Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:
«Учимся понимать исходный текст. Подготовка к ЕГЭ»
Цель: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Задачи урока:
образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;
воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.
Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.
Конспект урока по русскому языку в 10 классе сопровождается презентацией.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).
Планируемый результат (УУД):
Регулятивные: Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении.
Коммуникативные: Умение обсуждать и аргументировать свою позицию.
Личностные: Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы.
Здоровьесберегающие технологии:
Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд
Релаксация
Личностно – ориентированное обучение
Технология индивидуализации и дифференциации
Технология проблемного обучения
Технология игры
Технология группового обучения
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель: Организует рабочую обстановку.
Учащиеся: Проверяют готовность к уроку.
II. Формулирование темы и цели урока. (2 мин)
Я начну урок с притчи из книги И. Шаха «Караван сновидений».
Смотрите, как труден и, практически, невозможен стал путь к цели у героев притчи. Как достичь цели? Для вас сегодня цель –это успешно выполнить задание 27 . А оно проверяет сформированность уровня критического понимания текста. Давайте вспомним задание.
Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.
Представьте, как беспомощен ученик на экзамене, не владеющий искусством чтения и понимания. Для него исходный текст - зашифрованное послание. Задача сегодняшнего урока помочь вам разобраться в тексте. Научиться извлекать из текста нужную информацию.
Тема урока «Язык – лабиринт путей»
«Учимся понимать исходный текст» в рамках подготовки к итоговой аттестации, сочинению-рассуждению.
Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира[2]
Учитель: -Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель
Учащиеся: Формулируют цель урока: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Задачи урока:
овладеть приемами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от публицистического;
научиться воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное;
осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
3. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса. (1 мин)
Учитель:
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
(из материалов международного исследования PISA)
4. Повторение теории (2мин.)_
ТЕКСТ – (texstys) (лат.) ткань, сплетение
- осмысленная последовательность словесных знаков, обладающая
свойствами связности и цельности, а также свойством невыводимости общего смысла из простой суммы значений составляющих.
«Краткий словарь лингвистических терминов» 1995
Объяснение.
Текст – уравнение с тремя неизвестными (схема).
Виды информации
Хотелось бы познакомить с концепцией школы И.Р. Гальперина о видах информации в тексте. ( «Текст как объект лингвистического исследования»).
Существует три вида информации в тексте. Обратите внимание на карточки к практической работе с текстом.
Виды информации:
Фактуальная информация содержит события, факты, время, место, герои, движение сюжета и т.п. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста.
Концептуальная информация содержит замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое, без авторской мысли текст – ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий.
Подтекстовая информация содержит скрытый, дополнительный смысл, который в отдельных словах, предложениях и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Данный вид информации может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его.
Подтекстовая информация – самая сложная, но наиболее важная для понимания смысла прочитанного, и она в основном свойственна текстам худ. стиля. Отсюда трудности работы с этими текстами.
Подтекстовая информация, как считает Гальперин, возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных отрывках текста таить в себе скрытый смысл. Она извлекается из фактуальной информации и влияет на концепт.
Прежде чем перейти к работе по извлечению информации хотелось бы напомнить цели публицистического и художественного стиля. Отметим, что в КИМах задания 27 представлены тексты публицистического или худ. стиля.
- Сейчас проанализируем цели этих стилей.
Цель публицистического стиля – дать информацию о каком-то предмете, явлении и прямо воздействовать на читателя.
Цель художественного стиля – воздействовать на читателя косвенно, прежде всего этически, через конкретизацию идеи в образах, композиционном решении, речевом оформлении.
- Что общего? ( Воздействовать на читателя)
-это какая информация ( концептуальная)
- В чем различия? (В приемах воздействия прямо или через образы)
Значит и искать ее в текстах разных стилей, нужно по- разному.
Как «увидеть» подтекст
Мы повторили теорию вопроса и теперь приступим к практике.
У вас на столах приготовлены материалы к уроку, исходный текст и листы для работы. Положили их перед собой.
Давайте, подпишем Лист №1. В ходе работы на уроке вы должны будете оформить материалы к сочинению в форме ЕГЭ на этом листе. Это могут быть записи, таблицы, схемы. Как вам удобнее будет собрать этот материал. Листы вы сдаете в конце всего занятия и получаете оценку. Выполнить данную работу вам помогут материалы к уроку, где представлены алгоритм, памятка определения стиля, концепты, структура худ.текста. и др.
Начнем работу с исходным текстом по предложенному алгоритму. Это один из путей по лабиринтам извлечения информации из текста.
Алгоритм.
Шаг 1 – Чтение текста. (3мин.)
Перед чтением текста даю установку. После прочтения Вы должны ответить на вопрос : О чем этот текст
Закончили чтение. Записали тему текста.
Опрос. О чем? Тема . Спрашиваю каждого, помните, повторяя тему, вы делаете это осознанно, и можете объяснить, почему выбрали именно эту тему
Темы.
Обобщим материал. Предложены темы от широкой к более узкой, конкретной к данному тексту. Не зачеркивая свою тему, отредактируйте ее. Сделайте записи
Давайте вспомним картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи
прилетели».
Мы переходим к следующему шагу. Определите общую проблематику текста, выбрав один из концептов.
Запишите выбранный вами концепт. А я объясню коллегам, что мы делаем.
Опрос. К какому концепту принадлежит проблема в тексте, или какова проблематика. Докажите.
Понятие Культура достаточно широкое, попробуем определить , к какому пласту относится текст. Запишем эти слова .
Человек - культура
отношение искусство
восприятие живопись
создание пейзаж
Эта проблематика касается нашего текста. Мы можем использовать данную информацию во вступлении к сочинению
Обратите внимание на лексику концепта. В материалах к уроку вам предложены эти слова, и вы можете их использовать в своих записях.
Творчество Искусство
Мастерство Художник
Талант Красота
Вдохновение Подлинность
Шедевр Изображение
Живопись Влияние
Пейзаж Воздействие
Художественный вкус
Переходим к следующему шагу. Стиль данного текста.
Напомню, определять стиль можно с помощью памятки по признакамстиля
Запишите стиль.
Признаки стиля
| Публицистиеский | Художественный |
Что в основе? | суждение | событие |
Тип речи | Рассуждение с элементами… | Повествование с элементами… |
Построение текста | Тезис - аргументы - вывод | Экспозиция -завязка- развитие действия- кульминация- развязка – итог(финал) |
Автор воздействует | прямо | косвенно |
Участники | Реальные люди | герои |
О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, характеризуется отсутствием острого конфликта и большой разновидностью описательного изображения. Очерковая литература затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния «среды», воплощенного обычно в отдельных личностях, проблемы «нравоописательные»; обладает познавательным разнообразием. Обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Очерк – портрет относится к художественному стилю с элементами публицистики.
Проблемный очерк –относится к публицистическому стили с примерами художественного текста.
Структура текста.
Опрос.
- Сколько частей в тексте? (2)
- Микротема 1 части – Разговор художника с учениками. – абзацы 1-4
- Микротема 2 части – Создание картины «Грачи прилетели» - абзацы 5-8
Композиция 2 части.
Смысл 1 части. Форма - диалог. Даны только реплики художника, почему?
Они важны, в них содержится главное данного текста – авторская позиция, а скрыта она в речи героя – Саврасова.
Назовите номера предложений. 6,7. 12.18.
Работа с предложением 19. Подтекст.
Идем к проблеме от авторской позиции. Формулируем проблему и записываем 3 важных вопроса.
У нас есть проблема и позиция автора. Поберем примеры- иллюстрации из текста.
План работы. Учитель на доске. Схема. Герой. Событие.
Выводы
Д.З. - из открытого банка заданий выбрать текст и самостоятельно, работая по алгоритму составить материалы к сочинению.
IX. Этап подведения итогов – рефлексия. (1 мин)
Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«?» - тему урока не понял,
«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!» - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.
Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе
XI.Заключительное слово. (2 мин)
Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.
В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил:
(Ребята могут ответить на этот вопрос).
«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе с исходным текстом!..
Свой путь.