СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Различие главных и второстепенных членов предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Различие главных и второстепенных членов предложения. УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Различие главных и второстепенных членов предложения.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №14»








Конспект открытого урока

русского языка в 3 классе


Различие главных и второстепенных членов предложения




Составил: учитель начальных классов,

I квалификационной категории

Верина Наталья Анатольевна
























г. Набережные Челны


План - конспект урока русского языка


УМК: «Планета знаний»

Класс: 3


Тема урока: Различие главных и второстепенных членов предложения.

Цели:

образовательная:

обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;

развивающая:

повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся , формировать навык самоконтроля;

воспитательная:

воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

ууд:


- личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.


-метапредметные: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; способствовать формированию адекватной самооценки.


- коммуникативные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель.


-предметные: учить различать главные члены предложения от второстепенных.


Тип урока: усвоение новых знаний.


I. Организационный этап

- Прочитайте пословицу на экране. Что она означает?


Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости

Читают пословицу. Отвечают.


- Каждый день мы узнаем, что- то новое для себя, становимся умнее, мудрее.


II. Актуализация знаний учащихся.

- Отгадайте загадку

Загадка. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет. (Квартира, слово на доске).


1. Минутка чистописания.

Назовите первый звук в этом слове. Дайте характеристику звука.

Подчеркните те буквы, которые очень похожи на образец

- Вопросы к одному из учеников:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?


– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Формирование каллиграфии письма. Формирование умения оценивать свою работу.

– Какую отметку ты бы себе поставил? Прошу вас оценить свою работу.

Ставят отметку на полях


2.Словарная работа.

Запишем слово КВАРТИРА

Выделение орфограмм (ударение, безударная гласная, разделить на слоги).

Подбор однокоренных слов. Выделить корень. Определить части речи.

Квартира, квартирка, квартирный, квартирант, квартировать (проживать где ни будь в квартире), квартплата (квартирная оплата)

Лексическое значение слова квартира (учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)

Квартира – отдельное жилое помещение в доме, с кухней и коридором. Можно сказать (Найти временную квартиру. Съехать с квартиры.)

Место расположения войск. На зимних квартирах. Главная штаб квартира (главнокомандующий). Квартирное расположение войск (не в казарменных помещениях).

III. Постановка учебной задачи

  1. Игра «Узнай слово». Работа на маркерных досках

Запишите слово изложение. Оставьте только корень

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ

  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ

  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ

  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Что у вас получилось? Ответ: предложение.

Что вы знаете о предложении?

- А что мы не знаем о членах предложения? Тогда я вам предлагаю выяснить в чем основное отличие главных членов предложения от второстепенных.

  1. Упражнение «Найди лишнее слово» (на доске)

Разложи слова по коробочкам

существительное приставка

прилагательное корень

сказуемое суффикс

глагол подлежащее

местоимение основа

- Сколько групп у вас получилось? Разбор групп.

На доске выделены слова (подчеркнуть)

сказуемое подлежащее

Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения).

3 . А мы вернемся к слову квартира

Подберите подходящий по смыслу глагол к существительному квартира.

Квартира (что делает?) сдаётся, продаётся, украшается.

Мы с вами составили … что? Это можно назвать предложением? Почему? Какое это предложение? Почему?

- Докажите, что это предложение. (Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически, в конце стоит точка, мысль закончена.)

- Разберите по составу это предложение.

- Дайте характеристику этому предложению.

4. Моделирование.

- Составьте распространённое предложение с этим словосочетанием.

Быстро продаётся большая (красивая) квартира.

Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены

- Сформулируйте тему нашего урока?

"Главные и второстепенные члены предложения"

- Сегодня нам с вами предстоит узнать какие члены предложения называются второстепенными; в чем отличие второстепенных членов предложения от главных. Вам предстоит серьёзная работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные знания. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению умений, начнем с теории.

Знаю:

слова в предложениях – члены предложения

подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

что означает подлежащее, на какие вопросы отвечает

что обозначает сказуемое, на какие вопросы отвечает

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить дальше?

Правильно. А как они могли бы называться?

На доску прикрепляется табличка:

Второстепенные члены предложения.

Что мы знаем о второстепенных членах предложения?

Что хотелось бы узнать?

Таблица «Хочу узнать»:

Хочу узнать:

зачем нужны второстепенные члены

как они связаны с главными членами и другими членами предложения

как называются второстепенные члены

как нужно подчёркивать второстепенные члены


Да, второстепенные члены – это все, кроме главных.

Как вам кажется, для чего они нужны?


Добавим в наше предложение второстепенные члены.

Какие члены предложения можем дополнить, уточнить, пояснить?

  1. -Дополните предложение главным членом. Работа на маркерной доске

- Выпишите только грамматическую основу каждого предложения.

1)Дует ласковый южный ….. (ветер)

2) В поле ….. проталинки (появились)

3) Звонко чирикают неугомонные …… (воробьи)

- Что вы выписали: словосочетания или предложения? Как называются такие предложения? (нераспростр.)

Какой текст вам понравился больше? (там, кроме главных, есть еще и второстепен. члены.

Чем отличаются главные члены предлож. от второст.? (без главных нельзя построить предложение)

- Что вы знаете о второст. членах предлож.? ( второст. члены подчиняются главным, они распространяют, поясняют, уточняют, дополняют и тд. )

6. Задание:1. Прочитайте предложения. Какие они? (нераспространенные)


Звенит звонок. Начался урок. Учитель объясняет. Дети слушают. Урок закончился.


2.Распространите второстепенными членами и запишите предложения.


Примерный текст: Звенит звонок на урок. Начался урок русского языка. Учитель объясняет новую тему. Дети слушают внимательно. Урок закончился вовремя.


Что изменилось после того, как вы распространили предложения?(они стали давать более полную информацию).

IV. Физминутка


V. Первичное закрепление



1. Работа в парах по вариантам. МАРКЕРНАЯ ДОСКА


- Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте.


-Что нужно помнить, работая в паре?


-Вспомним их.


- Я попрошу вас соблюдать все правила, но особое внимание обратить на 3и 4 .


У детей в памятках записаны правила работы в паре.

Дети называют устно.

На доске записаны предложения:


Зелёная листва шелестит на ветках.


Пушистые снежинки ложатся на землю.


Красный шар летит по небу.


Работая в парах, прочитайте предложения. Найдите грамматическую основу и подчеркните ее. Подчеркните известные нам члены предложения.


- Работаем по рядам. 1-ый ряд выполняет задание с 1 предложением, 2-ой ряд со вторым, 3-ий с третьим.


- Первые выполнившие эту работу разберут предложения на доске.

3.1. Проверка работы на доске и самопроверка.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу:


– Что тебе нужно было сделать?


– Удалось тебе выполнить задание?


– Ты сделал всё правильно или были недочёты?


– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?


– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Разбирать предложение по членам.

– Какую отметку ты бы себе поставил?

- Сейчас прошу оценить себя в оценочных листах.

Работают в парах со списанными предложениями.

По одному человеку из пары, выполнившей работу, разбирают предложения у доски.

Самопроверка.

Оценивают себя в листе самооценки.


VI. Итог урока.

- Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) выражает смысл предложения.

- А второстепенные члены дополняют предложение.

Вывод: Т.е., без главных членов предложение существовать не может - теряется смысл, а без второстепенных - может. Например:


- Что является основным отличием главных членов предложения от второстепенных?


- Основным отличием главных членов предложения от второстепенных является то, что главные члены (подлежащее и сказуемое) не зависят от других слов в предложении! Это основа, каркас всего построения. Поэтому-то они и называются главными. Второстепенные члены, напротив, зависят от главных.

В чём же заключается эта зависимость? Дело в том, что именно от главных членов предложения ставятся вопросы к второстепенным, которые поясняют, уточняют и дополняют подлежащее и сказуемое. К второстепенным членам предложения относятся дополнения, определения и обстоятельства.


- Вспомним пословицу, записанную в начале урока.


-Кто считает, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее, поднимите руки.

2 . Рефлексия.


Закончить наш урок мне бы хотелось игрой «Закончи предложение».


На доске:

Я не знал (а) Теперь я знаю

Мне было трудно...

Теперь я могу

Мне было легко, потому что

Мне захотелось

Заканчивают предложения. Строят сообщение в устной форме.













































Правила работы в парах, группе


1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени.


2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.


3.Внимательно слушаем.


4.Четко высказываем свое мнение.


5.Уважаем мнение собеседника.


IV «Рефлексия» 1.Составление кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Попробуем все наши знания соединить в одно целое. Что мы изучаем – это члены предложения. Они бывают….





2. «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке

ЛЕСЕНКА ЗНАНИЙ

А – ничего не понял

Б – всё понятно, было интересно

В – хочу узнать больше



- Ну, что ж ребята, вы хорошо сегодня потрудились на уроке. Незнайка очень доволен вашей работой.

- Подведём итоги урока. Какая тема урока?

- Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)

- Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.










1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……



1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..



2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..


2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……


1)Дует ласковый южный …..


2) В поле ….. проталинки


3) Звонко чирикают неугомонные ……

Правила работы в парах, группе


1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени.


2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.


3.Внимательно слушаем.


4.Четко высказываем свое мнение.


5.Уважаем мнение собеседника.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!