Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"
по теме: "Состав слова. Словообразование. Разбор слова по составу."
Учитель: Арсланбаева Марина Михайловна,
МБОУ Школа №9 г.Уфа
Цель: закрепить умения выделять части слова, разбирать слова по составу.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить понятия "корень", "приставка", "суффикс", "окончание" и "основа слова" ;
- составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу.
Развивающие:
- развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с источниками информации;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем во влечения каждого обучающегося в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день. Записываем в тетрадях число, месяц, классная работа.
Минутка чистописания.
2. Работа по теме урока.
Выступление детей (приставка, корень, суффикс, окончание и основа слова) 5 человек.
Актуализация темы. Что мы сегодня будем проходить на уроке? Состав слова, словообразование. Закрепление.
Что такое словообразование?
Словообразование - это раздел науки о языке, которой изучает строение слов и способы их образования.
Спешите текст.
Рыбаки наловили много рыбы.
Часть рыбы сдали на рыбный завод.
А бабушка испекла рыбник - пирог с рыбой.
Что общего во всех выделенных словах?
Корень.
Как называют слова, которые имеют один корень, с одним и тем же значением?
Однокоренные слова.
Придумай однокоренные слова с данными корнями.
1 ряд - ЛЁД (ледок, льдина, ледник, ледовый, ледяной)
2 ряд - ЦВЕТ (цветик, цветок, цветник, цвести)
3 ряд - КОРМ ( кормить, кормилец, кормушка, накормить)
Подбери однокоренные слова
1 вариант - ВОДА 2 вариант - ВОДИТЬ
Давайте проверим.
ИГРАЛА выделяем окончание А ед. ч. - ИГРАЛИ окончание И мн.ч.
ДЕВОЧКА - ДЕВОЧКИ
Что изменилось?
Окончание.
Что такое окончание? Что еще изменилось?
Форма слова.
Что такое форма слова?
Формы слова - это варианты одного и того же слова, с изменением окончаний.
3.Физкультурная минутка.
Ракета
Раз, два стоит ракета,
Три, четыре - самолет,
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет!
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
Основа слова. Запишите под диктовку:
Городской парк. Горячий хлеб. Сильный ветер.
Что мы записали?
Словосочетания.
Что такое словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Найдите и определите в словосочетаниях главное и зависимое слова и поставьте вопрос.
Проверка задания.
Найдите в каждом слове основу слова. Выделите ее.
Комнатн-ые цвет-ы полива-ют тепл-ой вод-ой.
Что такое основа слова, как ее определить?
Ответы детей.
Приставка.
Образуй и запиши однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.
ЗаУчить, ПереУчить, ПроУчить, ВыУчить, ПодУчить, ОтУчить, РазУчить, НаУчить, ОбУчить, ИзУчить, ДоУчить, ПриУчить, ПоУчить.
Суффикс.
Образуйте новые слова, добавляя в них суффикс.
Что такое суффикс, какие суффиксы бывают?
Реченька, путник, рученька, диванчик, огуречик, зайчик, травинка, лесник, головушка.
Выделите в каждом слове суффикс.
Проверка.
4. Продолжение работы по теме.
Работа по учебнику стр.98 упр.187. Самостоятельно.
Подружка.
Работа по карточкам.
Карточка №1
Разбор слова по составу.
ЗАМОРОЗКИ, ПРИГОРОД, ДРУЖОК
Карточка №2
Разбор слова по составу.
ДОЖДЛИВЫЙ, ЗВОНИТ, ПЕРЕПИСКА
5. Рефлексия.
Что вам понравилось на уроке?
В чем вы испытали трудность?
Оцените свою работу.
6. Подведение итогов урока.
Назовите значимые части слова.
Домашнее задание. Упр. 182 стр.96.