ГОУ «Свердловский лицей №1»
21.02.2019 3-А класс
Учитель: Петренко Л.П.
Тема: Именительный, родительный, винительный падежи. Сопоставление падежных форм
Цели:
путем практических упражнений научить учащихся различать формы именительного, родительного и винительного падежей имен существительных;
развивать коммуникативные навыки, интеллектуальные способности детей;
воспитывать любознательность, трудолюбие и аккуратность на письме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки с падежами и словами для индивидуальной работы, аудиозапись «Ноктюрн» О.Бабаджаняна, учебники, тетради.
Ход урока
Логическая пятиминутка
(Слайды №2 – 3) Мы путешествуем по стране Имя…(существительное). Мы были в городах Род и Число. Кто в них живет? Сейчас мы в городе из шести районов. Как он называется? (Падеж).
Какой первый район города Падеж? (Именительный)
Как называется второй район? (Родительный)
Мы побывали в третьем районе (Дательном).
Вчера мы путешествовали в четвертый район. На какие вопросы отвечают существительные в этом районе? (Кого? Что?) Какие районы похожи и чем? Сегодня мы научимся различать существительные в схожих падежных формах.
II. Минутка чистописания.
а) Ученики индивидуально на карточках склоняют существительные луна, певец, улица, ученица, солнце, облако и т.п.
б) Работа в тетради.
21 февраля
Классная работа
Юю Юл Юн Юр юнга юрист ноктюрн юбиляр ювелир
III. Словарно-орфографическая работа
Как вы понимаете значение слова ноктюрн?
(Ноктюрн — это название музыкальных пьес лирического, мечтательного характера.)
Составление предложения из слов:
Дыхание, звучит, в, дыхание, душе, весеннее, музыканта, природы, ноктюрном.
(Весеннее дыхание природы ноктюрном звучит в душе музыканта.)
Напишите это предложение, синтаксический разбор (1 ученик), выписать существительные, определить падеж (2 ученик).
IV. Развитие орфографической зоркости (в столбик) (Слайды № 4 – 5)
Есть сладкое слово - …
Есть быстрое слово - …
Есть кислое слово - …
Есть слово с окошком - …
Есть слово колючее - …
Есть слово промокшее - …
Есть слово упрямое - …
Есть слово зелёное - …
V. Изучение нового материала.
В каком падеже записаны эти существительные? Давайте запишем их еще в два столбика в формах родительного и винительного падежей. Почему именно эти падежи?
И.п. | Р.п. | В.п. |
конфета | конфеты | конфету |
ракета | ракеты | ракету |
лимон | лимона | лимон |
вагон | вагона | вагон |
ёж | ежа | ежа |
дождь | дождя | дождь |
цель | цели | цель |
ель | ели | ель |
Какие существительные имеют одинаковые окончания в разных падежах?
Выделим эти окончания.
Физкультминутка
Мы говорили сегодня о ноктюрне. Сейчас мы его услышим и выполним упражнения для шеи и рук. (Звучит запись «Ноктюрн» О.Бабаджаняна)
VI. Работа с учебником
С.50 Ознакомление с правилом определения падежей схожих форм.
Выполним упражнение 91 с комментарием.
Упр.92 – определение падежей.
Самостоятельная работа в парах.
VII. Закрепление изученного
Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения?
Сравнения падежей. Игра «Угадай падеж» (слайды 6 - 8)
Домашнее задание (пояснить) с.50 (правило), упр.93
VIII. Итог урока
Что вы узнали сегодня на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднения?