в том же склонении и падеже.

Знакомятся с опорными словами.


Высказывают свои предположения

Наблюдают за пошаговым построением алгоритма по эталону.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

-моделирование;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

-принятие общего решения в совместной деятельности.

Физминутка- слово с ударным окончанием – приседаете, с безударным окончанием – наклон.

У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, в небе, из нефти.

V. Первичное закрепление во внешней речи учащихся

(5 мин.)

Цель:  усвоение нового способа действий.


Прочитайте. Напишите сущ с предлогами, которых нет в правом столбике. Укажите склонение, падеж и окончание сущ.

В огород.. к доске

к застав… до реки

о петух… на коне

о гибел… на цветке

по арен… о петухе

Что общего в словах 2 столбика?

В словах 1 столбика?

Сделайте вывод, как можно проверить безударное падежное окончание имён существительных.

Знакомство с общей памяткой на слайде.

(с двумя способами проверки безударных падежных окончаний)

- Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания существительных?

- Где могут встретиться безударные окончания существительных?




работают у доски, проговаривая шаги по алгоритму.



Ударное падежное окончание

В словах 1 столбика все окончания безударные.

Окончание можно проверить по опорным словам или пользуясь таблицей окончаний.


Знакомятся с двумя способами проверки безударных падежных окончаний.


- Чтобы грамотно писать


- В диктанте, изложении, сочинении и т.д.


Познавательные:

-структурирование знаний;

-выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

-выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

VI. Включение в систему знаний и повторение

(10 мин.)

Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

  1. Прочитайте. Сгруппируйте и напишите словосочетания, в которых сущ. стоят в одном и том же падеже. Выделите окончания.

Ремонт квартир, двигались по площади, говорили о деле, урожай с яблони, светились в небе, причалил к пристани.


  1. Прочитайте сущ с предлогами. Постарайтесь их запомнить. Попробуйте разделить их на группы.

О тополе, от редьки, о рябине, от морковки, от капусты, о сирени.

  1. Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите, выделите окончания.


Дополнительно


Р. п- Ремонт квартир, урожай с яблони

Д. п. - двигались по площади, причалил к пристани

П. п. - говорили о деле, светились в небе.


И.п

Р п

Д п

В п

Т п

П п

1

-

1

-

--

-

1

2

-

-

-

1

-

1

3

-

-

1

-

1

-

4

1

-

-

-

1

-

Малину можно чаще увидеть на вырубке.

Кислую клюкву вы найдете на болоте.

За брусникой надо идти к ельнику.

Каждая ягодка лежит яркой бусинкой.

Умение
определять
уровень
собственных
знаний.
Умение
анализировать
информацию.
Умение
соотносить
новую
информацию со
своими установившимися
представлениями

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин.)

Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

1) Дифференцированное задание.

- Я предлагаю вам взять карточки разного цвета.

Красные – высокий уровень сложности.

Голубые – средний уровень сложности.

Желтый – базовый уровень сложности.

- Выберите себе ту карточку, которую вы сможете выполнить и приступайте к работе.

(Задания для разного уровня в приложении)

2) Проверка в группах.

- Объединитесь по цвету карточек в группы и выполните взаимопроверку.

- Оцените свою работу.









Выбирают карточку по желанию, работают самостоятельно.


Объединяются в группы по цвету карточек и выполняют взаимопроверку. У группы желтых проверяют красные

Оценивают свою работу.

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

VIII. Рефлексия деятельности

(3 мин.)

Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

- Какую цель на уроке мы ставили?



- Удалось ли достичь цели?

-Что мы для этого сделали?

Оцените свою работу на уроке.



- Было трудно, но были интересные задания.

Я научился писать безударные окончания существительных.

Мне было трудно, ничего не понял.




- Узнать правила написания безударных падежных окончаний существительных

- Удалось.

- Составили алгоритм, учились применять его на практике.

Оценивают свою работу, крепят стикеры

Личностные:

способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
Коммуникативные:

уметь
оформлять свои
мысли в устной форме
Регулятивные:
уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на
уровне
адекватной
ретроспективной
оценки

IX. Домашнее задание:

Спишите, вставьте пропущенные окончания. Укажите склонение и падеж имен сущ.

Плыл на пароход…, книги для библиотек…, прыгал с ветк…, рассказал о побед…, скакал на лошад…, прыгнул с кочк…, летела к ромашк…, на обложк… книг…, гулял по полян… .


-Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания должны быть безударными.

в (1скл. ж.р. П.п.) около (1скл. ж.р. Р.п.)

на (1скл. ж.р. П.п.) по (1скл. м.р. Д.п.)

у (1скл. Ж.р. Д.п.) на (1скл. ж.р. Р.п.)



Приложение.

Дифференцированное задание.

Красные – высокий уровень сложности.

Продолжите начатые ряды до 4 слов, подбирая их по трем признакам одновременно.

К тропинке, к росинке, _________________________________

В погоду, в дорогу,______________________________________

Для посылки, для поделки. _____________________________

Синие – средний уровень сложности.

Продолжите начатые ряды до 3 слов, подбирая их по двум признакам одновременно

Вокзалы, салюты, _________________________________

Мышь, дичь, _______________________________

Кофе, шоссе, _______________________________

Желтый – базовый уровень сложности.

Определите падеж существительных.


К кормушке, за печку, в бочке, из земли, за цветами






Копия верна

И. о. директора ______________/ Ступак Н. В.

«____»_______________ 2017 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!