СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит, или Азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся познакомятся с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; научатся пользоваться алфавитом и применять знания в жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит, или Азбука"»

Конспект урока по русскому языку в 1 «Б» классе


Тема: «Русский алфавит, или Азбука»

Название раздела, темы: Звуки и буквы. Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

УУД

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Оборудование:

1) Мультимедийная презентация;

2) Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2019. – 143 с.;

3) Плакат: Алфавит;

4) Книги (художественная литература) для каждой группы;

5) Карточки с буквами алфавита;

6) Карточки для работы в паре.



Ход урока:




Слайд 2


1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, пенал, конверты, книги.

  • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Слайд 3





Слайд 4





Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7



Слайд 8





щелчок


2.Чистописание


  • Сейчас я вам загадаю загадку, вы её отгадаете и узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.


Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце)


  • Из каких элементов состоит буква С? (из полуовала)

Показ буквы С

Показ буквы с


С С С С С с с с с с

  • Подчеркните буквы, которые получились очень хорошо.

  • Расскажите всё, что можете сказать о букве «с». (обозначает звуки [с], [с']; глухой парный.)

  • Вспомните отгадку. Как ласково назвать солнце?

  • Запишем слова «солнце» и «солнышко».

  • Разделите слова на слоги, поставьте точки под гласными.

  • Сколько слогов?

  • Как вы определили количество слогов?


Слайд 9

Слайд 10



щелчок

щелчок



3.Самоопределение к деятельности.

Н А СЛАЙДЕ ребус:



  • Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока. Алфавит

  • Запишем тему урока в тетрадь.

  • Какую цель мы можем сегодня себе поставить на уроке? (узнать, что такое алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту)





















Слайд 11





Слайд 12



Слайд 13



Слайд 14









4. Работа по теме урока.


  1. Повторение об алфавите.

  • Мы много говорили об алфавите, когда изучали буквы по Азбуке.

  • Давайте вспомним, что мы знаем об алфавите.

  • Что такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё определённое место и имеет своё название)

  • Сколько всего букв в русском языке? (33).

  • Сколько гласных букв? (10).

  • А сколько гласных звуков? (6).

  • Почему букв гласных 10, а звуков 6? (е, ё, ю, я – буквы, которые обозначают 2 звука)

  • Всегда ли они обозначают 2 звука?

  • Сколько букв не обозначают звука? (2).

  • Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)

  • А всегда ли алфавит был таким, каким мы его видим сейчас? (нет)

Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад два брата-монаха. Назовите их имена. (Кирилл и Мефодий)

  • Попробуйте объяснить, как появилось слово Азбука? 

  • А слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. 

  • Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

  • Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид, и букв стало меньше. Было 43 буквы, стало 33.


  • Давайте назовём буквы алфавита. У вас на парте конверт. Возьмите оттуда карточки с буквами. Я назову первую букву, а вы по порядку называете следующие, подходите к доске и прикрепляете по очереди букву на доску.

  • Вы хорошо знаете расположение букв в алфавите и правильно называете её.

  • Для чего нам нужно хорошо знать алфавит? Где он нам может пригодиться? (в словарях, справочниках слова расположены в алфавитном порядке; в библиотеке книги ставят по алфавиту; в поликлинике медицинские карточки пациентов ставят по алфавиту; список класса пишут также в алфавитном порядке)

  • С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства и быстроты поиска нужного слова).









Слайд 15




Слайд 16






Слайд 17



Слайд 18


5. Практическое использование алфавита.

  • Давайте побудем сейчас библиотекарями и разложим книги так, чтобы фамилии их авторов стояли в алфавитном порядке.

  • Групповая работа (6 групп по 4 человека; по 4 книги)

(У каждой группы на партах книги)

  • Вспомним правила работы в группе.

  • Самопроверка. Сигнальные карточки.


  • А теперь сами, без помощи одноклассников, постарайтесь выполнить подобное задание.

  • Запишите фамилии писателей в алфавитном порядке.

  • Как пишутся фамилии людей? (с заглавной буквы)

  • Заглавная буква в фамилиях – это орфограмма? (да)

  • Подчеркните эту орфограмму в фамилиях писателей.

  • Что ещё мы пишем с заглавной буквы?

  • Самопроверка (Барто, Маршак, Михалков, Пушкин, Чуковский)

  • Было трудно?

  • Почему фамилия «Маршак» идёт раньше фамилии «Михалков»?

  • Оцените свою работу. Сигнальные карточки.

ФИЗМИНУТКА

Слайд 19

Слайд 20

щелчок



Слайд 21

щелчок

Слайд 22


щелчок


Слайд 23


щелчок


щелчок


6. Словарная работа.

  • Найдите спрятавшееся слово: ВПРЯДЬХОРОШОАСЧИ

  • Это новое словарное слово.

  • Всем понятен смысл этого слова?

  • Назовите антоним к слову «хорошо».

  • Его можно найти в орфографическом словаре (стр.137).

  • Где будем искать это слово: в начале, в середине, в конце?

  • Запишем его, поставим ударение, подчеркнём безударные гласные, которые нужно запомнить. В этом слове запоминаем сочетание -оро-.


  • Какие ещё словарные слова с сочетание -оро- мы знаем? (воробей, ворона, сорока)

  • Запишите эти слова в алфавитном порядке с красной строки.

  • Почему слово «воробей» идёт раньше слова «ворона»?

  • Самопроверка


Слайд 24

Слайд 25


Слайд 26

щелчок


7. Работа по учебнику. (с.52)

  • Назовите тему

  • Прочитайте правило

  • Выполним упр. 4 с. 54

  • Запишем в тетради номер упражнения.

  • Прочтите задание.

- Каких букв здесь нет?

- Какие буквы «перепутали» свои места?

У доски 2 человека.

Слайд 27



Слайд 28-30


8. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

  • Возьмите из конверта карточки с заданиями. Выполните задания (по рядам).

  • Самопроверка.

1) В какой строчке все слова записаны в алфавитном порядке?

2) Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”. (волк)


Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”. (коса)


Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ч”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”. (цель)


  • Какую цель мы ставили в начале урока?

Слайд 31








щелчок



Слайд 32


9. Рефлексия учебной деятельности.

Графический диктант:

  • Алфавит и азбука – это одно и то же.

  • Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке.

  • В русском алфавите 43 буквы.

  • В русском алфавите все буквы обозначают звуки.

  • Слово «весна» идёт раньше слова «лето».

  • Проверим, с какими высказываниями вы не согласны?

  • О чём мы говорили сегодня на уроке?

  • Какие задания вам понравилось выполнять?

  • Оцените свою работу (смайлики)

- Вы сегодня все молодцы. Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Урок окончен.



Дополнительно

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавитном порядке и закончить рисунок







Карточки для работы в паре

1.










Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».


Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.


Слово: _________________________



2.



2.





Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».


Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.


Слово: _________________________



3.









Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».


Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ч”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

Слово: _________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!