Конспект урока русского языка в 3 классе
Дата: 12.12.2018
Класс: 3 «А»
Тема: Что такое приставка?
Тип: Открытие нового знания
Цель: познакомить с понятием приставка и отличительными признаками приставки, учить выделять приставку в слове.
Задачи:
О: Учить учащихся находить приставку в слове, отличать её от других частей слова;
Р: Развивать умение подбирать однокоренные слова с различными приставками, развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, память, устную и письменную речь;
В: Воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества, умение работать в коллективе (работать в паре), воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью, аккуратность и эстетичность при выполнении работы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные:
Личностные:
- знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- устанавливать причинно-следственные связи;
УМК: Школа России
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Орг.момент | - Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Ивановна и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы, можете садиться. Сели правильно, спины выпрямили, положили тетради под наклоном, ручку взяли правильно. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа (слайд 1). - На столах у вас лежит маршрутный лист. За каждое выполненное задание вы будете ставить + в окошко и в конце урока мы узнаем получилось ли у вас сделать открытие или нет. | Приветствуют учителя и друг друга. Записывают число, классная работа. |
2 3 | Актуализация знаний Проблемная ситуация Формулирование ТЦЗ | - Чтобы сделать открытие, нужно вспомнить пройденный материал. Проведём «Разминку для ума». - Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. (Корень, окончание) - Без какой части слово не может существовать? (Без корня) - Что такое корень? Вспомните определение из учебника. (Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) - Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) - Молодцы! Работа с однокоренными словами и картинками - Прочитайте слова и рассмотрите картинки на стр. №84 - Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные) - Докажите, что данные слова являются однокоренными. (Для того, чтобы доказать, что данные слова однокоренные, выделю общий корень: ход) - Какая часть слова придает им разное значение? У нас появилось затруднение. Чтобы узнать, как она называется отройте учебник на стр №73. Внимательно посмотрите на схему. Как называется часть перед корнем? - Какая тема сегодняшнего урока? (Что такое приставка?) - Какая цель урока? (Узнаем, что такое приставка и научимся находить её в слове) Ребята, а теперь я предлагаю составить план на урок. Продолжите фразы: План: 1. Узнать, что такое… (приставка и для чего она нужна?) 2. Учиться определять … (приставку в словах) 3. Закрепить … (полученные знания) | Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Формулируют тему урока, цель. |
3 | Открытие нового знания | Стр. 84, работа с правилом. Ребята, прочитайте, пожалуйста, правило про себя. Кто готов прочитать его вслух? Что такое приставка? Приведите пример слова с приставкой из правила. Работа в группах - Сейчас вы будете проводить мини-исследование в группах по 3 человека. Но перед этим давайте повторим правила работы в группах. Какие вы помните? Обратите внимание, они есть и на слайде. - Вам нужно будет прочитать слова, ответить на вопросы и сделать вывод, для чего нужна приставка. Время на работу – 1 минута. Слова 1 группы: ходить – переходить, подходить. 1. К какой части речи относятся данные слова? (Глагол) 2. Что общего в словах? Выделите. 3. Где находится приставка: перед корнем или после корня? (Перед корнем) Слова 2 группы: добрый – предобрый, задобрить. 1. К какой части речи относятся данные слова? (Прилагательное и глагол) 2. Выделите корень в каждом слове. 3. Для чего служит приставка? (Для образования слов) - Исследователи первой группы к какой части речи вы отнесли слова? (Глагол – потому что отвечают на вопрос «Что делать?) - Какой вы сделали вывод? Что такое приставка и где она находится? Вывод: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. - Исследователи второй группы, к какой части речи вы отнесли слова? (Прилагательное – потому что отвечают на вопросы «Какой?» и к глаголу, потому что отвечает на вопрос «Что сделать?») - Какой вы сделали вывод? Для чего служит приставка? Вывод: Приставка служит для образования слов. Какой пункт плана мы только что выполнили? (Первый). Отметьте в маршрутных листах задание 1 + если оно выполнено верно, - если неверно. Ребята, пришло время немного отдохнуть. Отложите ручки. Поднимите глаза в правый верхний угол, затем в левый нижний угол. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Молодцы. | Читают правило про себя, затем вслух. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание совместно с учителем. |
4 | Первичное закрепление | Ребята, а сейчас у нас будет парная работа. Но перед этим я предлагаю вспомнить правила работы в парах. Давайте сравним наши правила с правилами на слайде. Есть что-то, что мы не назвали? (слайд 3) У каждой пары на столе лежит карточка. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Задание всем понятно? На выполнение этого упражнения у вас три минуты. По окончанию продемонстрируйте знак готовности. 1) Заполните таблицу. Подберите однокоренные слова с разными приставками. Выделите в словах приставку. Слово без приставки | Слово с приставкой | Слово с другой приставкой | шепчет | про… | за… | думает | на… | при… | - Первая пара выйди и покажи ответ вашей пары под документ-камерой. Вторая и третья пара, есть ли у вас другой ответ? - Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы найти в слове приставку? Вывод: Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово. Часть слова, которая окажется перед корнем и будет приставкой. - Если у вас все правильно поставьте + в маршрутном листе. - С каким пунктом плана мы сейчас справились? - Сейчас вы будете работать самостоятельно. У вас на партах есть карточки: зеленая и красная с повышенным уровнем сложности. Выберите ту карточку, которую сможете выполнить. Карточка зелёная - Вставь в слова приставку и выдели ее. Подарить, закипеть, прочитать, убежать, выписать. Карточка красная - Подбери к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу. Выдели приставку. Выбежать – забежать, закрывать – открывать, отгадать – загадать, приехать – уехать. - Итак, а сейчас кто выполнял задание на зеленой карточке поднимите руку, … выйди и продемонстрируй свой ответ под документ камерой. Ребята, есть ли у вас другие варианты ответов? Оцените свою работу в карточке самооценки: поставьте +если задание выполнено верно, - если не верно. - Кто выполнял задание на красной карточке поднимите руку, … выйди и продемонстрируй свой ответ под документ камерой. Ребята, есть ли у вас другие варианты ответов? Оцените свою работу в карточке самооценки: поставьте +если задание выполнено верно, - если не верно. Какой пункт плана мы только что выполнили? | Читают задание. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют парное задание. Слушаем и проверяем одну пару через документ камеру, сверяем ответы с остальными. Проходим викторину вместе с Незнайкой. |
5 | Итог урока Оценивание | - Итак, с какой темой сегодня познакомились? - Что такое приставка? Мы ставили цель… Мы достигли цели, потому что… Обратите внимание, выполнили ли мы наш план? Посмотрите на свой маршрутный лист. На протяжении всего урока вы выставляли себе + и -. Оцените свою деятельность на уроке на полях с помощью критериев на слайде. После урока я обязательно соберу ваши тетради и выставлю оценки. | Отвечают на вопросы учителя. |
6 | Рефлексия | Ребята, а теперь выберите, какое настроение вы с собой заберёте. Перетащите весёлый смайл в сундук, если вы активно работали на уроке и справились со всеми заданиями. Перетащите равнодушный смайл в сундук, если вы недостаточно активно работали на уроке. Перетащите грустный смайл, если вы совсем не работали на уроке и плохо справились с заданиями. Ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали, вы большие молодцы! На каждом новом уроке мы узнаем о русском языке что-то новое и интересное. Очень как важно уметь пользоваться своим родным языком, если ты знаешь язык в совершенстве, то твоя речь становится красивой и правильной. В наше время очень важно быть грамотным человеком, без знания русского языка в современном мире просто некуда. - Приведите пример где именно мы можем применять знания, полученные на уроке русского языка? - Непременно, знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране. Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях. | Оценивают работу друг друга с помощью «волшебных линеечек». |
7 | Домашнее задание | У вас на столах лежат карточки ДЗ. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? (Составить 3 предложения со словами, в которых есть приставки). Задание понятно всем? Всем спасибо за урок, урок окончен, демонстрацию завершила. | Записывают домашнее задание. |