СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе Выразительные средства фонетики русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний о выразительных средствах фонетики русского языка

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе Выразительные средства фонетики русского языка.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»


Конспект урока русского языка в 10 классе


Выразительные средства фонетики русского языка.









Подготовила учитель

русского языка и литературы

Клементьева Мария Алексеевна

МБОУ «Нарышкинская СОШ»

Нижегородской области

Вознесенского района

с.Нарышкино, ул.Школьная д6а



2023год



Технологическая карта урока



Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок 17. Изобразительно-выразительные средства русского литературного языка

Тема урока

Выразительные средства фонетики русского языка.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок систематизации знаний и умений


Урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: - готовность и способность школьников к саморазвитию.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка




Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение


Предметные: - понимать единство звуковой и смысловой стороны речи, роль фонетических средств русского языка;

- создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.


Ключевые слова : фонетика ,выразительные средств,а благозвучие, звукоподражание, звукопись (ассонанс, аллитерация).


Краткое описание: урок открытия новых знаний о выразительных средствах фонетики русского языка, знакомство с ними и применение знаний на практике. Урок составлен по учебнику Рыбченковой Л.М.,Александровой О.М. и др. Русский язык 10-11 класс, Москва, "Издательство "Просвещение", 2023 год.

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?


(если кто-то с плохим, спросить почему)


- Чтобы лучше настроиться на урок, я прочитаю вам стихотворение:


Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,


Улыбки подарим мы всем!


К уроку готовы! Тогда за работу!


Удачи желаю я вам!



-Откройте тетради, запишите дату, вид работы. Не забудьте отступить 2 строчки после последней работы. На протяжении всего урока работаем с оценочными листами, они у вас на столах, оценивать будем при помощи смайликов,


«отлично» - нет ошибок

«хорошо»- 1-2 ошибки

«старайся»- 3 и более ошибок

Отлично, ребята, приступаем к работе!





Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока.

Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова замечательного писателя Н.В. Гоголя,
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь)

Учитель: - Как вы думаете, о чем пойдет речь? Предположите, какое понятие будет главным на нашем уроке.

Итак, звуки. У слова есть значение — это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе?

3. Игра «Ассоциации». (называю звуки А,О,Ы,И )




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель( стратегия успеха):ты узнаешь, ты научишься

Доклад: Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII в. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль». В XIX в. Н.В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…» Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О — звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство есть О: Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол... Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».

Учитель: - Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи. Еще немного повторения, чтобы приблизиться к теме урока.

-Запишите тему урока

Итак, тема сегодняшнего урока… несколько подсказок вопросами я уже дала: звук, фонетика, изобразительные средства. Предположите название урока.

Сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока.


-Какие цели поставим перед собой?

1.Познакомимся подробнее с разделом «Фонетика»

2. Научиться различать изобразительно-выразительные средства языка

3.Научиться употреблять их в речи и ответить на вопрос, зачем в языке нужны изобразительно-выразительные средства?






БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала


Стратегия «Инсёрт»

V-я это знаю;

+-это новая информация;

- я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

?-это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Даются понятия

-фоника – звуковая организации речи

-звукоподражательные слова. Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.

-благозвучие -равномерное чередованием согласных и гласных

Была Россия, все ее любили, стала СССР – как я могу любить это нагромождение согласных?...(А. Ахматова) Какое явление звуковой организации текста Анна Ахматова называет «нагромождением», как оно характеризуется с точки зрения фоники?

Предполагаемый вариант ответов: В русском языке благозвучие достигается равномерным чередованием согласных и гласных. Стечение нескольких согласных, особенно в аббревиатурах, нарушает благозвучие, слово из-за чрезмерного скопления согласных становится «неудобопроизносимым». Ирония Анны Ахматовой, знатока фоники, вызвана тем, что труднопроизносимое СССР по сравнению с названием Россия ничего не значащее «нагромождение согласных».

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг
Кому чередованье их подвластно.
С. Маршак

-звукопись: ассонанс и аллитерация.

Значение читает по словарю ученик

1) ассонанс (с франц. - созвучие) повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи Люблю березку русскую, То светлую, то грустную (А. Прокофьев)

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У]

2) аллитерация

Значение читает по словарю ученик

Повторение в художественном тексте, чаще поэтическом, согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи.

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)



Вывод:

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Сформулируйте, на какие группы делятся фонетические средства выразительности, приведите примеры. Как мы их различаем?.


Планируемый результат: развитие навыков аргументации и рассуждения



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Прослушивание музыкальной композиции на слова М.Цветаевой, работа с текстом.


Семь холмов — как семь колоколов!

На семи колоколах — колокольни.

Всех счетом — сорок сороков.

Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова.

Дом — пряник, а вокруг плетень

И церковки златоголовые.

И любила же, любила же я первый звон,

Как монашки потекут к обедне,

Вой в печке, и жаркий сон,

И знахарку с двора соседнего.

Провожай же меня весь московский сброд,

Юродивый, воровской, хлыстовский!

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землей московскою! М.Цветаева 

-Оцените себя

Анализируя звуковой состав стихотворения М.И. Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов», мы с вами проведем исследование и посмотрим, прав ли в своем утверждении, что «язык имеет свои краски, т.е. звуки»,  Бестужев-Марлинский.

Звуковая сторона стихотворения играет огромную роль в его восприятии. Именно звуки помогают нам почувствовать настроение, передать внутреннее состояние лирического героя. Надо только уметь слушать. К.Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» писал: « А – самый ясный и полногласный звук; О – звук восторга, торжествующее пространство, бездонное О; У - музыка шумов и вскрик ужаса; звук грузный, как туча и гуд медных труб; И - тонкая линия, поразительно вытянутая длинная былинка, крик, свист, визг…»

  Слушая стихотворение, мы воспринимаем не только смысл слов, но и звуки, которые   создают эти слова.  


-Оцените себя


/планируемый результат: самоконтроль, развитие умения быстро ориентироваться в различных ситуациях/

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Прослушивание актерского чтения стихотворения Б. Пастернака, работа с текстом.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

-Какие звуки часто встречаются?

-Что они придают тексту?

Вывод: Наблюдая за фонетическим строем стихотворения, можно отметить, что наиболее часто встречающийся ряд: /р/ - /а/ - /л/. Это сочетание придаёт тексту с одной стороны, категоричность, яркость, «громкость», с другой- внутренний динамизм, напряжённость. ( В отличие, скажем, от сочетания Ч-Ш-К, О-В-М и др., которые имеют совершенно иные характеристики для воздействия на слух при чтении поэтического и прозаического текста.)

Звуки /р/-/р`/ - 26, /а/ - 25, /л/- /л`/ - 17.

Обращают на себя внимание строки с целым рядом повторяющихся звуков. Таких строк две:

Чрез благовест, чрез клик колёс…( /л`/ - /л`/ )

Очевидно, здесь поэту хотелось выразить ощущение музыки, звона, который слышит, ощущает лирический герой от быстрой езды на пролётке.

… И ветер криками изрыт… ( /р/ - /р`/ - /р/ )

Страстное, яростное желание как можно скорей достичь цели, невозможность более сдерживать свою неуёмную мечту- увидеть, ощутить, надышаться воздухом весны.

-Сочините текст, в котором бы повторялись звуки на тему «Осень за окном». И попробуйте определить, для чего они используются. Лучше использовать шипящие, которые указывают на шуршание листьев, шум ветра.




Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ЕГЭ) Задание 4 ЕГЭ .

Подберите соответствующие учебные задания


Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 8 в ЕГЭ по литературе:

Стремясь передать звуки весны, Фет использует повтор одинаковых согласных («И соловей еще не смеет// Запеть в смородинном кусте»). Как в литературоведении называется этот поэтический прием?

Ответ

Какой фонетический прием использует поэт в строке «Шуми, шуми, послушное ветрило…»

Ответ

Задание 26 русский язык

«Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой родиной, В,И, Белов использует различные средства выразительности, в том числе фонетические:(А)________( в предложениях 12, 24) и синтаксические (Б)____________(в предложении 31). Передать состояние рассказчика,связанное с воспоминаниями о детстве,помогают тропы: (В)__________(«синие зубчатые леса» в предложении 3,»нервным маревом» в предложении 7, 2древний запах» в предложении 14), а также (Г)___________( «укор…свидельниц человеческого горя и радости» в предложении 23, «рождаются…города» в предложении 28)»

Список терминов:
1) обращение
2) анафора
3) противопоставление
4) эпитет
5) ряды однородных членов предложения
6) синтаксический параллелизм
7) аллитерация
8) сравнение
9) метафора

Расставить ударение в словах, задание 4ЕГЭ

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

Самопроверка.

Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Нацелено на обучение умению обобщать полученную информацию. Установите, верно ли утверждение? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте галочку. Утверждение Верно Неверно

1. Тема текста состоит из микротем.

2. Микротемы могут повторяться.

3. Каждая микротема начинается с абзаца.

4. В одном абзаце раскрывается одна микротема.

5. Начало текста и конец – это одна и та же микротема.

6. Начало и конец текста связаны между собой по смыслу.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд. Б. Пастернак

Оцените себя


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Определить рифму и размер стихотворений Пастернака и Цветаевой


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы?

- Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились?

- Удалось ли/ Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена?
- Слова "помощники":

Повторили Я повторил(а)

Изучили Я узнал(а)

Узнали Я научился(ась)

Проверили Мне пригодится


Просмотрите у себя в оценочных листах, насколько Вам удалось понять тему (самоконтроль, самоорганизация). Если у Вас возникли какие-либо вопросы, вы можете их задать.



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия


-узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?

-была ли интересная информация на нашем занятии?

-ваши впечатления от урока? Нарисуйте, пожалуйста, смайлик

Тема понятна?

Цель достигнута?

Моё настроение после занятия

Да! Думаю, не совсем Нет






Этап 5.2. Домашнее задание

Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.

…Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.(Н.А. Заболоцкий)

С/р Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!