СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе "Типы речи. Рассуждение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе "Типы речи. Рассуждение"»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ



Тема урока: «Типы речи. Рассуждение».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: практикум.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Цели:

  1. Образовательная: повторить сведения о типах речи, формировать умение различать их, научить строить рассуждение по образцу.

  2. Развивающая: развивать у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять и анализировать, логически мыслить.

  3. Воспитательная: воспитывать уважение к мнению других, вырабатывать умение слушать, доброжелательно относиться друг к другу.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, привитие уважительного отношения к родному языку, выработка стремления к речевому самосовершенствованию. Совершенствование навыков этичного межличностного общения,

  2. Метапредметные: выработка способности извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

  3. Предметные: получение знаний о структуре рассуждения, роли доказательства в рассуждении, выработка умения анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, умения составлять текст-рассуждение.



Оборудование: учебник, карточки с заданиями, алгоритмы, тесты, презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока.

Для того, чтобы совершенствовать, развивать ум,

надо больше рассуждать, чем заучивать.

Рене Декарт, 17 век, 
французский физик, математик, философ





1.Организационный момент.

Запись даты урока и эпиграфа.



2.ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (текст).

2. Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста ( проблема).

3. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии ( тема).

4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя (идея, основная мысль текста).

5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать (тезис).

6. Доказательства, приводимые в поддержку текста (аргументы).

7. Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац (микротема).



  • Проанализируйте эпиграф и записанные слова. Сформулируйте тему урока.

3.Формулирование и запись темы.

Совместное формулирование целей урока.

4.Повторение и углубление ранее изученного материала.

Беседа.

  • Какие типы речи вы знаете?

  • Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания?

(В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств или явлений.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. 

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.)

  • Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?

схема построения текста-рассуждения (записать в тетради) 

  1. Вступление

  2. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы (доказательства).

  4. Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.



Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.

  • Каким образом можно логически связать тезис и аргументы?

(Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой. Третья часть представляет собой вывод, заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как.)



Самая трудная часть в работе над рассуждением — это подбор доказательств.

  • Что может быть доказательством?

  1. Факт — самое серьезное, бесспорное доказательство. Факт — это наличие реального предмета, истинность события.

  2. Общепринятые положения, принципы, нормы (например, правила этикета)

  3. Пословицы, поговорки. Они отражают опыт и мудрость народа, следовательно, могут являться доказательством.

  4. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.

  5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.

  6. Примеры из художественной литературы.

Каковы правила аргументации?

Аргументы в рассуждении нужно приводить в системе. Как правило, располагать их нужно в порядке возрастания доказательной силы. Оптимальное количество доказательств — три.

Виды рассуждений (рассуждение-доказательство, рассуждение - объяснение, рассуждение - размышление)

  1. Составление плана рассуждения по предложенному тезису.

Попробуем составить план рассуждения по предложенному тезису.

Тезис: «Чтение художественной литературы необходимо».


Приведите доказательства:
— чтение расширяет кругозор, углубляет знания о мире и человеке;
— чтение художественных произведений приносит людям удовольствие.
— художественная литература пробуждает в человеке добрые чувства, воспитывает его.


Сформулируйте вывод:
Художественная литература — это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.



  1. Анализ текста (работа в парах)



Прочитайте текст и выполните задания

    1. … (2) Поэтому я думаю, что увлечение жаргоном есть, по сути дела, желание некоторых молодых людей побыстрее выделиться из толпы и самоутвердиться. (3) Но это путь более легкий, более эффектный, без труда, без постижения настоящей культуры мысли и слова. (4) За «лидерами» тянутся, стараются и другие, жаргоном хвастаются, в нем соревнуются. (5) А в результате (в этом я твердо уверен) эффект получается прямо противоположным.  (6) …

В-1

  • Какие части рассуждения приведены?

  • Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  • Чем оно будет являться в рассуждении?

 

1)  

Жаргон возникает, когда кому-то надо выделиться в группу «своих людей».

 

2)  

Жаргон обслуживает самый низкий уровень общения людей.

 

3)  

Разговорный язык человека – это его второе лицо.

 

4)  

Жаргон очень живуч.



В-2

  • Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения текста?

     

    1)  

    Жаргон свидетельствует о бедности общения.

     

    2)  

    Те, кто послабее характером, чувствуют себя увереннее среди «своих», а в другой

    обстановке испытывают трудности в общении.

     

    3)  

    Вместо того чтобы выделить и утвердить человека, эти попытки загоняют его в стадо

    одинаково с ним «ботающих» единоверцев.

     

    4)  

    Иными словами, истинно культурному человеку не нужен примитивный набор

    жаргонных языковых средств.

  • Можно ли утверждать, что это вывод?

  1. Составление рассуждения по тексту (текст был дан для предварительного прочтения дома)

Текст И.Руденко

Какой лексикой насыщена наша речь?

(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают! (4)И тогда сам воздух становится музыкой. (5)Или какофонией — это уже смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.

(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил писатель Распе в своей книге о приключениях барона Мюнхгаузена. (7)Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто человеческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово? (10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нём до нас». (11)Уже не фантаст — поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера ещё до нас напоена звуками речи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.

(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазёры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или скрипуче-грубыми. (14)Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замёрзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле.

(16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.

(17)Вот новая телевизионная реклама известного магазина. (18)Шустрый продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Париться надо на парах!» (19)Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать», «переживать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду упирающегося, зарёванного мальчишку лет шести. (22)Он что-то канючит сквозь слезы: то ли прервана какая-то интересная ему игра, то ли он хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его воображение игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом на корточки, что-то терпеливо объясняет, уговаривает, просит. (24)Но слезы всё равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя мало!»

(26)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! (29)По пустячному поводу. (30)Как присказка «Убить мало!» (31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (33)Четвертовать? (34)Посадить на кол?

(35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почтительный», «чувствительный», «деликатный»? (36)Они, будто звуки той волшебной трубы, замёрзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала презрительное «гуманоиды». (39)Вместо «чувствительный» — насмешливое «чуйствительный». (40)«Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить в словари с пометкой «вышедшие из употребления». (41)Как и само понятие «деликатность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный», «культовый», «престижный», «знаковый», «звёздный». (43)Да что там— просто «гениальный». (44)Особенно на эстраде — одни гении.

(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое доброе, ёмкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья....» — что, уже анахронизм?

(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. (50)Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лингвистической — с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как бы хотелось от них избавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов». (53)Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так? 

Работа в группах

    1. Составить и записать тезис и вывод.

    2. Привести доказательства.

    3. Работа с готовым образцом рассуждения (восстановить последовательность частей и абзацное членение)

Контроль выполнения.

(Образец рассуждения).

Проблема сохранения правильной литературной речи, бережного отношения к языку всё чаще тревожит наших писателей, журналистов, общественных деятелей. Вот и в тексте И. Руденко тоже поднята проблема чуткого отношения к речи.

Автора беспокоит, что всё чаще в нашей жизни встречается циничная, беспардонная реклама, использующая лексику, «пришедшую с нар», и эта реклама знакомит потребителей не столько с товаром, сколько со стилем жизни: лёгким, безответственным, равнодушным к другим людям. И. Руденко поражена и бытовыми примерами, когда мама плачущего ребёнка говорит ему: «Убить тебя мало!» Какой человек вырастет из него? Задумывается ли мама над этим? Конечно, нет! Автор обращает внимание читателя на то, как много хороших, значимых слов ушло из нашего лексикона, как редко можно услышать слова: гуманный, чувствительный, деликатный. Я бы прибавила к этому списку множество других: чуткий, милосердный, жалостливый, доброжелательный, великодушный. Неужели сама речь нам показывает, что эти прекрасные человеческие качества постепенно исчезают из нашего общества, и исчезают слова, на место которых приходят «культовый», «элитарный», престижный», «звёздный»? Журналистку тревожит не столько потеря прекрасных русских слов, сколько исчезновение этих качеств в людях. Её позиция проста: надо быть чуткими к слову, надо быть чуткими к человеку.

Я полностью согласна с её мнением, потому что речь отражает всё происходящее в обществе, именно поэтому так важно её сберечь, ведь русский язык — это наше национальное достояние. Невозможно не вспомнить стихотворение великой Ахматовой, написанное в годы войны:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь, 
Не горько остаться без крова, 
— И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово.

А ведь Ахматова писала эти строки после страшной осени 1941 года, когда её вывезли из блокадного Ленинграда, где люди падали на улицах, умирая от голода, где погибло около миллиона мирных жителей! Но для них, погибших, страшно было бы услышать современную речь, свидетельствующую о духовном оскудении нации.

Сохранение речи — это сохранение культуры, самобытности, страны, так считает и замечательный писатель Валентин Распутин. Он убеждён, что слово не только часть жизни, а последняя надежда на наше национальное существование в мире. Поэтому так важно сохранить русский язык во всей его сложности и во всём величии, надо быть чуткими к слову.



  1. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке? Что оказалось наиболее трудным?

(Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?)



9. Рефлексия. Создайте синквейн(пятистишие) к нашему уроку.

(пример:

  • Урок

  • полезный, содержательный

  • думали, отвечали, сочиняли

  • все работали очень хорошо

  •   Молодцы!

11.Домашнее задание: 

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.

































РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Типы речи

Анализ текста (работа в парах)



Прочитайте текст и выполните задания

    1. … (2) Поэтому я думаю, что увлечение жаргоном есть, по сути дела, желание некоторых молодых людей побыстрее выделиться из толпы и самоутвердиться. (3) Но это путь более легкий, более эффектный, без труда, без постижения настоящей культуры мысли и слова. (4) За «лидерами» тянутся, стараются и другие, жаргоном хвастаются, в нем соревнуются. (5) А в результате (в этом я твердо уверен) эффект получается прямо противоположным.  (6) …



В-1

  • Какие части рассуждения приведены?

  • Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  • Чем оно будет являться в рассуждении?

 

1)  

Жаргон возникает, когда кому-то надо выделиться в группу «своих людей».

 

2)  

Жаргон обслуживает самый низкий уровень общения людей.

 

3)  

Разговорный язык человека – это его второе лицо.

 

4)  

Жаргон очень живуч.



В-2

  • Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения текста?

     

    1)  

    Жаргон свидетельствует о бедности общения.

     

    2)  

    Те, кто послабее характером, чувствуют себя увереннее среди «своих», а в другой

    обстановке испытывают трудности в общении.

     

    3)  

    Вместо того чтобы выделить и утвердить человека, эти попытки загоняют его в стадо

    одинаково с ним «ботающих» единоверцев.

     

    4)  

    Иными словами, истинно культурному человеку не нужен примитивный набор

    жаргонных языковых средств.

  • Можно ли утверждать, что это вывод?













Составление рассуждения по тексту

Текст И. Руденко

Какой лексикой насыщена наша речь?

(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают! (4)И тогда сам воздух становится музыкой. (5)Или какофонией — это уже смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.

(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил писатель Распе в своей книге о приключениях барона Мюнхгаузена. (7)Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто человеческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово? (10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нём до нас». (11)Уже не фантаст — поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера ещё до нас напоена звуками речи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.

(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазёры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или скрипуче-грубыми. (14)Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замёрзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле.

(16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.

(17)Вот новая телевизионная реклама известного магазина. (18)Шустрый продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Париться надо на парах!» (19)Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать», «переживать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду упирающегося, зарёванного мальчишку лет шести. (22)Он что-то канючит сквозь слезы: то ли прервана какая-то интересная ему игра, то ли он хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его воображение игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом на корточки, что-то терпеливо объясняет, уговаривает, просит. (24)Но слезы всё равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя мало!»

(26)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! (29)По пустячному поводу. (30)Как присказка «Убить мало!» (31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (33)Четвертовать? (34)Посадить на кол?

(35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почтительный», «чувствительный», «деликатный»? (36)Они, будто звуки той волшебной трубы, замёрзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала презрительное «гуманоиды». (39)Вместо «чувствительный» — насмешливое «чуйствительный». (40)«Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить в словари с пометкой «вышедшие из употребления». (41)Как и само понятие «деликатность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный», «культовый», «престижный», «знаковый», «звёздный». (43)Да что там— просто «гениальный». (44)Особенно на эстраде — одни гении.

(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое доброе, ёмкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья....» — что, уже анахронизм?

(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. (50)Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лингвистической — с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как бы хотелось от них избавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов». (53)Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так? 

Работа в группах

    1. Составить и записать тезис и вывод.

    2. Привести доказательства.

    3. Работа с готовым образцом рассуждения (восстановить последовательность частей и абзацное членение)

Задание



1. Автора беспокоит, что всё чаще в нашей жизни встречается циничная, беспардонная реклама, использующая лексику, «пришедшую с нар», и эта реклама знакомит потребителей не столько с товаром, сколько со стилем жизни: лёгким, безответственным, равнодушным к другим людям. И. Руденко поражена и бытовыми примерами, когда мама плачущего ребёнка говорит ему: «Убить тебя мало!» Какой человек вырастет из него? Задумывается ли мама над этим? Конечно, нет! Автор обращает внимание читателя на то, как много хороших, значимых слов ушло из нашего лексикона, как редко можно услышать слова: гуманный, чувствительный, деликатный. Я бы прибавила к этому списку множество других: чуткий, милосердный, жалостливый, доброжелательный, великодушный. Неужели сама речь нам показывает, что эти прекрасные человеческие качества постепенно исчезают из нашего общества, и исчезают слова, на место которых приходят «культовый», «элитарный», престижный», «звёздный»? Журналистку тревожит не столько потеря прекрасных русских слов, сколько исчезновение этих качеств в людях. Её позиция проста: надо быть чуткими к слову, надо быть чуткими к человеку.

Я полностью согласна с её мнением, потому что речь отражает всё происходящее в обществе, именно поэтому так важно её сберечь, ведь русский язык — это наше национальное достояние. Невозможно не вспомнить стихотворение великой Ахматовой, написанное в годы войны:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь, 
Не горько остаться без крова, 
— И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово.

А ведь Ахматова писала эти строки после страшной осени 1941 года, когда её вывезли из блокадного Ленинграда, где люди падали на улицах, умирая от голода, где погибло около миллиона мирных жителей! Но для них, погибших, страшно было бы услышать современную речь, свидетельствующую о духовном оскудении нации.

2. Сохранение речи — это сохранение культуры, самобытности, страны, так считает и замечательный писатель Валентин Распутин. Он убеждён, что слово не только часть жизни, а последняя надежда на наше национальное существование в мире.

Поэтому так важно сохранить русский язык во всей его сложности и во всём величии, надо быть чуткими к слову.)

3. Проблема сохранения правильной литературной речи, бережного отношения к языку всё чаще тревожит наших писателей, журналистов, общественных деятелей. Вот и в тексте И. Руденко тоже поднята проблема чуткого отношения к речи.



- Восстановите последовательность частей текста. Учитывайте их соразмерность.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!