СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе «Учимся понимать исходный текст. Подготовка к ЕГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе «Учимся понимать исходный текст. Подготовка к ЕГЭ»»

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:

«Учимся понимать исходный текст. Подготовка к ЕГЭ»



Цель: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.


Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе сопровождается презентацией.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).


Планируемый результат (УУД):

Регулятивные: Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении.

Коммуникативные: Умение обсуждать и аргументировать свою позицию.

Личностные: Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы.


Здоровьесберегающие технологии:

  • Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд

  • Релаксация

  • Личностно – ориентированное обучение

  • Технология индивидуализации и дифференциации

  • Технология проблемного обучения

  • Технология игры

  • Технология группового обучения



Ход урока

I. Оргмомент. 


Учитель: Организует рабочую обстановку.

Учащиеся: Проверяют готовность к уроку.


II. Формулирование темы и цели урока. (2 мин)


Я начну урок с притчи из книги И. Шаха «Караван сновидений».

Смотрите, как труден и, практически, невозможен стал путь к цели у героев притчи. Как достичь цели? Для вас сегодня цель –это успешно выполнить задание 27 . А оно проверяет сформированность уровня критического понимания текста. Давайте вспомним задание.

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

Представьте, как беспомощен ученик на экзамене, не владеющий искусством чтения и понимания. Для него исходный текст - зашифрованное послание. Задача сегодняшнего урока помочь вам разобраться в тексте. Научиться извлекать из текста нужную информацию.


Тема урока  «Язык – лабиринт путей»

«Учимся понимать исходный текст» в рамках подготовки к итоговой аттестации, сочинению-рассуждению.


Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира[2]


Учитель:  -Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель

Учащиеся: Формулируют цель урока: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.


Задачи урока:

  • овладеть приемами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от публицистического;

  • научиться воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное;

  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления



3. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса. (1 мин)

Учитель:

«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»


(из материалов международного исследования PISA)


4. Повторение теории (2мин.)_


ТЕКСТ – (texstys) (лат.) ткань, сплетение

- осмысленная последовательность словесных знаков, обладающая

свойствами связности и цельности, а также свойством невыводимости общего смысла из простой суммы значений составляющих.

«Краткий словарь лингвистических терминов» 1995

Объяснение.

Текст – уравнение с тремя неизвестными (схема).


Виды информации

Хотелось бы познакомить с концепцией школы И.Р. Гальперина о видах информации в тексте. ( «Текст как объект лингвистического исследования»).

Существует три вида информации в тексте. Обратите внимание на карточки к практической работе с текстом.

Виды информации:

Фактуальная информация содержит события, факты, время, место, герои, движение сюжета и т.п. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста.

Концептуальная информация содержит замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое, без авторской мысли текст – ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий.


Подтекстовая информация содержит скрытый, дополнительный смысл, который в отдельных словах, предложениях и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Данный вид информации может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его.

Подтекстовая информация – самая сложная, но наиболее важная для понимания смысла прочитанного, и она в основном свойственна текстам худ. стиля. Отсюда трудности работы с этими текстами.

Подтекстовая информация, как считает Гальперин, возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных отрывках текста таить в себе скрытый смысл. Она извлекается из фактуальной информации и влияет на концепт.


Прежде чем перейти к работе по извлечению информации хотелось бы напомнить цели публицистического и художественного стиля. Отметим, что в КИМах задания 27 представлены тексты публицистического или худ. стиля.

- Сейчас проанализируем цели этих стилей.

Цель публицистического стиля – дать информацию о каком-то предмете, явлении и прямо воздействовать на читателя.

Цель художественного стиля – воздействовать на читателя косвенно, прежде всего этически, через конкретизацию идеи в образах, композиционном решении, речевом оформлении.

- Что общего? ( Воздействовать на читателя)

-это какая информация ( концептуальная)

- В чем различия? (В приемах воздействия прямо или через образы)

Значит и искать ее в текстах разных стилей, нужно по- разному.


Как «увидеть» подтекст


  • - читать вдумчиво;

  • - искать логические связи;

  • - понимать смысл каждого слова в тексте.


Мы повторили теорию вопроса и теперь приступим к практике.

У вас на столах приготовлены материалы к уроку, исходный текст и листы для работы. Положили их перед собой.

Давайте, подпишем Лист №1. В ходе работы на уроке вы должны будете оформить материалы к сочинению в форме ЕГЭ на этом листе. Это могут быть записи, таблицы, схемы. Как вам удобнее будет собрать этот материал. Листы вы сдаете в конце всего занятия и получаете оценку. Выполнить данную работу вам помогут материалы к уроку, где представлены алгоритм, памятка определения стиля, концепты, структура худ.текста. и др.





Начнем работу с исходным текстом по предложенному алгоритму. Это один из путей по лабиринтам извлечения информации из текста.


Алгоритм.

Шаг 1 – Чтение текста. (3мин.)

Перед чтением текста даю установку. После прочтения Вы должны ответить на вопрос : О чем этот текст

Закончили чтение. Записали тему текста.

Опрос. О чем? Тема . Спрашиваю каждого, помните, повторяя тему, вы делаете это осознанно, и можете объяснить, почему выбрали именно эту тему

Темы.

Обобщим материал. Предложены темы от широкой к более узкой, конкретной к данному тексту. Не зачеркивая свою тему, отредактируйте ее. Сделайте записи

Давайте вспомним картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи

прилетели».

Мы переходим к следующему шагу. Определите общую проблематику текста, выбрав один из концептов.

Запишите выбранный вами концепт. А я объясню коллегам, что мы делаем.


Опрос. К какому концепту принадлежит проблема в тексте, или какова проблематика. Докажите.

Понятие Культура достаточно широкое, попробуем определить , к какому пласту относится текст. Запишем эти слова .



Человек - культура

отношение искусство

восприятие живопись

создание пейзаж


Эта проблематика касается нашего текста. Мы можем использовать данную информацию во вступлении к сочинению

Обратите внимание на лексику концепта. В материалах к уроку вам предложены эти слова, и вы можете их использовать в своих записях.






Творчество Искусство

Мастерство Художник

Талант Красота

Вдохновение Подлинность

Шедевр Изображение

Живопись Влияние

Пейзаж Воздействие

Художественный вкус


Переходим к следующему шагу. Стиль данного текста.

Напомню, определять стиль можно с помощью памятки по признакамстиля

Запишите стиль.

Признаки стиля


Публицистиеский

Художественный

Что в основе?

суждение

событие

Тип речи

Рассуждение

с элементами…

Повествование

с элементами…

Построение текста

Тезис - аргументы - вывод

Экспозиция -завязка- развитие действия- кульминация- развязка – итог(финал)

Автор воздействует

прямо

косвенно

Участники

Реальные люди

герои



О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, характеризуется отсутствием острого конфликта и большой разновидностью описательного изображения. Очерковая литература затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния «среды», воплощенного обычно в отдельных личностях, проблемы «нравоописательные»; обладает познавательным разнообразием. Обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.


Очерк – портрет относится к художественному стилю с элементами публицистики.

Проблемный очерк –относится к публицистическому стили с примерами художественного текста.


Структура текста.

Опрос.

- Сколько частей в тексте? (2)

- Микротема 1 части – Разговор художника с учениками. – абзацы 1-4

- Микротема 2 части – Создание картины «Грачи прилетели» - абзацы 5-8

Композиция 2 части.

Смысл 1 части. Форма - диалог. Даны только реплики художника, почему?



Они важны, в них содержится главное данного текста – авторская позиция, а скрыта она в речи героя – Саврасова.

Назовите номера предложений. 6,7. 12.18.

Работа с предложением 19. Подтекст.

Идем к проблеме от авторской позиции. Формулируем проблему и записываем 3 важных вопроса.

У нас есть проблема и позиция автора. Поберем примеры- иллюстрации из текста.


План работы. Учитель на доске. Схема. Герой. Событие.

Выводы

Д.З. - из открытого банка заданий выбрать текст и самостоятельно, работая по алгоритму составить материалы к сочинению.

IX. Этап подведения итогов – рефлексия. (1 мин)

Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«?» - тему урока не понял,
«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.



Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе

XI.Заключительное слово(2 мин)

Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.

В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил:

  • Как думаете, что ответил мудрец?

(Ребята могут ответить на этот вопрос).

«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе с исходным текстом!..

Свой путь.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!