Тема урока: Изменение звуков в потоке речи.
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Ход урока
I. Организация начала урока.
(создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха).
II. Актуализация знаний
Реализация домашнего задания. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся. по критериям:
1. Полный ответ и нет.
2. Есть ли речевые ошибки в созданом тексте?
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)
Задание 1. Отгадайте загадку.
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Буквы)
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
III. Целеполагание
- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
- Конечно же, о звуках и буквах.
- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?
(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 4)
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Изменение звуков в потоке речи»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?
- Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.
IV. Усвоение новых знаний.
Наблюдение материала
Работа с теоретической справкой на стр. 126 о сильной и слабой позиции гласных звуков.
Воды - В [ о ] ды – ударный гласный [о] - в сильной позиции;
Вода - В [ а ] да – безударный [а] - в слабой позиции.
- Почему в русском языке выделяются понятия «сильная позиция гласных», «слабая позиция гласных»?
В тетрадь записывается отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Знакомство с понятием транскрипция. Запись определения в тетрадь.
Транскрипция – (от лат. Transcription) – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.
- Когда мы пользуемся транскрипцией? (Примерный ответ: При определении количества букв и звуков в слове, при орфоэпическом разборе)
- Где мы встречаемся с транскрипцией? (Примерный ответ: В орфоэпическом словаре и при чтении иностранных слов)
Физминутка
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
V. Первичная проверка усвоения знаний:
- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.
Задание 2. Затранскрибируйте следующие слова - солнце, яичница, касаться.
[сонцэ], [й'аиш'ница], [касаца]
- Совпадает ли количество букв и звуков в этих словах? Если нет, то почему?
Задание 3. Работа в парах. Задания на карточках.
Задание для 1 группы: Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого согласного:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
(Перевод С. Маршака)
- Какие слова в этом стихотворном отрывке вам непонятны (скипидар, замазка, булочная).
Скипида́р (ма́сло терпенти́нное, терпенти́н) — жидкая смесь терпенов и терпеноидов, получаемых из смол хвойных деревьев (живицы).
Широко применяется как растворитель лаков и красок, а также в медицине, ветеринарии, в химической промышленности
VI. Рефлексия.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _(написание)______________ слова соответствует их _(произношению)_________________. Чтобы показать произношение слова, используется _(транскрипция)_____________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
VII. Информация о домашнем задании:
Подберите примеры из художественной литературы, где отражались бы изменения звуков в потоке речи.
Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Зачем нам нужны орфографические правила?» (по желанию)
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Записать отрывок из рассказа А. Гайдара «Горячий камень»:
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил соседний сад.
Задание: определите сильную и слабую позицию гласных в записанном отрывке.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.
__________________ правила помогают правильно написать слова.
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Комментированное письмо ( Запись на доске )
Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
12