3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (если кто-то с плохим, спросить почему) - Чтобы лучше настроиться на урок, я прочитаю вам стихотворение: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим мы всем! К уроку готовы! Тогда за работу! Удачи желаю я вам! -Откройте тетради, запишите дату, вид работы. Не забудьте отступить 2 строчки после последней работы. На протяжении всего урока работаем с оценочными листами, они у вас на столах, оценивать будем при помощи смайликов, «отлично» - нет ошибок «хорошо»- 1-2 ошибки «старайся»- 3 и более ошибок Отлично, ребята, приступаем к работе! |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока. Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова замечательного писателя Н.В. Гоголя, «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь) Учитель: - Как вы думаете, о чем пойдет речь? Предположите, какое понятие будет главным на нашем уроке. Итак, звуки. У слова есть значение — это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении? Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? 3. Игра «Ассоциации». (называю звуки А,О,Ы,И ) |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель( стратегия успеха):ты узнаешь, ты научишься Доклад: Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII в. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль». В XIX в. Н.В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…» Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О — звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство есть О: — Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол... Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О». Учитель: - Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи. Еще немного повторения, чтобы приблизиться к теме урока. -Запишите тему урока Итак, тема сегодняшнего урока… несколько подсказок вопросами я уже дала: звук, фонетика, изобразительные средства. Предположите название урока. Сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. -Какие цели поставим перед собой? 1.Познакомимся подробнее с разделом «Фонетика» 2. Научиться различать изобразительно-выразительные средства языка 3.Научиться употреблять их в речи и ответить на вопрос, зачем в языке нужны изобразительно-выразительные средства? |
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|
Стратегия «Инсёрт» V-я это знаю; +-это новая информация; - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ?-это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Даются понятия -фоника – звуковая организации речи -звукоподражательные слова. Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах. -благозвучие -равномерное чередованием согласных и гласных Была Россия, все ее любили, стала СССР – как я могу любить это нагромождение согласных?...(А. Ахматова) Какое явление звуковой организации текста Анна Ахматова называет «нагромождением», как оно характеризуется с точки зрения фоники? Предполагаемый вариант ответов: В русском языке благозвучие достигается равномерным чередованием согласных и гласных. Стечение нескольких согласных, особенно в аббревиатурах, нарушает благозвучие, слово из-за чрезмерного скопления согласных становится «неудобопроизносимым». Ирония Анны Ахматовой, знатока фоники, вызвана тем, что труднопроизносимое СССР по сравнению с названием Россия ничего не значащее «нагромождение согласных». Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг Кому чередованье их подвластно. С. Маршак -звукопись: ассонанс и аллитерация. Значение читает по словарю ученик 1) ассонанс (с франц. - созвучие) повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи Люблю березку русскую, То светлую, то грустную (А. Прокофьев) [Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у то св’этлуй’у то груснуй’у] -Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У] 2) аллитерация Значение читает по словарю ученик Повторение в художественном тексте, чаще поэтическом, согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи. «Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт) Вывод: |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Сформулируйте, на какие группы делятся фонетические средства выразительности, приведите примеры. Как мы их различаем?. Планируемый результат: развитие навыков аргументации и рассуждения |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Прослушивание музыкальной композиции на слова М.Цветаевой, работа с текстом. Семь холмов — как семь колоколов! На семи колоколах — колокольни. Всех счетом — сорок сороков. Колокольное семихолмие! В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом — пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые. И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего. Провожай же меня весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот Колокольной землей московскою! М.Цветаева -Оцените себя Анализируя звуковой состав стихотворения М.И. Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов», мы с вами проведем исследование и посмотрим, прав ли в своем утверждении, что «язык имеет свои краски, т.е. звуки», Бестужев-Марлинский. Звуковая сторона стихотворения играет огромную роль в его восприятии. Именно звуки помогают нам почувствовать настроение, передать внутреннее состояние лирического героя. Надо только уметь слушать. К.Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» писал: « А – самый ясный и полногласный звук; О – звук восторга, торжествующее пространство, бездонное О; У - музыка шумов и вскрик ужаса; звук грузный, как туча и гуд медных труб; И - тонкая линия, поразительно вытянутая длинная былинка, крик, свист, визг…» Слушая стихотворение, мы воспринимаем не только смысл слов, но и звуки, которые создают эти слова. -Оцените себя /планируемый результат: самоконтроль, развитие умения быстро ориентироваться в различных ситуациях/ |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Прослушивание актерского чтения стихотворения Б. Пастернака, работа с текстом. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. -Какие звуки часто встречаются? -Что они придают тексту? Вывод: Наблюдая за фонетическим строем стихотворения, можно отметить, что наиболее часто встречающийся ряд: /р/ - /а/ - /л/. Это сочетание придаёт тексту с одной стороны, категоричность, яркость, «громкость», с другой- внутренний динамизм, напряжённость. ( В отличие, скажем, от сочетания Ч-Ш-К, О-В-М и др., которые имеют совершенно иные характеристики для воздействия на слух при чтении поэтического и прозаического текста.) Звуки /р/-/р`/ - 26, /а/ - 25, /л/- /л`/ - 17. Обращают на себя внимание строки с целым рядом повторяющихся звуков. Таких строк две: Чрез благовест, чрез клик колёс…( /л`/ - /л`/ ) Очевидно, здесь поэту хотелось выразить ощущение музыки, звона, который слышит, ощущает лирический герой от быстрой езды на пролётке. … И ветер криками изрыт… ( /р/ - /р`/ - /р/ ) Страстное, яростное желание как можно скорей достичь цели, невозможность более сдерживать свою неуёмную мечту- увидеть, ощутить, надышаться воздухом весны. -Сочините текст, в котором бы повторялись звуки на тему «Осень за окном». И попробуйте определить, для чего они используются. Лучше использовать шипящие, которые указывают на шуршание листьев, шум ветра. |
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ЕГЭ) Задание 4 ЕГЭ . |
Подберите соответствующие учебные задания |
Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 8 в ЕГЭ по литературе: Стремясь передать звуки весны, Фет использует повтор одинаковых согласных («И соловей еще не смеет// Запеть в смородинном кусте»). Как в литературоведении называется этот поэтический прием? Ответ Какой фонетический прием использует поэт в строке «Шуми, шуми, послушное ветрило…» Ответ Задание 26 русский язык «Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой родиной, В,И, Белов использует различные средства выразительности, в том числе фонетические:(А)________( в предложениях 12, 24) и синтаксические (Б)____________(в предложении 31). Передать состояние рассказчика,связанное с воспоминаниями о детстве,помогают тропы: (В)__________(«синие зубчатые леса» в предложении 3,»нервным маревом» в предложении 7, 2древний запах» в предложении 14), а также (Г)___________( «укор…свидельниц человеческого горя и радости» в предложении 23, «рождаются…города» в предложении 28)» Список терминов: 1) обращение 2) анафора 3) противопоставление 4) эпитет 5) ряды однородных членов предложения 6) синтаксический параллелизм 7) аллитерация 8) сравнение 9) метафора Расставить ударение в словах, задание 4ЕГЭ Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт. Самопроверка. Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Нацелено на обучение умению обобщать полученную информацию. Установите, верно ли утверждение? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте галочку. Утверждение Верно Неверно 1. Тема текста состоит из микротем. 2. Микротемы могут повторяться. 3. Каждая микротема начинается с абзаца. 4. В одном абзаце раскрывается одна микротема. 5. Начало текста и конец – это одна и та же микротема. 6. Начало и конец текста связаны между собой по смыслу. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Б. Пастернак Оцените себя |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Определить рифму и размер стихотворений Пастернака и Цветаевой |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы? - Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились? - Удалось ли/ Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена? - Слова "помощники": Повторили Я повторил(а) Изучили Я узнал(а) Узнали Я научился(ась) Проверили Мне пригодится Просмотрите у себя в оценочных листах, насколько Вам удалось понять тему (самоконтроль, самоорганизация). Если у Вас возникли какие-либо вопросы, вы можете их задать. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
|
-узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке? -была ли интересная информация на нашем занятии? -ваши впечатления от урока? Нарисуйте, пожалуйста, смайлик Тема понятна? | Цель достигнута? | Моё настроение после занятия | | Да! Думаю, не совсем Нет | | |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль. …Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.(Н.А. Заболоцкий) С/р Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки |
|