СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно    понимать текст, создание на его основе собственного высказывания для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе»














Конспект урока по русскому языку
в 11 классе

«Анализ текста. Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ»















подготовила учитель

русского языка и литературы

МОУ «СОШ №5 х.Восточный» Стукалова Галина Викторовна






2015-2016 уч.г.




Цель: формирование грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создание на его основе собственного высказывания для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать умение анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию сочинения – рассуждения;

Развивающая: формировать умение определять проблему текста, комментировать ее, формулировать авторскую и собственную позиции;

Воспитательная: воспитывать языковую культуру общения, любовь к природеРодине.

Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Формы работы: фронтальная, работа в группах.

Ход урока

  1. Оргмомент (записаны в рабочие тетради число и тема урока).

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста!» Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Вам понадобятся также накопленный вами житейский опыт, ведь текст В.А.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ. Итогом нашей работы станут фрагменты написанных вами сочинений.


3- проверка индивидуального домашнего задания

- Следующее задание подтолкнёт вас к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а вы быстро (устно, по цепочке) называете свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.

Составьте синквейн со словом: 1вариант – природа, 2 вариант – человек.

Природа.
Красивая, яркая.
воспринимается, пробуждается,
окружающая среда человека.
Жизнь.

Человек.
Сильный, умный.
Воспринимает, чувствует, любуется.
Воспринимает окружающую природу.
Живой.

4. Работа с текстом Солоухина В. А.

- Наконец, мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока – созданию сочинения-рассуждения по данному тексту в формате ЕГЭ.

Прочитайте текст.

Определите стиль и тип речи (художественный, повествование с элементами описания)

  1. О чем текст Солоухина.В.А.? ( о природе)

  2. От чьего лица ведется повествование?(персонаж – рассказчик)

  3. По поводу чего волнуется и переживает персонаж – рассказчик?( Желая показать родные места своей знакомой Валерии, персонаж рассказчик хочет понять, как она их воспринимает).

  4. Как же человек воспринимает окружающую его природу?

  5. Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?

  6. Какие художественные средства использованы автором?

  7. Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).

Но организуем нашу работу не совсем обычным образом.
Проведём лингвистический эксперимент (результаты могут быть самыми неожиданными)!
Мы разобьёмся на 6 микрогрупп, и каждая микрогруппа будет работать над фрагментом сочинения, над одной микротемой:
1) вступление
2) формулировка проблемы текста,
3) комментирование проблемы,
4) выявление и формулировка позиции автора текста по данной проблеме,
5) формулировка собственной позиции (постарайтесь выработать коллективное
мнение) и её аргументация,
6) заключение.

Если каждая микрогруппа отработает качественно, в итоге у нас появится хорошее, образцовое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. Если не получится или получится не то, будем анализировать свои ошибки и их исправлять.

Прежде чем вы приступите к коллективной работе, давайте ещё раз назовём и охарактеризуем композиционные элементы сочинения-рассуждения:

  1. Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.

  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.

  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)

  • На вечные темы можно начать так:  Любовь…Сколько о ней сказано!

2.Сформулировать проблему.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту проблему, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

3. Комментируем проблему.

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

    1. Кому адресован текст?

    2. Какова степень актуальности текста? 

    3. Как автор подходит к решению этой проблемы?

    4. К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая?

    5. Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

    6. С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает?

    7. Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?



В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части.

  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.

  • Комментариев о действиях героев текста.

  • Избегать повторов слова «проблема»

  • Не допускать выражений «проблема о том, что…»,  «проблема того, что..»,  «проблема о мужестве и стойкости..».

4. Определяем авторскую позицию.

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»). От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Вспомните, что читали об этом, какие литературные  ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на  примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:

  • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)

  • Достаточно привести такой пример…

  • Это можно доказать следующим образом..

  • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

  • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.

  • В этом легко убедиться, обратившись к…

6. Как заканчивать сочинение?

  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.


  1. Работа в микрогруппах (написание сочинения).

- Приступаем к работе! (каждая микрогруппа получает лист бумаги с названием микротемы, на котором выполняется работа).

6. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинений.

Учащиеся зачитывают свои работы как единое целое.

- Молодцы! Вы справились с трудной задачей. Приложенные вами совместные усилия дали хороший результат.

7. Рефлексия.

– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам? А присутствующим учителям?

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!