Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит, или Азбука"»
Конспект урока по русскому языку в 1 «Б» классе
Тема: «Русский алфавит, или Азбука»
Название раздела, темы: Звуки и буквы. Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
УУД
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Оборудование:
1) Мультимедийная презентация;
2) Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2019. – 143 с.;
3) Плакат: Алфавит;
4) Книги (художественная литература) для каждой группы;
5) Карточки с буквами алфавита;
6) Карточки для работы в паре.
Ход урока:
Слайд 2 | 1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, пенал, конверты, книги. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. |
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 щелчок | 2.Чистописание Сейчас я вам загадаю загадку, вы её отгадаете и узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт? (солнце) Показ буквы С Показ буквы с С С С С С с с с с с Подчеркните буквы, которые получились очень хорошо. Расскажите всё, что можете сказать о букве «с». (обозначает звуки [с], [с']; глухой парный.) Вспомните отгадку. Как ласково назвать солнце? Запишем слова «солнце» и «солнышко». Разделите слова на слоги, поставьте точки под гласными. Сколько слогов? Как вы определили количество слогов? |
Слайд 9 Слайд 10 щелчок щелчок | 3.Самоопределение к деятельности. Н А СЛАЙДЕ ребус: Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока. Алфавит Запишем тему урока в тетрадь. Какую цель мы можем сегодня себе поставить на уроке? (узнать, что такое алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту) |
Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | 4. Работа по теме урока. Повторение об алфавите. Мы много говорили об алфавите, когда изучали буквы по Азбуке. Давайте вспомним, что мы знаем об алфавите. Что такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё определённое место и имеет своё название) Сколько всего букв в русском языке? (33). Сколько гласных букв? (10). А сколько гласных звуков? (6). Почему букв гласных 10, а звуков 6? (е, ё, ю, я – буквы, которые обозначают 2 звука) Всегда ли они обозначают 2 звука? Сколько букв не обозначают звука? (2). Назовите эти буквы. (Ъ, Ь) А всегда ли алфавит был таким, каким мы его видим сейчас? (нет) Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад два брата-монаха. Назовите их имена. (Кирилл и Мефодий) Попробуйте объяснить, как появилось слово Азбука? А слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже. Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид, и букв стало меньше. Было 43 буквы, стало 33. Давайте назовём буквы алфавита. У вас на парте конверт. Возьмите оттуда карточки с буквами. Я назову первую букву, а вы по порядку называете следующие, подходите к доске и прикрепляете по очереди букву на доску. Вы хорошо знаете расположение букв в алфавите и правильно называете её. Для чего нам нужно хорошо знать алфавит? Где он нам может пригодиться? (в словарях, справочниках слова расположены в алфавитном порядке; в библиотеке книги ставят по алфавиту; в поликлинике медицинские карточки пациентов ставят по алфавиту; список класса пишут также в алфавитном порядке) С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства и быстроты поиска нужного слова). |
Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 | 5. Практическое использование алфавита. Давайте побудем сейчас библиотекарями и разложим книги так, чтобы фамилии их авторов стояли в алфавитном порядке. Групповая работа (6 групп по 4 человека; по 4 книги) (У каждой группы на партах книги) Вспомним правила работы в группе. Самопроверка. Сигнальные карточки. А теперь сами, без помощи одноклассников, постарайтесь выполнить подобное задание. Запишите фамилии писателей в алфавитном порядке. Как пишутся фамилии людей? (с заглавной буквы) Заглавная буква в фамилиях – это орфограмма? (да) Подчеркните эту орфограмму в фамилиях писателей. Что ещё мы пишем с заглавной буквы? Самопроверка (Барто, Маршак, Михалков, Пушкин, Чуковский) Было трудно? Почему фамилия «Маршак» идёт раньше фамилии «Михалков»? Оцените свою работу. Сигнальные карточки. ФИЗМИНУТКА |
Слайд 19 Слайд 20 щелчок Слайд 21 щелчок Слайд 22 щелчок Слайд 23 щелчок щелчок | 6. Словарная работа. Найдите спрятавшееся слово: ВПРЯДЬХОРОШОАСЧИ Это новое словарное слово. Всем понятен смысл этого слова? Назовите антоним к слову «хорошо». Его можно найти в орфографическом словаре (стр.137). Где будем искать это слово: в начале, в середине, в конце? Запишем его, поставим ударение, подчеркнём безударные гласные, которые нужно запомнить. В этом слове запоминаем сочетание -оро-. Какие ещё словарные слова с сочетание -оро- мы знаем? (воробей, ворона, сорока) Запишите эти слова в алфавитном порядке с красной строки. Почему слово «воробей» идёт раньше слова «ворона»? Самопроверка |
Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 щелчок | 7. Работа по учебнику. (с.52) - Каких букв здесь нет? - Какие буквы «перепутали» свои места? У доски 2 человека. |
Слайд 27 Слайд 28-30 | 8. Закрепление изученного материала. Работа в парах. 1) В какой строчке все слова записаны в алфавитном порядке? 2) Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово». Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”. (волк) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”. (коса) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ч”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”. (цель) |
Слайд 31 щелчок Слайд 32 | 9. Рефлексия учебной деятельности. Графический диктант: Алфавит и азбука – это одно и то же. Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке. В русском алфавите 43 буквы. В русском алфавите все буквы обозначают звуки. Слово «весна» идёт раньше слова «лето». Проверим, с какими высказываниями вы не согласны? О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие задания вам понравилось выполнять? Оцените свою работу (смайлики) - Вы сегодня все молодцы. Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Урок окончен. |
| Дополнительно Работа по карточкам: соединить буквы в алфавитном порядке и закончить рисунок |
Карточки для работы в паре
1.
Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».
Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
Слово: _________________________
2.
2.
Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
Слово: _________________________
3.
Игра «Знаешь алфавит – угадаешь слово».
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ч”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
Слово: _________________________